Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:04, курсовая работа
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
Анализ конъюнктуры на основе системы рыночных индикаторов.
Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
ВВедение
Выбор и характеристика объекта исследования
Анализ масштаба и потенциала рынка
2.1 Характеристика товарного рынка
2.2 Анализ масштаба рынка
2.3 Диагностика конкурентной среды
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка
2.5 Анализ привлекательности рынка
3 Анализ сбалансированности рынка
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
3.3 Оценка экономического состояния предприятия
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка
4.2 Определение тенденций развития рынка
5 Анализ ценовой ситуации
5.1 Анализ уровня цен
5.2 Анализ колеблемости цен
6 Прогнозирование рыночного спроса
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего
7 Анализ поведения покупателей на рынке
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Курганский Государственный Университет
Кафедра «Экономика
и маркетинг»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
«КОНЪЮНКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
ТОВАРНЫХ РЫНКОВ»
Работу выполнил: ст. группы №5738*с-ЭЗ Степанова С.В.
Работу проверил:
к.э.н., доцент
Курган
2012г.
Содержание
ВВедение
2.1 Характеристика товарного рынка
2.2 Анализ масштаба рынка
2.3 Диагностика конкурентной среды
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка
2.5 Анализ привлекательности рынка
3 Анализ сбалансированности рынка
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
3.3 Оценка экономического состояния предприятия
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка
4.2 Определение тенденций развития рынка
5 Анализ ценовой ситуации
5.1 Анализ уровня цен
5.2 Анализ колеблемости цен
6 Прогнозирование рыночного спроса
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего
7 Анализ поведения покупателей на рынке
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия
Заключение
Список
литературы
Введение
Конъюнктурный анализ представляет собой комплексную оценку состояния рынка по его основным параметрам на данный момент или отрезок времени с последующим выявлением причинно-следственных связей, обусловивших определенную рыночную ситуацию.
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
Проект
выполнен с использованием методов
опросов, экспертов, наблюдений за развитием
рыночной ситуации, методов статистики
и математического
1. Выбор и характеристика объекта исследования
В данном курсовом проекте в качестве исследуемого объекта предполагается рассмотреть рынок продажи детского питания. Всплеск рождаемости и рост платежеспособности населения в России способствовали быстрому развитию данного рынка. В настоящее время на рынке присутствуют и отечественные, и импортные производители. По данным исследовательских компаний, доля импорта достаточно высока среди адаптированных сухих смесей, овощных и фруктовых пюре. Позиции российских игроков сильны в сегменте детских соков, мясных пюре, жидких и пастообразных молочных продуктов. Сегодня доля импорта среди адаптированных сухих смесей составляет 91%, среди овощных пюре – 91%, среди фруктовых пюре – 50%. Активными участниками российского рынка детского питания являются такие крупные международные компании как Nestle (Швейцария), HiPP (Австрия), Nutricia(Голландия), Kolinska (Словения), Heinz (Германия). Необходимо отметить, что ведущие мировые производители стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на нашем рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны. Так, продукция ЗАО «Хайнц-Георгиевск» составляет уже более 90% от общего объема сухих каш, реализуемых компанией Heinz в России. Одновременно с этим на рынке сильны и позиции российских игроков. Отечественная продукция составляет 90% объема детских соков, 75% – мясных пюре, 99% – жидких и пастообразных молочных продуктов. Стоит отметить, что потребитель все больше доверяет российским производителям, предлагающим высококачественную продукцию по доступным ценам. Подобная лояльность целевой аудитории дает возможность с оптимизмом смотреть на возможность замещения импорта и в других сегментах категории.
В молочном сегменте лидирующие позиции занимает торговая марка "Агуша" (производитель – компания "Вимм-Билль-Данн"). Ассортимент "Агуши" очень широк: адаптированные молочные и кисломолочные смеси, рекомендованные к употреблению с рождения; молоко витаминизированное и с добавлением лактулозы – пребиотика, способствующего профилактике дисбактериоза; традиционный кефир и кисломолочные продукты с добавлением бифидобактерий: сливки и йогурт. Кроме того, под маркой "Агуша" производится сок и фруктовые пюре.
Другой крупный производитель детского молочного питания – компания "Юнимилк" (торговая марка "Тема"), имеющая производственные мощности для детского питания в Санкт-Петербурге (завод "Петмол"), Волгограде и Новосибирске, специализируется на молочном сегменте (адаптированная молочная смесь; продукт кисломолочный, обогащенный, с бифидокультурами, йодом и натуральным фруктовым наполнителем; витаминизированное и обогащенное молоко; кефир). Недавно ассортиментный ряд марки "Тема" был расширен и обновлен дизайн.
Лидером сокового сегмента является брэнд "Фруто-Няня", принадлежащий компании "Лебедянский". Более 50% матерей, опрошенных в рамках исследования TGI Baby 2005, назвали эту марку "самой часто покупаемой". Кроме соков, в ассортимент "Фруто-Няни" входят также фруктовые пюре.
Осенью 2005 года в сегменте детских соков появился еще один крупный игрок - компания «Мултон», предложившая продукцию под брендом « Ясли-Сад». Также активно развивается агропромышленная корпорация "Придонье" (Волгоградская область), все производственные мощности которой сертифицированы для производства детского питания. Марочный портфель компании включает хорошо известные "детские" брэнды "Сады Придонья" и "Мой". Кроме того, в ноябре 2004 года компания выпустила на рынок еще одну марку – "Спеленок".
По результатам исследования, проведенного компанией «Бизнес Рейтинг», наиболее популярным местом покупки продуктов детского питания оказались супермаркеты и гипермаркеты, которые указала в качестве предпочтительных почти половина всех опрошенных.
В курсовом проекте мы
Источниками информации для проведения маркетинговых исследований служат базы данных службы маркетинга предприятия, данные периодической печати, статистические сборники развития народного хозяйства и ресурсы Internet.
2. Анализ масштаба и потенциала рынка.
Анализ рыночной конъюнктуры начинается с характеристики типа рынка и масштаба рынка.
2.1 Характеристика товарного рынка
Для общей характеристики исследуемого товарного рынка необходимо использовать классификацию рынков по ряду признаков, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Классификация товарных рынков
Признаки классификации | Тип рынка |
Степень и характер сбалансированности рынка | Рынок покупателя |
Вид конкуренции | Рынок чистой конкуренции |
Территориальный уровень | Локальный рынок |
Классификация товара | Рынок потребительских товаров |
Место рынка в системе товародвижения | Розничный рынок |
Качественная оценка рынка | Функционирующий рынок |
Организационная оценка рынка | Открытый рынок |
Позиция маркетинга по отношению к рынку | Целевой рынок |
Конъюнктурная оценка рынка | Стабильный рынок |
2.2 Анализ масштаба рынка
Масштаб рынка определяется объемом продажи, числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве производителей и продавцов. При этом определяется функциональная специализация предприятий: товар, его основные свойства, ассортимент. Фирмы ранжируют по размерам и по величине рыночной доли. Доля фирмы на рынке (Di) определяется как отношение товарооборота фирмы (Ti) к общему объему продаж на рынке (ΣTi)
Фирменная структура рынка представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Фирменная структура товарного рынка
Предприятия | Ассортимент, глубина | Объем продаж, тыс. руб. в 2010г. | Доля рынка, % | Позиция по величине рыночной доли. |
Метрополис | Более100
наименований:смеси, каши, фруктовые, овощные пюре, соки, вода питьевая, творожки, морсы. |
15931,8 |
53,3 |
Лидер |
Монетка | Около 30 наименований:каши, фруктовые пюре, соки. | 6134,3 | 20,2 | Претендент на лидерство |
Магнит | 15-20наименований:
фруктовые пюре, соки. |
2988,46 | 11,2 | Последователь |
Первомайский | 40-50наименований:
Смеси, каши, фруктовые, овощные пюре, соки. |
3698,24 | 13,2 | Последователь |
Трио | 10-12наименований: соки, фруктовые пюре. | 524,8 | 2,1 | Слабая конкурентная позиция. |
Итого | - | 29609,6 | 100,0 |
По величине рыночной доли все предприятия можно сгруппировать следующим образом:
- лидер рынка, 40% и выше;
- претендент на лидерство, 40 – 20%;
- последователь, 20 – 10%;
- окопавшийся в нишах (аутсайдер рынка), менее 1%.
Рассчитав рыночные доли, можно сделать следующие выводы:
лидером
по продаже детского питания является
супермаркет «Метрополис», его доля составляет
53,3%, у него самый большой объем продаж
и наибольший ассортимент товаров. Претендентом
на лидерство является супермаркет «Монетка»,
его доля ровна 20,2%, супермаркет «Магнит»
и специализированный отдел в микрорынке
«Первомайский» можно отнести к категории
последователь, их доли соответственно
11,2% и 13,2%,а у магазина «Трио» очень слабая
конкурентная позиция его доля составляет
2,1%.