Конъюнктурный анализ товарных рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
Анализ конъюнктуры на основе системы рыночных индикаторов.
Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Оглавление

ВВедение
Выбор и характеристика объекта исследования
Анализ масштаба и потенциала рынка
2.1 Характеристика товарного рынка
2.2 Анализ масштаба рынка
2.3 Диагностика конкурентной среды
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка
2.5 Анализ привлекательности рынка
3 Анализ сбалансированности рынка
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
3.3 Оценка экономического состояния предприятия
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка
4.2 Определение тенденций развития рынка
5 Анализ ценовой ситуации
5.1 Анализ уровня цен
5.2 Анализ колеблемости цен
6 Прогнозирование рыночного спроса
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего
7 Анализ поведения покупателей на рынке
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовой детское питание (Автосохраненный).doc

— 456.50 Кб (Скачать)

        d-величина спроса, соответствующая последнему периоду динамичес- кого ряда.

Расчет  сводится в таблице 14.

Таблица 14 - Прогноз по среднему проценту прироста показателя спроса

Показатели Годы
2008 2009 2010 2011 (прогноз)
1. Величина спроса 17405137 19556334 29609142 -
2. Прирост спроса, % - 12,3 51,1 -
3.  Средний    процент прироста   31,7 31,7 31,7
4. Прогноз спроса - - - 38995240
 

6.2 Прогноз на основе  экспоненциально  взвешенного среднего

          Для построения прогноза по данному методу необходимо задать начальную оценку прогноза. Дальнейшее прогнозирование осуществляется при поступлении новых данных.

          Текущий прогноз на будущий период может быть рассчитан по формуле:

                                                                                                   (23)

где: dт - спрос текущего периода Т;

           Ut-i - прошлый прогноз текущего периода

         а- коэффициент, убывающий во времени по экспоненциальному закону.

          Спрос текущего периода рассчитывается в таблице 15. Прошлый прогноз текущего периода от текущего спроса 10% коэффициента а=0,2 определяются по эмпирическим данным. Результаты прогнозирования спроса приведены в таблице 15.

Таблица 15 - Прогноз спроса по методу экспоненциально взвешенного среднего

Показатели 
Периоды
2006 2007 2008 2009(прогноз)
1.  Спрос текущего периода dt 17405137 19556334 29609142 38995240
2.  Прошлый прогноз текущего периода, Ut-i 19145650 21511968 32570056 42894764
3.adT 3481027 3911267 5921828 7799048
4.(l-a)U-M 15316520 17209574 26056045 34315811
5. Текущий прогноз на будущий  период (стр.З+стр.4) 18797547 21120841 31977873 42114859

     

   Таким образом, исследование и прогнозирование спроса на товары является важным аспектом деятельности предприятий, поскольку помогает разработать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке, а также дает возможность планировать объемы производства товаров в будущих периодах. При этом определяющую роль при построении качественного прогноза играет выбор метода прогнозирования.

Расчет на основе экспоненциального взвешенного среднего является более последовательным, т.к. для вычисления сглаженных значений, наряду с текущим значением временного ряда, используются сглаженные ранее значения. Окончательный прогноз уровня спроса установим на основе данных, полученных по среднему проценту прироста – 38995240.

7 Анализ поведения  покупателей на  рынке 

          Определить структуру покупателей  по признаку мотива покупки. Выяснить в каких формах проявляется поведение покупателей на рынке. 

7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений  

             В  курсовом проекте по результатам опроса покупателей необходимо разработать модель покупательских предпочтений (таблица 18).

Таблица 18 - Модель покупательских предпочтений 

Группы  покупате-лей с денежны-ми доходами Число опрошен-ных, % к итогу Цена  товара Распределение покупателей, %
По  цене покупки, % По времени  признания товара
раннее среднее позднее итого
Низкий  37 Низкая 

Высокая

итого

100

0

100

36 42 22 100

0

Средний 54 Низкая

Высокая

итого

38

62

100

39

45

31

36

30

19

100

100

Высокий 9 Низкая 

Высокая

итого

27

73

100

29

54

31

29

40

17

100

100

всего 100            
 

      Преобладающее число покупателей со средним  уровнем дохода, 54% из 100% опрошенных своё предпочтение отдают товарам с более высокой ценой, и с более ранним  признанием товара. К числу покупателей с низким уровнем дохода следует отнести 37% опрошенных. Более половины из этой группы придерживаются покупок товаров с низкой ценой, и так раз эта категория граждан очень разборчива в товаре. Степень признания товара - средняя, т.к. чем дешевле товар, тем дольше покупатели будут исследовать его. К покупателям с высоким уровнем дохода относится та категория граждан, которые платят большие деньги за более качественный товар. Новая дорогая позиция (в частности более удобная для них), выходит на рынок с большим успехом. Это и объясняет раннее признание товара.

7.2 Анализ уровня  удовлетворенности  покупателей 

              Успех коммерческой деятельности предпринимателя зависит от того, насколько удовлетворен покупательский спрос. В курсовом проекте на основе спроса репрезентативной группы покупателей провести анализ уровня удовлетворенности спроса ведущими реализаторами товара.

               Показатель удовлетворенности спроса может быть определен по модели с «идеальной точкой»:

                                                                            (24)

 где Q – оценка потребителями товарного предложения предприятия;

       Wi – важность для потребителя i-й характеристики товарного предложения;

        Bi – оценка i-й характеристики товарного предложения с точки зрения потребителей;

        Ii – идеальное значение i-й характеристики с точки зрения потребителей;

        r – показатель, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу. 

Результаты  опроса в таблице 19. 
 

Таблица 19 - Оценка удовлетворенности покупателей

Характеристика  товарного предложения Wi Bi Ii Тенденции Удельный вес  ответов по оценке тенденции
1. Ассортимент товаров 3 3 5 Улучшение 42
Без изменений 48
Ухудшение 10
2. Качество предлагаемых товаров 4 4 5 Улучшение 62
Без изменений 29
Ухудшение 9
3. Цена товара 2 3 5 Улучшение 12
Без изменений 53
Ухудшение 35
4. Уровень сервиса 2 2 5 Улучшение 48
Без изменений 37
Ухудшение 15

          На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что потребитель не удовлетворен высокой ценой товара и уровнем сервиса.

8 Проектирование стратегии  конкуренции предприятия 

           Для каждого предприятия, функционирующего на исследуемом товарном рынке, с учетом его позиции по величине рыночной доли (п.2.2) с использованием матрицы конкурентных преимуществ (таблица 20) обоснуем выбор стратегии, имеющей активную или пассивную направленность.

Таблица 20 - Матрица конкурентных преимуществ

Позиция на рынке Упреждающие стратегии Пассивные стратегии
Лидер рынка «Захват»

«Защита»

«Перехват»

«Блокировка»

Претенденты на лидерство «Атака»

«Прорыв»

«Окружение»

«Следование по курсу»

Избегающие  прямой конкуренции Сосредоточение  «сил на участке» «Сокращение позиций»

«Обход»

      Исходя  из п.2.2. на сложившемся рынке детского питания присутствует   лидер  в сегменте фруктовые пюре супермаркет «Метрополис»: данное предприятие занимает на рынке позицию «лидер рынка» (доля 53,3%). Можно выбрать упреждающюу стратегию «Захват рынка», т.е. расширение глобального спроса на продукцию путем использования продуктового или ценового лидерства.

      «Монетка»: данное предприятие занимает на рынке позицию «Претендента на лидерство» (доля 20,2 %). Данной организации необходимо придерживаться пассивной стратегии «Окружение», так в районе только 1 магазин данной торговой сети и предприятие в настоящий момент времени не сможет значительно снизить стоимость продукции – основного фактора, влияющего на увеличение продаж.

                Для двух предприятий в сегменте фруктовое пюре характерна стратегия «Избегающие прямой конкуренции» - «Сосредоточения сил на участке». Нужно выбрать выгодный для себя  сегмент рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентовю. Например, если снизить цену на некоторые товарные позиции, с целью привлечения потребителей, это может стать роковой ошибкой для деятельности фирмы, так как неизвестно как отреагирует более сильный конкурент на данное обстоятельство.

Информация о работе Конъюнктурный анализ товарных рынков