Международная конкурентоспособность Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - определить за счет чего Китай способен конкурировать с другими странами и какие факторы влияют на это. Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы понятия конкуренции и определить основные факторы, влияющие на способность стран к конкуренции
Сравнить рейтинги разных стран и выявить закономерность
Проследить, что дало толчок к развитию КНР, определить место Китая в современной мировой экономике

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы конкурентоспособности стран 6
и их отражение в международных рейтингах
1.1Основные подходы к определению конкурентоспособности 6
1.2Параметра конкурентных отраслей 9
1.3Анализ рейтингов конкурентоспособности стран 13
Конкурентные позиции Китая и их динамика 18
2.1 Место Китая в мировой экономике 18
2.2 Конкурентные отрасли китайской экономики 20
2.3 Анализ динамики и товарной структуры китайского экспорта 22
3. Исследование факторов повышения конкурентоспособности Китая 29
3.1 Реформы как начало экономического роста 29
3.2 Оценка влияния вступления Китая в ВТО на 30
повышение его конкурентоспособности
3.3 Оценка позиций Китая в торговле технологиями 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложения 41, 43

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс, МЭ, про Китай.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

Федеральное агентство  по науке и образованию Российской Федерации

Уральский Государственный  Экономический Университет

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Мировая экономика» на тему:

«Международная конкурентоспособность  Китая»

 

 

 

Научный руководитель: к.э.н., доцент Борисова Е.Н.

Исполнитель: Краева Дарья, МЭО-08-2

 

 

 

Екатеринбург

2009г.

Содержание

Введение                                                                                                               3

  1. Теоретические основы конкурентоспособности стран       6                               и их отражение в международных рейтингах

1.1Основные подходы к определению конкурентоспособности             6

     1.2Параметра конкурентных отраслей                                                         9

     1.3Анализ рейтингов конкурентоспособности стран                               13

  1. Конкурентные позиции Китая и их динамика                                           18

2.1 Место Китая в мировой экономике                                                     18

     2.2 Конкурентные отрасли китайской экономики                                    20

      2.3 Анализ динамики и товарной структуры китайского экспорта        22

3. Исследование факторов повышения конкурентоспособности Китая      29

3.1 Реформы как начало экономического роста                                        29

3.2 Оценка влияния вступления  Китая в ВТО на                    30 повышение его конкурентоспособности

3.3 Оценка позиций Китая в  торговле технологиями                               34

Заключение                                                                                                         37

Список использованной литературы                                                               39

Приложения                                                                                                 41, 43

Введение

В процессе глобализации и интернационализации важную роль играет конкурентоспособность. Развитие национальных экономик большинства стран мира в значительной степени определяется их способностью к конкурированию. Несомненно, в процессе конкуренции одни терпят поражение, а другие побеждают и в качестве награды получают способность развиваться как интенсивно, так и экстенсивно. 

Конкуренция – это, несомненно, положительное явление экономического мира. Чем больше она, тем больше стимул у производителей  делать их товары либо такого же качества, но более дешевые, либо уменьшать цену за счет незначительного снижения качества продукта. Для того чтобы быть более конкурентоспособным, идеальным считается сочетание уменьшения цены и увеличения (или поддержания) качества товаров. Но как конкурентоспособность компаний  влияет на способность различных стран к конкуренции?

 Международное разделение труда позволило странам разделиться по ведущим отраслям. И уже среди стран, где доминируют одинаковые отрасли, происходит основная конкуренция в этих отраслях. Компании, фирмы и корпорации соревнуются между собой за внутренние рынки стран и, завоевав их, разрабатывают стратегию выхода на мировой рынок.  Соответственно конкурентоспособность страны определяется способностью совокупности всех ее экономических агентов конкурировать с агентами других стран.

Китай является ярким  примером того, что страна за довольно короткий период времени смогла стать одной из ведущих развивающихся стран. Имея большой потенциал, она долгое время оставалась в тени, не показывая себя с сильной стороны, но в последние два десятилетия начала активно выдвигаться на мировой рынок.

Поэтому тема данной работы -  «Международная конкурентоспособность Китая». Актуальность ее заключается в том, что КНР продолжает развиваться, причем довольно быстрыми темпами, и угрожает сместить на второе место такого мирового лидера как США. Поэтому изучение факторов, которые позволили Китаю достичь таких успехов, является очень важным. Цель этой работы -  определить за счет чего Китай способен конкурировать с другими странами и какие факторы влияют на это. Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические основы понятия конкуренции и определить основные факторы, влияющие на способность стран к конкуренции
  • Сравнить рейтинги разных стран и выявить закономерность
  • Проследить, что дало толчок к развитию КНР, определить место Китая в современной мировой экономике
  • Проследить динамику развития Китая и исследовать параметры повышения его конкурентоспособности
  • Вступление Китая в ВТО
  • Развитие страны в торговле технологиями

Объектом исследования является экономика Китая. Предмет  исследования – конкурентоспособность  Китая и пути ее повышения.

Информационной базой  для написания курсовой работы послужили архивы научных публикаций географического факультета Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, иностранные экономические сайты, в частности сайт мирового экономического форума, учебники для вузов, а также иностранные и русские журналы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы конкурентоспособности стран и их отражение в международных рейтингах

    1. Основные подходы к определению конкурентоспособности

Конкуренция – это одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно она обеспечивает творческий подход к делу, создает условия для самореализации человека в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план, и нет практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами. В Соединенных Штатах Америки была создана «Комиссия по вопросам конкуренции при президенте США» в 1985 г., а затем «Совет по политике конкурентоспособности» в 1986 г. За ними последовали другие национальные государства, в том числе и Европейский Союз.

Понятие конкурентоспособности  многогранно и разные источники определяют его по-разному.

«Способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, способные соответствовать требованиям международного рынка» – Комиссия по вопросам конкурентоспособности при Президенте США (1985)

«Способность  экономики страны, государства участвовать  в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам» - Словарь по экономике и финансам

«Способность  страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП» – Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная конкурентоспособность» (1996)

Определение конкурентоспособности имеет достаточно широкие рамки охвата и сама ее концепция недостаточно ясна. В то же время, эксперты сходятся к мнению о том, что она действительно является одной из главных принципиальных проблем экономической политики.

На основе выше приведенных различных определений можно выявить основные факторы центральные для этого понятия.

Первый фактор – это само понятие конкуренции. Очевидно, что конкурентоспособность является, прежде всего, способностью конкурировать. Само же понятие конкуренции имеет меняющийся характер. Традиционно конкуренция считалась способностью продавать больше продукции и получать большую прибыль, чем конкурент, будь то компания или страна. Сегодня конкуренция в большей степени сосредоточена на «нематериальных» аспектах, таких как брэнды и маркетинг, а не на действительной стоимости продукта как такового.

Второй фактор – это пространственное измерение. Вопрос, который необходимо задать, это что или кто должен стать конкурентоспособным? Все экономические агенты в определенном смысле должны быть конкурентоспособными, и не только экономические агенты, но и отдельные люди в таких видах деятельности как спорт, игры и т.д. Тем не менее, литература по этой теме обычно определяет два основных направления конкурентоспособности: для предприятий и для стран.

Современное предприятие  обычно состоит из различных производственных единиц, зачастую расположенных на территориях

различных государств и иногда конкурирующих друг с  другом.

Наряду с  этим, существуют противоположные точки зрения о том, что в

действительности  является ключевым: конкурентоспособность предприятий или стран. Единственной ролью страны в процессе развития конкурентоспособности является проведение политики, которая способна помочь создать благоприятные условия для производства стоимости в рамках предприятий. Эта точка зрения вызвала многочисленную критику как со стороны ученых, так и тех, кто занят реализацией экономической политики. Еще одной интересной тенденцией исследований в области конкурентоспособности, стало то, что зародившись в рамках теории международной торговли, сегодня они стали универсальной темой для экономической политики. Сегодня быть конкурентоспособным означает не просто много продавать заграницу. Сегодня это понятие имеет гораздо больший охват, однако – что перекликается с заданным выше вопросом – ее можно использовать только при четком определении применения к субъекту или территории.

Далее следует  фактор цели роста благосостояния. Идея о том, что конкурентоспособность является предпосылкой преуспевания и роста благосостояния занимает все более центральное место в различных определениях. В то же время, мнения о том, что означает благосостояние, значительно расходятся. Это может быть ВВП на душу населения (Всемирный экономический форум), благосостояние (ИРМ), уровень жизни (Совет по конкурентоспособности США), уровень жизни и социальное благосостояние (Европейская Комиссия);

Роль знаний – это, возможно, самая новая составляющая понятия конкурентоспособности. Это также одно из связывающих звеньев между концепцией конкурентоспособности и экономической теорией. Когда политики говорят о конкурентоспособности, экономисты говорят об экономике, приводимой в движение знаниями, или, иногда, новой экономике. За этим стоит ключевая идея о том, что информация и инновации сегодня являются центральными движущими силами эволюции мировой экономики. Компоненты торговли и производственных факторов продолжают терять свою значимость, не только в теории, но и в

правительственных программах, нацеленных на поддержку конкурентоспособности экономики. Вопрос о знаниях, тем не менее, новый для экономической науки. В данном случае, возможно, научно-технический прогресс развивается гораздо более быстрыми темпами, чем экономическая теория и все еще существует множество вопросов и областей анализа, которые необходимо изучить, чтобы лучше понять связь между знаниями и конкурентоспособностью.

 

Основываясь на этих факторах можно выявить наиболее подходящее определение конкурентоспособности и, по-моему мнению, таким определением является: «Сфера экономических знаний, анализирующая факты и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие создание дополнительной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения» – «Всемирный ежегодник по вопросам  конкурентоспособности» Международного института менеджмента (2003)

Конкурентоспособность страны в целом зависит от совокупности деятельности всех экономических агентов  этой страны и сотрудничества с другими странами, причем эту деятельность можно разделить по отраслям.

1.2 – Параметры конкурентных отраслей

К определенной специализации  стран на мировой арене привело  развитие международного разделения труда, Специализация зависит от степени конкурентоспособности той или иной отрасли в стране. Исследования этого вопроса базируются на определении М. Портера, который ориентируется на выделении критериев оценки уровня конкурентоспособности в системе мировой экономики. В связи с отсутствием четкого понятия довольно часто за конкурентоспособные отрасли выдают либо «отрасли специализации» (в том числе международной), либо «доминирующие отрасли» (занимающие высокий удельный вес в структуре экономики).

Суть конкуренции в отрасли выражается пятью силами:

    1. угрозой появления новых конкурентов;
    2. угрозой появления товаров или услуг- заменителей;
    3. способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться;
    4. способностью покупателей торговаться;
    5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Информация о работе Международная конкурентоспособность Китая