Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:04, курсовая работа
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
Анализ конъюнктуры на основе системы рыночных индикаторов.
Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
ВВедение
Выбор и характеристика объекта исследования
Анализ масштаба и потенциала рынка
2.1 Характеристика товарного рынка
2.2 Анализ масштаба рынка
2.3 Диагностика конкурентной среды
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка
2.5 Анализ привлекательности рынка
3 Анализ сбалансированности рынка
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
3.3 Оценка экономического состояния предприятия
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка
4.2 Определение тенденций развития рынка
5 Анализ ценовой ситуации
5.1 Анализ уровня цен
5.2 Анализ колеблемости цен
6 Прогнозирование рыночного спроса
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего
7 Анализ поведения покупателей на рынке
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия
Заключение
Список литературы
2.3
Диагностика конкурентной
среды
Диагностика конкурентной среды представляет собой определение и описание текущего и перспективного состояния конкурентной среды.
Интенсивность
конкуренции рекомендуется
Четырехдольный показатель концентрации производства:
где ОР1, ОР2, ОРЗ, ОР4- объем реализации продукции четырех наиболее крупных предприятий;
ОР - общий объем реализации продукции на рынке.
Четырехдольный показатель концентрации CR4 >0,75 это говорит о том, что рынок высоко монополизирован, т.к. вся реализация детского питания сосредоточена в руках четырех предприятий. Также это подтверждает и индекс Герфиндаля-Гиршмана
I = 0,355 (I = 3550). Значение данного показателя находится в критическом интервале 2000 - 10000 - это высококонцентрированный рынок, который находится под жестким контролем антимонопольных органов. Но конкуренция все же небольшая, но есть, следовательно, это благоприятно влияет на уровень цен и более качественное обслуживание потребителей.
В рамках конкурентного анализа нужно выяснить сильные и слабые стороны конкурентов, какие стратегии и методы конкурентной борьбы применяют предприятия. На основе наблюдений, опросов покупателей, данных СМИ мы провели сравнительный анализ конкурентов по следующему кругу вопросов:
- какие методы стимулирования спроса применяют конкуренты;
- отвечают ли товары конкурентов требованиям покупателей;
- оценка
рекламной деятельности
- оценка
организации маркетинга на
- предпринимательская культура.
Построить профиль конкурентных преимуществ ведущих предприятий.
Профиль конкурентных преимуществ ведущих предприятий торговли г. Кургана (поселок Заозерный) по продаже детского питания.
Факторы | Коэффициент
значимости |
Предприятия | Сильнейший конкурент | |||
Метрополис | Монетка | Первомайский | Магнит | |||
1. Ценовая политика | * | Метрополис | ||||
2.Скидки | * | * | * | Монетка | ||
3. Ассортимент продукции | * | Метрополис | ||||
4.Качество продаваемой продукции | * | * | * | * | ПервомайскийМетрополис | |
5.Организация сбыта | * | * | Метрополис
Монетка | |||
6. Рекламная деятельность | * | * | Метрополис | |||
7.Качество обслуживания клиентов | * | * | * | * | Первомайский | |
8.Расположение магазинов | * | * | Монетка | |||
9. Наличие автостоянок | * | * | Монетка | |||
ИТОГО | 1,000 |
Из проведенных исследований можно сделать вывод, что, не смотря на все факторы, потребители предпочитают покупать детское питание в магазинах «Метрополис». Это связано с самой низкой ценой на товар и самым блоьшим ассортиментом.
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка
Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка - количество товаров, которое рынок способен приобрести за определенный срок и при данных условиях.
Емкость исследуемого потребительского рынка может быть рассчитана по формуле:
Ер=П*S*(Тпр.р.*Эр.)(Тпр.д.Эд.)
где: Ер - емкость потребительского рынка;
П - потребление товара на душу населения (108 кг в год)
S-численность населения мкр Заозерный 1,2,3 (16000чел., но т.к. детское питание покупают семьи с детьми(в среднем 2 ребенка) численность уменьшим примерно в 4)
Тпр.р.-1.15, Тпр.д. -1.25 - темпы прироста соответственно цен и дохода;
Эр, Эд - эластичность спроса от изменения соответственно цен и дохода;
Dстим - искусственно стимулируемый спрос за счет маркетинговых усилий ;
С – импорт;
Ep= 7200 *16000/4*1,15*1,25-10800000
=30600000руб
2.5 Анализ
привлекательности
рынка
Анализ привлекательности рынка выполняется с помощью ниже перечис- ленных позиций (баллы от 1 до 4):
Рынок детского питания является одним из самых привлекательных для инвестирования рынков. Ежегодный средний рост рынка держится на уровне 15-20%. Валовая рентабельность работающих на этом рынке компаний достигает 35-50% в зависимости от продукта.
Рынок детского питания находится на стадии роста. Рынок растет настолько бурно, что ведущие игроки задумываются о строительстве новых мощностей, а новые участники активно осваивают привлекательную для себя нишу. Высокие барьеры входа и острая конкуренция не охлаждают желания производителей молочной и соковой продукции работать на данном рынке.
Наиболее сложным сегментом, требующим высоких инвестиций в оборудование и научно-технологическую базу для производства, остается сегмент заменителей грудного молока (ЗГМ). Как отмечается в исследовании компании РосБизнесКонсалтинг «Российский рынок детского питания», доля иностранных игроков в данном сегменте составляет около 80%. Вместе с тем именно сегмент ЗГМ обещает стать драйвером роста российского рынка детского питания.
Потенциальными потребителями
Конкурентная ситуация на рынке детского питания микрорайона Заозерный близка к монополии. На рынке работают четыре крупных предприятия, но основная доля в руках одного (супермаркета «Метрополис»). Предприятия предлагают однородную продукцию и основным критерием в выборе являются ассортимент и цена товара.
Все продукты детского питания и их компоненты должны соответствовать гигиеническим нормативам безопасности и пищевой ценности продуктов детского питания установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Разработка новых отечественных продуктов или ввоз новых продуктов зарубежных производителей, показатели пищевой ценности которых отличаются от регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», производятся в соответствии с целевым назначением этих продуктов в порядке, установленном законодательством РФ. Производство продуктов детского питания осуществляется в соответствии с нормативно-техническими документами в целях обеспечения их качества и безопасности. Свидетельство о гос. регистрации установленного образца выдается на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии нормативным документам продуктов детского питания и представляемых технических документов на их производство, исходя из требований законодательства РФ.
Государство регулирует цены на продукты детского питания.
Существует зависимость от общественного мнения.
3
Анализ сбалансированности
рынка
Пропорциональность развития рынка характеризуется
соотношением спроса и предложения. Баланс
или дисбаланс этих показателей определяет
тип рынка (рынок продавца, рынок покупателя).
3.1
Оценка пропорциональности
рынка
В курсовом проекте необходимо провести
анализ сбалансированности( пропорциональности)
рынка исследуемого товара. Источником
информации является совокупность неформальных(
качественных) оценок, полученных от специалистов
предприятий и торговых корреспондентов.
На основе динамики и соотношения основных
рыночных индикаторов: поставки, продажи
товаров и изменения товарных запасов
дадим характеристику рынка с точки зрения
его развития (таблица 3).
Таблица 3 - Карта оценки сбалансированности рынка
Индикаторы рынка | Характеристика рынка | ||||||||
Поставка | Продажа | Товарные запасы | |||||||
Рост | Стабильность | Спад | Рост | Стабильность | Спад | Рост | Стабильность | Спад | |
Спад спроса: коллапсирующий рынок | |||||||||
* |
* |
* |
Стабильный спрос: стабильный рынок | ||||||
Рост спроса: развивающийся рынок |
Ведущие супермаркеты (Метрополис, Монетка, Магнит) работают с надежными и постоянными поставщиками, такими как Гербер, Юнимилк, «ОАО Лебедянский»(бренд ФрутоНяня), Нестле.
Продажи товаров стабильны благодаря усилиям маркетинговых служб предприятий–производителей и продавцов продукции.