Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:04, курсовая работа
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
Анализ конъюнктуры на основе системы рыночных индикаторов.
Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
ВВедение
Выбор и характеристика объекта исследования
Анализ масштаба и потенциала рынка
2.1 Характеристика товарного рынка
2.2 Анализ масштаба рынка
2.3 Диагностика конкурентной среды
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка
2.5 Анализ привлекательности рынка
3 Анализ сбалансированности рынка
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
3.3 Оценка экономического состояния предприятия
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка
4.2 Определение тенденций развития рынка
5 Анализ ценовой ситуации
5.1 Анализ уровня цен
5.2 Анализ колеблемости цен
6 Прогнозирование рыночного спроса
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего
7 Анализ поведения покупателей на рынке
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия
Заключение
Список литературы
Товарные запасы стабильны, т.к. предприятия имеют большие складские помещения и торговые залы.
Исходя
из всего изложенного выше, можно сделать
вывод, что рынок детского питания микрорайона
Заозерный имеет стабильный спрос, следовательно,
стабильный рынок.
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
Оценка перспектив развития бизнеса на рынке исследуемого товара может быть получена на основе опроса производителей товара или руководителей торговых предприятий.
Одним из показателей перспектив рыночного бизнеса является коэффициент заполненности портфеля заказов предприятия. Он исчисляется на основе ответов предпринимателей об уровне и тенденциях заполненности портфеля заказов. Обобщающая оценка представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Оценка перспективности бизнеса
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % | |||
Уровень заполненности портфеля в текущем периода | Тенденция ожидаемого изменения заполненности портфеля | ||
характеристика | % ответов | характеристика | % ответов |
1) выше нормы | 29
65 6 |
1) увеличение | 34
62 4 |
2) нормальный | 2) без изменения | ||
3) ниже нормы | 3) уменьшение | ||
Баланс ответов 88% | Баланс ответов 92% |
Коэффициент рассчитывается с учетом баланса положительных и негативных оценок в (стр.1+стр.2–стр.3). Если баланс положительный, то дополнительно определяется степень положительных перспектив (П).
Так как баланс положителен, то определяем степень положительных перспектив (П):
Показатель
равен 0,45, что составляет более 1/3, а это
значит, что перспективы развития продажи
детского питания очень хорошие.
3.3
Оценка экономического
состояния предприятия
Оценка экономического состояния предприятия осуществляется на основе опроса руководителей производственных и торговых предприятий. Анализ включает оценку текущей ситуации и прогнозную оценку. Результаты опроса каждого респондента представить в табличной форме.
Обобщающая оценка ведена в таблицу 5.
Таблица 5 - Оценка экономического состояния предприятия
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % | |||
Об
экономическом положении |
О тенденциях изменения экономического положения на перспективу | ||
характеристика | % ответов | характеристика | % ответов |
1) благоприятное | 77
19 4 |
1) улучшилось | 29
51 20 |
2)удовлетворительное | 2) без изменения | ||
3) неблагоприятное | 3) ухудшилось | ||
Баланс ответов 9 2% | Баланс ответов 60% |
Так как баланс положителен, то определяем степень положительных перспектив (П):
Пданное
время = 4,05 – индикатор указывает на
отличные перспективы развития данного
рынка.
4
Анализ тенденций
и устойчивости
рынка
Важным элементом конъюнктурного анализа является исследование динамики рынка, изучение тенденции развития рынка.
Тенденция развития рынка - экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.
Для определения вектора скорости развития рынка в курсовом проекте строятся динамические ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка и исчисляются темпы роста и прироста (базисные и ценные).
Темп роста равен:
где: у0, у1 – уровни динамического ряда соответственно базисного и текущего периодов.
Тр = 29609142 / 19556334 = 1,51
Тенденции
устойчивости рынка положительные,
т.к. увеличился товарооборот на 51%, цены
остались, практически на том же
уровне, но с каждым годом увеличивается
ассортимент продукции. Все это говорит
об устойчивости развития данного рынка.
4.1
Факторный анализ
товарооборота
Для исследуемой товарной линии, предлагаемой производителем (продавцом) рынку, провести факторный анализ товарооборота. Объем товарооборота равен:
где : р - цена за единицу товара, руб. ;
q- количество проданных товаров;
n- количество товарных позиций.
Исходная информация представлена в таблице
6.
Таблица 6 - Данные
для анализа товарооборота ТЦ «Метрополис»
Товар | Базисный период | Текущий период | q1 p0 | ||||
Кол-во | Цена | Товарооборот | Кол-во | Цена | Товарооборот | ||
А | q0 | p0 | q0 p0 | q1 | p1 | q1 p1 | |
пюре | 931254 | 21 | 19556334 | 1287354 | 23 | 29609142 | 27034434 |
итого 19556334 29609142 27034434 |
Агрегатный индекс товарооборота равен:
где: pi0, pi1 – цена i – го товара соответственно в базовом и текущем периодах;
gi0, gi1 – количество проданных товаров в натуральном выражении
соответственно в базовом и текущем периодах.
Факторный анализ товарооборота включает анализ влияния изменения цен и изменения количества проданных товаров на величину товарооборота
Индекс физического объема товарооборота равен:
Изменение товарооборота вследствие изменения количества проданных товаров:
Индекс цен равен:
Изменение товарооборота вследствие изменения цен на продукцию:
Объем товарооборота увеличился за счет изменения количества проданного товара, об этом говорит индекс физического объема товарооборота, он равен 1,38
4.2 Определение тенденции развития рынка
Для выявления тенденции развития товарного рынка требуется разработать трендовую модель основного рыночного индикатора (товарооборот в натуральном или стоимостном выражении).
Тренд - графическое или математическое выражение закономерности динамического развития, то есть отражение основной тенденции изменений изучаемого явления.
Сущность метода заключается в том, что изменение явления рассматривается как функция времени
Используя вторичную информацию построим динамический ряд товарооборота (таблица 9).
Таблица 9 - Динамика товарооборота муки
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Товарооборот, млн.руб. | 2,46 | 2,32 | 2,48 | 2,44 | 2,44 | 2,51 | 2,51 | 2,5 | 2,44 | 2,44 | 2,47 | 2,52 |
5
Анализ ценовой
ситуации
Анализ рыночных цен на исследуемый товар
или товарную группу необходимо выполнить
в статике и динамике.
5.1
Анализ уровня
цен
Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Для характеристики уровня цен в статике, в территориальном экономическом пространстве необходимо изучить цены на исследуемые товары, которые предлагают различные торговые организации. Метод сбора информации - наблюдение. Результаты исследования сводятся в таблицу 10.
Таблица
10 - Группировка организаций по уровню
цен на товары
|