Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании уровня конкурентоспособности кампании и разработке направлений ее повышения.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- изучить содержание конкурентоспособности организации;
- выделить показатели, характеризующие конкурентоспособность организации;
- рассмотреть зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности организации;
- оценить конкурентоспособность ОАО «ИСКО-Ч»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………............................................6
Содержание конкурентоспособности организации как экономической категории……………………………………………6
Показатели, характеризующие конкурентоспособность организации……………………………………………………………11
Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности организации……………………………………………………16
АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………….22
Организационно-экономическая характеристика ОАО «ИСКО-Ч»..22
Анализ финансового состояния ОАО «ИСКО-Ч»………………28
Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч»…….....42
Моделирование показателей деятельности ОАО «ИСКО-Ч»……..58
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………….65
Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………65
Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…………………………………………………………...76
Безопасность и экологичность проектных решений………………….87
Техника безопасности при эксплуатации двухроторных затирочных машин…………………………………………………..87
Требования безопасности при осуществлении монолитного строительства…………………………………………………………89
Расчет потерь от производственного травматизма при осуществлении проектных решений………………………………..94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..............96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..99
Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней
среды охватывает такие процессы,
как: взаимодействие менеджеров и рабочих;
найм, обучение и продвижение кадров;
оценка результатов труда и
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает
в себя процессы, связанные с обеспечением
эффективного использо-вания и движения
денежных средств в организации.
В частности, это поддержание
ликвидности и обеспечение
Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может за счет [33, с. 154]:
1. Обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара. Низкие издержки означают способность предприятия разрабатывать, производить и продавать товар со сравнимыми характеристиками, но с меньшими затратами, чем конкуренты.
2. Обеспечения незаменимости продукта с помощью дифференциации. Дифференциация означает способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, т.е. большей потребительной стоимостью.
3. Концентрация на сегменте. Предприятия все свои действия направляют на определенный сегмент рынка. При этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию продукта, либо к совмещению того или иного.
Итак, проведя частичный анализ основных направлений повышения конкурентоспособности организации, приходим к выводу, что в сложившейся ситуации остаётся помнить и придерживаться основного принципа: проведя комплексную диагностику фирмы, и, ориентируясь на те или иные пробелы в её работе, следует выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям собственного предприятия, и органично вписать его в общую систему управления для создания крепкого фундамента устойчивой позиции на рынке.
1.2. Показатели, характеризующие
конкурентоспособность
Конкурентоспособность организации зависит от ряда таких показателей, как:
- конкурентоспособность
товаров предприятия на
- расходы на рекламу;
- занимаемые рыночные
ниши и сегменты, диверсификация
деятельности предприятия и
- вид производимого товара;
- ценовая и неценовая конкуренция;
- емкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции
предприятий, уже работающих
- конкурентоспособность региона и страны [36, с. 215].
Анализ конкурентоспособности хозяйствующего субъекта можно провести в соответствии с логикой «многоугольника конкурентоспособности», характеризующего сильные и слабые стороны деятельности конкурентов. Степень анализа сильных и слабых сторон зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.
В качестве примера рассмотрены два хозяйствующих субъекта в области торговли (рис. 2).
─── предприятие А
Рис. 2 - Многоугольник конкурентоспособности
Соответственно каждой из восьми осей с использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки, соответствующие значениям критериев. Линия, проходящая через точки, образует многоугольник. Можно видеть, как отличаются по отдельным критериям фирмы А и Б [41, с. 117].
Но описываемый метод не позволяет установить значение обобщенного критерия конкурентоспособности и соответственно уровень конкурентоспособности.
Наиболее важным объемным
показателем, характеризующим
Важным показателем
конкурентоспособности
Именно этими
мерками руководствуется
Интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности) рассчитывается по формуле:
где K - интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс
конкурентоспособности),
n - число оцениваемых параметров,
ai - вес i-го параметра.
Относительным показателем конкурентоспособности является «уровень конкурентоспособности» (К), который определяется следующим образом:
где IO - интегральный показатель оцениваемой продукции;
IA - интегральный показатель продукции-аналога.
Если К > 1, то оцениваемая
продукция превосходит продукци
Уровень конкурентоспособности также можно определить на основе нормы потребительской стоимости по формуле:
Где Pj - частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительской стоимости по i-му блоку значимых свойств:
Q = f(PNэ * Pmт * Pxэкол * Pyпсих * Pzюр)1/(N+m+x+y+z), (5)
Где N, m, x, y, z – весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга.
Коэффициент конкурентоспособности предприятия можно рассчитать на основе теории эффективной конкуренции по формуле:
C = 0,15*e + 0,29*f + 0,23*s + 0,33*c, (6)
где С - коэффициент конкурентоспособности предприятия,
e - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия,
f - значение критерия финансового положения предприятия,
s - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке,
c - значение критерия конкурентоспособности товара.
Динамика изменения уровня конкурентоспособности по индикаторам рассчитывается по формуле:
где Дkj – оценка динамики изменения конкурентоспособности по k-му индикативному блоку для предприятия j,
Nkj – число индикаторов в блоке k для предприятия j.
Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам продукции. Оценка качества продукции состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству - перечню количественных характеристик (показателей качества) качественных признаков.
Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примером являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара [28, с. 113].
Следующим одним из важнейших
показателем
Качественным показателем,
характеризующим
Чистая прибыль - это часть валовой прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за счет прибыли.
Показателями
Ресурсоотдача показывает величину объема деятельности, приходящуюся на 1 руб. ресурсов потребительского общества.
Ресурсоемкость показывает стоимость ресурсов приходящихся на 1 руб. объема деятельности.
Ресурсорентабельность отражает эффективность и прибыльность использования ресурсов, определяет величину прибыли, приходящейся 1 руб. вложенный в ресурсы.
Доля рынка также является важным показателем конкурентоспособности фирмы, величину которого необходимо определять и прогнозировать. Рыночная доля - это отношение объема продаж определенного товара (работ и/или услуг) данного предприятия к суммарному объему продаж данного товара, осуществленному всеми субъектами, действующими на данном рынке.
Этот показатель является ключевым при оценке конкурентной позиции предприятия. Поскольку хозяйствующий субъект с высоким показателем рыночной доли больше производит и реализует продукта, то себестоимость единицы продукта этого предприятия ниже по сравнению с конкурентами. Позиции предприятия с большей долей рынка в конкурентной борьбе предпочтительны.
Доля рынка хозяйствующего субъекта на определенном виде рынка товаров и услуг рассчитывается следующим образом [16, с. 103]:
Д р. = (ОД п.о. / ОД р.) * 100%, (8)
где Д р. - доля рынка, %;
ОД п.о. - объемный показатель производства и реализации товаров, оказанных услуг, выполненных работ потребительским обществом;
ОД р. - объемный показатель района (региона, страны).
Исходя из вышесказанного,
показатель конкурентоспособности
продукции для любого предприятия
– это зеркало, в котором отражаются
итоги работы практически всех его
служб и подразделений, то есть характеристика
состояния его внутренней среды,
а также мера его реактивности
относительно изменений внешних
факторов. Кроме того, используя
данный показатель можно оценить
эффективность мер, которые были
приняты по обеспечению
1.3. Зарубежный
опыт обеспечения
Можно выделить четыре основных уровня или степени конкурентоспособности зарубежных предприятий. Руководство предприятия первого уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят только в том, чтобы давать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Они настолько уверены в совершенстве конструкции или техническом уровне своей продукции, в явных преимуществах ее по сравнению с изделиями конкурентов, в мощи своих сбытовых подразделений и службы маркетинга, что готовы осчастливить покупателя, лишь поставляя заявленные в рекламе товары. Любые дополнительные улучшения на производстве или в управлении считаются излишеством.
Хотя такой подход в
высшей степени наивен, он может
принести предприятию успех, если оно
сумеет найти на рынке нишу, которая
убережет от немедленной конкуренции.
Но как только предприятие или
фирма начинают расти, увеличивать
масштабы своего производства, может
случиться следующее: предприятие
перерастет нишу рынка, на которую первоначально
работало, и вступит в конкуренцию
на другом его сегменте или первоначальная
ниша разовьется в растущий рынок
и станет привлекательной для
других производителей. Тут уже одним
умением просто выпускать продукцию
не обойдешься. Нужно позаботиться
о получении сравнительных