Конъюнктурный анализ товарных рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
Анализ конъюнктуры на основе системы рыночных индикаторов.
Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Оглавление

ВВедение
Выбор и характеристика объекта исследования
Анализ масштаба и потенциала рынка
2.1 Характеристика товарного рынка
2.2 Анализ масштаба рынка
2.3 Диагностика конкурентной среды
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка
2.5 Анализ привлекательности рынка
3 Анализ сбалансированности рынка
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
3.3 Оценка экономического состояния предприятия
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка
4.2 Определение тенденций развития рынка
5 Анализ ценовой ситуации
5.1 Анализ уровня цен
5.2 Анализ колеблемости цен
6 Прогнозирование рыночного спроса
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего
7 Анализ поведения покупателей на рынке
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовой детское питание (Автосохраненный).doc

— 456.50 Кб (Скачать)

2.3 Диагностика конкурентной  среды 

           Диагностика конкурентной среды представляет собой определение и описание текущего и перспективного состояния конкурентной среды.

Интенсивность конкуренции рекомендуется оценить  на основе распределения рыночной доли:

Четырехдольный  показатель концентрации производства:

                                                                 (2)

где ОР1, ОР2, ОРЗ, ОР4- объем реализации продукции четырех наиболее крупных предприятий;

ОР - общий  объем реализации продукции на рынке.

                             

           Четырехдольный показатель концентрации CR4 >0,75  это говорит о том, что рынок высоко монополизирован, т.к. вся реализация детского питания сосредоточена в руках четырех предприятий. Также это подтверждает и индекс Герфиндаля-Гиршмана 

                                                                                          (3)

                       

I = 0,355 (I = 3550). Значение данного показателя находится в критическом интервале 2000 - 10000 - это высококонцентрированный рынок, который находится под жестким контролем антимонопольных органов. Но конкуренция все же небольшая, но есть, следовательно, это благоприятно влияет на уровень цен и более качественное обслуживание потребителей.

         В рамках конкурентного анализа нужно выяснить сильные и слабые стороны конкурентов, какие стратегии и методы конкурентной борьбы применяют предприятия. На основе наблюдений, опросов покупателей, данных СМИ мы провели сравнительный анализ конкурентов по следующему кругу вопросов:

- какие  методы стимулирования спроса  применяют конкуренты;

- отвечают ли товары конкурентов требованиям покупателей;

- оценка  рекламной деятельности конкурентов;

- оценка  организации маркетинга на предприятиях;

- предпринимательская  культура.

Построить профиль конкурентных преимуществ  ведущих предприятий.

            Профиль конкурентных преимуществ ведущих предприятий торговли г. Кургана (поселок Заозерный) по продаже детского питания.

Факторы Коэффициент

значимости

Предприятия Сильнейший  конкурент
Метрополис Монетка Первомайский Магнит
1. Ценовая политика    *       Метрополис 
2.Скидки   * *   * Монетка
3. Ассортимент продукции   *        Метрополис 
4.Качество продаваемой продукции   * * * * ПервомайскийМетрополис
5.Организация сбыта   * *     Метрополис 

Монетка

6. Рекламная деятельность   * *     Метрополис 
7.Качество обслуживания клиентов   * * * * Первомайский
8.Расположение магазинов   * *     Монетка
9. Наличие автостоянок   *   *   Монетка
ИТОГО 1,000          

          Из проведенных исследований можно сделать вывод, что, не смотря на все факторы, потребители предпочитают покупать детское питание в магазинах «Метрополис». Это связано с самой низкой ценой на товар и самым блоьшим ассортиментом.

2.4 Анализ потребительского потенциала рынка

            Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка - количество товаров, которое рынок способен приобрести за определенный срок и при данных условиях.

            Емкость исследуемого потребительского рынка может быть рассчитана по формуле:

                    Ер=П*S*(Тпр.р.*Эр.)(Тпр.д.Эд.)+Dстим.- С,                     (4)

где: Ер - емкость потребительского рынка;

П - потребление товара на душу населения (108 кг в год)

S-численность населения мкр Заозерный 1,2,3 (16000чел., но т.к. детское питание покупают семьи с детьми(в среднем 2 ребенка) численность уменьшим примерно в 4)

Тпр.р.-1.15, Тпр.д. -1.25 - темпы прироста соответственно цен и дохода;

Эр, Эд - эластичность спроса от изменения  соответственно цен и дохода;

Dстим - искусственно стимулируемый спрос за счет маркетинговых усилий ;

С – импорт;

Ep= 7200 *16000/4*1,15*1,25-10800000 =30600000руб 

2.5 Анализ привлекательности рынка 

              Анализ  привлекательности рынка выполняется с помощью ниже перечис-   ленных позиций (баллы от 1 до 4):

  1. Рост и размер рынка.
    1. Объем рынка составляет в 2010году 29609,142 тыс. руб.
    2. Потенциал рынка равен 30600 тыс.руб.
    3. Степень насыщения
  2. Качество рынка.

Рынок детского питания является одним  из самых привлекательных для  инвестирования рынков. Ежегодный средний рост рынка держится на уровне 15-20%. Валовая рентабельность работающих на этом рынке компаний достигает 35-50% в зависимости от продукта.

Рынок детского питания находится на стадии роста. Рынок растет настолько бурно, что ведущие игроки задумываются о строительстве новых мощностей, а новые участники активно осваивают привлекательную для себя нишу. Высокие барьеры входа и острая конкуренция не охлаждают  желания производителей молочной и соковой продукции работать на данном рынке.

Наиболее  сложным сегментом, требующим высоких  инвестиций в оборудование и научно-технологическую  базу для производства, остается сегмент  заменителей грудного молока (ЗГМ). Как отмечается в исследовании компании РосБизнесКонсалтинг «Российский рынок детского питания», доля иностранных игроков в данном сегменте составляет около 80%. Вместе с тем именно сегмент ЗГМ обещает стать драйвером роста российского рынка детского питания.

     Потенциальными потребителями рынка детского питания являются в основном молодые семьи с детьми в возрасте 20-40 лет.

  1. Конкурентная ситуация.

Конкурентная  ситуация на рынке детского питания микрорайона Заозерный близка к монополии. На рынке работают четыре крупных предприятия, но основная доля в руках одного (супермаркета «Метрополис»). Предприятия предлагают однородную продукцию и основным критерием в выборе являются ассортимент и цена товара.

  1. Внешняя среда предприятия.

Все продукты детского питания и их компоненты должны соответствовать гигиеническим нормативам безопасности и пищевой ценности продуктов детского питания установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Разработка новых отечественных продуктов или ввоз новых продуктов зарубежных производителей, показатели пищевой ценности которых отличаются от регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами и  нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», производятся в соответствии с целевым назначением этих продуктов в порядке, установленном законодательством РФ. Производство продуктов детского питания осуществляется в соответствии с нормативно-техническими документами в целях обеспечения их качества и безопасности. Свидетельство о гос. регистрации установленного образца выдается на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии нормативным документам продуктов детского питания и представляемых технических документов на их производство, исходя из требований законодательства РФ.

 Государство регулирует цены  на продукты детского питания.

Существует  зависимость от общественного мнения.

          

3 Анализ сбалансированности  рынка 

           Пропорциональность развития рынка характеризуется соотношением спроса и предложения. Баланс или дисбаланс этих показателей определяет тип рынка (рынок продавца, рынок покупателя). 

3.1 Оценка пропорциональности рынка 

         В курсовом проекте необходимо провести анализ сбалансированности( пропорциональности) рынка исследуемого товара. Источником информации является совокупность неформальных( качественных) оценок, полученных от специалистов предприятий и торговых корреспондентов. На основе динамики и соотношения основных рыночных индикаторов: поставки, продажи товаров и изменения товарных запасов дадим характеристику рынка с точки зрения его развития (таблица 3). 

Таблица 3 - Карта оценки сбалансированности рынка

                                        Индикаторы рынка Характеристика  рынка
Поставка Продажа Товарные  запасы
Рост Стабильность Спад Рост Стабильность Спад Рост Стабильность Спад
                  Спад спроса: коллапсирующий рынок
      

     *

       

     *

     

  *

  Стабильный  спрос: стабильный рынок
                  Рост спроса: развивающийся рынок

     Ведущие супермаркеты (Метрополис, Монетка, Магнит) работают с надежными и постоянными поставщиками, такими как Гербер, Юнимилк, «ОАО Лебедянский»(бренд ФрутоНяня), Нестле.

     Продажи товаров стабильны благодаря усилиям  маркетинговых служб предприятий–производителей и продавцов продукции.

Информация о работе Конъюнктурный анализ товарных рынков