Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:05, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является приобретение навыков исследования товарных рынков, определения емкости рынка, сегментации рынка, выбора стратегии охвата рынка, способов позиционирования товаров на рынке, оценки конкурентоспособности товара и фирмы на рынке.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕМКОСТИ РЫНКА 2
1.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА 2
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕМКОСТИ РЫНКА 2
ГЛАВА 2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА, ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОХВАТА РЫНКА, ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ, ВЫБОР ПЕРСПЕКТИВНОГО СЕГМЕНТА 2
2.1. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА 2
2.2. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОХВАТА РЫНКА 2
2.3. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ 2
2.4. ВЫБОР ПЕРСПЕКТИВНОГО СЕГМЕНТА 2
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ И ТОВАРА ФИРМЫ НА РЫНКЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 2
СОДЕРЖАНИЕ
Ситуации на рынке меняются постоянно и очень быстро. Но в постоянно меняющемся товарном разнообразии самые известные торговые марки остаются на неизменной высоте.
Маркетинг, безусловно, реагирует на изменения, постоянно происходящие в мире, хотя он по-прежнему направлен на выявление нужд и запросов потенциальных потребителей, определение целевых рынков, с последующей разработкой для них соответствующих услуг и товаров, а также комплекса мероприятий их обслуживания. Цель маркетинга в том, чтобы, построив прочные, долговременные взаимоотношения с потребителями, удовлетворять их запросы с выгодой для себя.
Маркетинг – это не только реклама и сбыт. Настоящий маркетинг занимается не столько сбытом, сколько изучением того, что производить. Организации добиваются лидерства на рынке, если они способны понять нужды потребителя и найти такие способы их удовлетворения, которые обеспечат наивысшую ценность, качество, и сервис. Никакие объемы рекламы или сбыта не в состоянии компенсировать неудовлетворенность потребителя.
Основной целью каждой компании является достижение максимума продаж своей продукции, а также поддержание спроса на этот товар на рынке. На успех компании влияют многие факторы: правильно выбранная стратегия, эффективная деятельность коллектива компании, хорошо работающая система информирования, точное выполнение программы маркетинга. Все компании максимально ориентированы на потребителя и всю работу строят на основе маркетинга. Они считают своей целью понимание и удовлетворение нужд потребителя на четко обозначенных целевых рынках. Им известно, что именно такой подход позволит получить желаемую долю рынка и прибыль.
В действительности, маркетинг – важнейшая составляющая успеха любой фирмы. В предпринимательском секторе маркетинг нашел свое применение, прежде всего, в компаниях, которые производят фасованные потребительские товары, потребительские товары длительного пользования, товары производственного назначения.
Сегодня маркетинг широко используется во всех странах мира. Большинство государств Северной и Южной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии имеют хорошо развитые маркетинговые системы. Продажа и реклама являются лишь частью довольно сложного маркетингового комплекса.
Компании, серьезно занимающиеся маркетингом, затрачивают огромные усилия для определения нужд, потребностей и запросов своих клиентов.
Люди удовлетворяют свои нужды и потребности разного рода товарами на разного рода рынках. В бизнесе термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных по какому-то признаку. Эти потребители имеют общие нужды и запросы, которые могут быть удовлетворены посредством обмена.
Современная экономика состоит из множества рынков (рынок сырья, рынок труда, валютный рынок). Объем рынка зависит от количества покупателей, которые в состоянии отреагировать на то или иное предложение рынка. В процессе разработки товара необходимо исследовать рынок, на который нужно выходить с этим товаром.
Целью данного курсового проекта является приобретение навыков исследования товарных рынков, определения емкости рынка, сегментации рынка, выбора стратегии охвата рынка, способов позиционирования товаров на рынке, оценки конкурентоспособности товара и фирмы на рынке.
Поставленная цель достигается решением следующих взаимосвязанных задач:
Объектом данного исследования выбран шоколад марки "Сладко", реализацией которого занимается фирма "Сладкоежка". Свою деятельность фирма ведет в городе Невьянске. Фирма планирует внести коррективы в ассортимент поставляемого товара, выяснить предпочтения потребителей, их замечания и пожелания. Фирма также преследует еще одну цель: провести насыщение товарного ассортимента фирмы.
Шоколад марки "Сладко", уже длительное время пребывает на рынке России, Зарубежом,а так же и на рынке города. Невьянска. Товар не является новинкой, товарная марка существует уже довольно давно и уже стала известной широкой общественности.
Маркетинговые исследования – это вид деятельности, который с помощью информации связывает маркетолога с потребителями, покупателями и общественностью. Информация в данном случае используется для выявления и определения маркетинговых возможностей и проблем; для выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности; а также для улучшения понимания процесса управления маркетингом.
Маркетинговые исследования необходимы каждому маркетологу. Компания может проводить маркетинговые исследования силами собственного исследовательского отдела или же получать их из независимых источников.
Процесс маркетингового
Целью исследования является определение рыночного потенциала товара, демографических характеристик и взглядов потребителей, которые покупают данный товар, разработка концепции деятельности фирмы на основе выявления предпочтений потребителей и путей насыщения товарного ассортимента фирмы.
Исследование необходимо проводить в следующей последовательности:
Исходя
из целей исследования, возникает
потребность в следующей
Чтобы принимать хорошие решения, нужна хорошая информация. Так же как исследователи должны тщательно оценивать качество полученных вторичных данных, они должны быть внимательны при сборе первичных данных. Это может быть качественным исследованием, в ходе которого изучаются мнения потребителей в маленькой выборке, или количественным исследованием, предоставляющим информацию о большой выборке покупателей.
Вторичной может послужить следующая информация:
Объемы продаж шоколада фирмой за 2004 год, среднедушевое потребление (по кварталам)
Таблица 1
Период | Наименование шоколада | Количество, плит. | Численность населения в возрасте от 4лет и старше, чел. | Среднедушевое потребление, кг./чел. | Среднемесячная заработная плата, руб. |
1 квартал | "Сладко" | 989 | 40130 | 0,022 | 5000 |
"Российский" | 800 | 0,020 | |||
"Nestle" | 890 | 0,022 | |||
"Русский шоколад " | 600 | 0,015 | |||
"РотФронт" | 620 | 0,015 | |||
Итого | 3099 | 0,077 | |||
2 квартал | "Сладко" | 990 | 40150 | 0,025 | 5350 |
"Российский" | 850 | 0,021 | |||
"Nestle" | 880 | 0,022 | |||
"Русский шоколад " | 610 | 0,015 | |||
"РотФронт" | 600 | 0,015 | |||
Итого | 3930 | 0,098 | |||
3 квартал | "Сладко" | 980 | 40120 | 0,024 | 5400 |
"Российский" | 810 | 0,020 | |||
"Nestle" | 700 | 0,017 | |||
"Русский шоколад " | 600 | 0,015 | |||
"РотФронт" | 630 | 0,016 | |||
Итого | 3720 | 0,092 | |||
4 квартал | "Сладко" | 990 | 40140 | 0,025 | 5400 |
"Российский" | 860 | 0,021 | |||
"Nestle" | 850 | 0,021 | |||
"Русский шоколад " | 600 | 0,015 | |||
"РотФронт" | 600 | 0,015 | |||
Итого | 3900 | 0,097 | |||
Всего за год | "Сладко" | 3949 | 40135 | 0,098 | 5312,5 |
"Российский" | 3320 | 0,083 | |||
"Nestle" | 3320 | 0,083 | |||
"Русский шоколад " | 2410 | 0,060 | |||
"РотФронт" | 2450 | 0,060 |
Остатки продукции (шоколада«Сладко») на складах магазинов на начало и конец 2004 года
Таблица 2
Магазин | Объем продаж продукции за квартал (шт.) | Остаток (шт.) | |
на начало квартала | на конец квартала | ||
№1 | 900 | 90 | 80 |
№2 | 1079 | 110 | 93 |
№3 | 1000 | 176 | 155 |
№4 | 970 | 183 | 165 |
При разработке плана сбора первичной информации следует учитывать такие вопросы, как методы исследования, контактные методы, план составления выборки и инструменты исследования.
Наиболее часто при проведении исследования товарного рынка используют метод опроса, а именно проводят опрос с помощью анкетирования.
Анкета - сегодня это наиболее распространенный инструмент. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, предлагаемых опрашиваемым.
Анкета
Уважаемые дамы и господа!
Фирма «Сладкоежка», продавец шоколада, проводит исследование, целью которого является выявление того, какой шоколад предпочитают потребители сегодня. В наше время на рынке существует широкий спектр разных видов и сортов шоколада от различных производителей. Ваши ответы помогут нам сориентироваться в товарном ассортименте и воплотить Ваши пожелания в жизнь.
Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов, предлагаемых ниже.
А) да (при выборе этого варианта есть смысл продолжить анкетирование)
Б) нет
А) молочный
Б) горький
В) белый
Г) ваш
вариант ______________________________
А) каждый день
Б) каждые два дня
В) раз в неделю
Г) раз в месяц
Д) очень редко
А) 50 грамм
Б) 100 грамм
А) одну
Б) две
В) три и более
А) свежесть
Б) вкус
В) способность утолить голод?
А) да
Б) нет
В) иногда
А) с орехами
Б) с фруктами
В) с карамелью
Г) с печеньем
Д) ваш
вариант ______________________________
______________________________
А) на его вкусовые качества
Б) на цену
В) на упаковку
Г) ваш
вариант ______________________________
А) "Сладко"
Б) "Российский"