Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:52, контрольная работа
Рынок авиаперевозок начал формироваться в России с 1991года. Он, так же как и многие отрасли в начале 90х, произвел переход от плановой экономики к рыночной. Такой переход происходил в очень трудных условиях, что привело к резкому спаду отрасли авиауслуг в России с 1990 по 2000 года.
Введение
Общие экономические характеристики отрасли
Крупнейшие авиакомпании России по пассажирообороту
Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
Эффект экономии на масштабах на рынке пассажирских авиаперевозок
Анализ отраслевой конкурентной среды
Концепция движущих сил
Конкурентные позиции компаний
Стратегические шаги конкурентов
Ключевые факторы успеха
Перспективы отрасли
«Мы»
К чему «МЫ» стремимся.
Оглавление
Введение
Общие экономические характеристики отрасли
Крупнейшие авиакомпании России по пассажирообороту
Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
Эффект экономии на масштабах на рынке пассажирских авиаперевозок
Анализ отраслевой конкурентной среды
Концепция движущих сил
Конкурентные позиции компаний
Стратегические шаги конкурентов
Ключевые факторы успеха
Перспективы отрасли
«Мы»
К чему «МЫ» стремимся.
История пассажирских авиаперевозок имеет почти столетнюю историю в России. Первые авиаперевозки осуществлялись еще в 1914 году, когда было открыто воздушное сообщение между американским городом Тампа и Санкт-Петербургом в России. С 60х годов 20 века началось стремительное увеличение объема пассажирских перевозок. В СССР с 1969 года, в связи с потребностью, начали производить самолеты для большого количества пассажиров (250 человек). С тех пор начался стремительный подъем рынка гражданских перевозок, который продолжался вплоть до развала СССР и образования независимой России. Стоит отметить, что на территории СССР существовала только одна государственная компания Аэрофлот, из этой компании после распада Советского союза сложились многие современные авиакомпании.
Рынок авиаперевозок начал формироваться в России с 1991года. Он, так же как и многие отрасли в начале 90х, произвел переход от плановой экономики к рыночной. Такой переход происходил в очень трудных условиях, что привело к резкому спаду отрасли авиауслуг в России с 1990 по 2000 года. Такого спада не наблюдалась ни разу за всю историю мировых авиаперевозок. С 2000 года рынок авиаперевозок постепенно начал восстанавливаться, и сегодня он занимает одно из ключевых мест в Российской экономики. По показателям данной отрасли можно судить о развитии экономики страны, ее научно-техническом потенциале, а также о благосостоянии населения. Очевидно, что данная отрасль является интересной с точки зрения предпринимательства, но так ли легко попасть в данную отрасль и добиться в ней успеха. Это нам и предстоит выяснить в данном докладе.
В таблице приведены основные показатели отрасли пассажирских авиаперевозок за 2010 год.
Пассажирооборот | 147”109 649.38 |
Прирост пассажирооборота по сравнению с 2009 годом | 130,8% |
Количество авиакомпаний в России | 135 |
Процент занятости пассажирских кресел | 78,8% |
Коэффициент мобильности российского населения (за 2007 год) | 0,32 |
Количество аэропортов в России | 329 |
Перевезено пассажиров | 56,9 млн. |
1. | Аэрофлот | 34 777 154 |
2. | Трансаэро | 26 294 003 |
3. | S7 Airlines | 10 278 914 |
4. | UTair | 7 982 029 |
5. | Оренбургские авиалинии | 7 158 799 |
6. | Россия | 6 242 488 |
7. | Северный ветер | 5 085 998 |
8. | Уральские авиалинии | 4 841 036 |
9. | Владивосток Авиа | 4 755 566 |
10. | ВИМ-авиа | 3 977 914 |
11. | Атлант-Союз/Москва | 3 303 220 |
12. | Якутия | 3 028 864 |
13. | Глобус | 2 714 236 |
14. | Red Wings | 2 436 867 |
15. | Донавиа | 2 423 149 |
16. | Нордавиа | 1 972 410 |
17. | Sky Express | 1 659 846 |
18. | Таймыр | 1 564 613 |
19. | Авианова | 1 536 850 |
20. | I Fly | 1 322 585 |
21. | Когалымавиа | 1 318 700 |
22. | Московия | 1 312 010 |
23. | Татарстан | 1 163 231 |
24. | Кавминводыавиа | 1 091 021 |
25. | Кубань | 973 283 |
26. | Ямал | 842 289 |
27. | Газпромавиа | 815 186 |
28. | Башкортостан | 765 842 |
29. | ЮТэйр-Экспресс | 674 676 |
30. | Авиалинии Дагестана | 609 616 |
В общей сложности пять крупнейших российских авиакомпаний перевезли в 2010 г. 29,589 млн. чел., обеспечив более половины всех совершенных пассажирских перевозок.
Доли рынка крупнейших компаний по перевозке пассажиров:
1) Аэрофлот – 25%
2) Трансаэро – 16,7%
3) S7 airlines – 13%
4) Utair – 10%
Таким образом, индекс концентрации отраслевого рынка составляет более 63% на 4 крупнейших авиакомпаний страны.
HHI = 960,17
Вывод: На основе данных о долях, занимаемых фирмами на рынке пассажирских авиаперевозок, мы делаем вывод, что данный рынок является олигополией, где нет одной или нескольких доминирующих компаний, но практически весь рынок контролируется 30 авиакомпаниями, которые представляют серьезные барьеры для входа на рынок новым игрокам.
Переменные затраты | Постоянные затраты |
Питание пассажиров | Административно-управленческие расходы |
Регистрация пассажиров | Расходы на бронирование |
Транспортировка багажа | Расходы на маркетинг |
| Амортизация самолета |
Техническое обслуживание и ремонт самолета | |
Аэропортовое обслуживание | |
Оплата труда экипажа | |
топливо |
Величина переменных издержек составляет 7-9% от всех издержек авиакомпаний, что свидетельствует о том, что авиакомпаниям необходимо предлагать свои услуги на уровне предельной вместимости авиалайнеров в каждом полете.
Чтобы проанализировать насколько сильно компании испытывают конкурентное давление на рынке пассажирских авиаперевозок, воспользуемся модель «пяти сил» М.Портера.
1. Соперничество между продавцами услуг.
Больше половины доли рынка пассажирских авиаперевозок занимает первая пятерка российских авиакомпаний. Среди них идет борьба за пассажиров. Она проявляется, в основном, в незначительной разнице цены на авиабалиеты и стремление сделать полет пассажиров максимально комфортным с целью их последующего обращения в данную авиакомпанию. Конкуренция идет, в основном, среди первой 20 российских авиакомпаний. Доля остальных компаний незначительна для «гигантов» авиаперевозок. Такое расположение дел создает квазиконкуренцию на рынке авиаперевозок, так как крупные авиакомпании не подпускают близко компаний с незначительной долей рынка.
2. Угроза появления новых игроков
Появление новых игроков на рынке авиаперевозок представляется маловероятным из-за необходимости вложения больших денег в данную отрасль и ее невысокой доходности. К тому же рынок не испытывает сильной нужды в новых игроках, так как практически все воздушные направления уже эксплуатируются российскими авиакомпаниями. В последнее время и вовсе идет разговор о сокращении количества авиакомпаний в России. Это связано с заявлением Д.А. Медведева и В.В. Путина после трагических крушений самолетов, принадлежавших российским авиакомпаниям.
3. Угроза со стороны схожих видов услуг
Схожими видами услуг можно считать перевозку пассажиров любыми видами транспорта. Здесь авиаперевозка имеет преимущество в том случае, когда пассажирам необходимо проделать длинный путь за довольно короткое время, а недостаток, когда необходимо попасть в такое место, куда целесообразнее добираться другим видом транспорта, например, в связи с отсутствием в этом месте аэропорта.
4. Рыночная власть поставщиков
Авиакомпании больше всего зависят от поставщиков топлива, на которое приходится около 1/3 всех затрат на авиаперевозки. Как только цены на топливо увеличиваются, авиакомпании вынуждены повышать цены на билеты или искать пути снижения затрат на перевозку.
5. Рыночная власть потребителей
Российские авиакомпании борются за благосклонность своих пассажиров, стремясь предоставить им максимально комфортные перелеты по низкой цене. Это в меньше степени касается крупнейших авиакомпаний, так как их имидж обеспечивает выбор пассажиров в их пользу. А вот мелким авиакомпаниям приходится серьезно продумывать свои стратегии работы с клиентами, так как увеличение количества перевозимых пассажиров, является для них основополагающей целью.
Мы постараемся определить факторы, которые влияют на состояние рынка пассажирских авиаперевозок. После того как мы определимся с этими факторами, мы их проранжируем по шкале от 1 до 10 и таким образом определим наиболее движущие силы для данного сегмента.
Фактор | Сила воздействия фактора на авиакомпании |
Уровень развития экономики | 10 |
Погодные условия | 6 |
Уровень цен на топливо | 7 |
Платежеспособность населения | 8 |
Наличие квалифицированного персонала | 5 |
Уровень развития технологий | 2 |
Законодательные акты | 3 |
Политические факторы | 1 |
Развитие поддерживающей инфраструктуры | 4 |
Наличие современной авиатехники | 9 |