Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:15, реферат
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Социологический анализ культуры……………………………………………………………………4
Предметное поле социологии культуры……………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………………………………………..9
Список литературы…
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский
Государственный Открытый Университет»
Реферат
по предмету: «Социология»
тема: Социологический анализ культуры.
Выполнила: студентка 3 курса
специальность 200106
Проверила:
преподаватель
Филиал МГОУ
г. Ноябрьск
2010
год.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
Социологический
анализ культуры………………………………………………………… |
Предметное
поле социологии культуры………………………………………………………… |
Заключение…………………………………………………… |
Список
литературы…………………………………………………… |
Введение
Понятие
"культура" имеет достаточно
длительную историю. Оно
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни. Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.
В
настоящее время существует
Социологический анализ культуры
Социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.
Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как "отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы". В этом качестве социология культуры трактуется то как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ "культуры". Почему мы относим к "культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?
Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.
Л.Коган отмечает, что в случае социологии культуры предмет социологического анализа "с трудом схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа общества". Сам Л.Коган предлагает рассматривать социологию культуры в качестве "метасоциологической дисциплины в рамках структурного, функционалистского и системного подходов"3, мотивируя такой подход тем очевидным фактом, что любой элемент социальной реальности имеет культурную составляющую, к какой бы сфере - экономической, политической, духовной, - он не относился.
Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно "культура". Как известно, "культура" - это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой загруженностью термина "культура", многие исследователи вообще стараются его не использовать. Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук - в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой "культура" является основным объектом изучения - культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры - крайне сложного и многообразного феномена, "естественным образом" тяготеют к междисциплинарности. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.
Не только
предмет изучения, но и время возникновения
социологии культуры может трактоваться
по-разному. А. Согомонов, в частности,
утверждает, что "как особое направление
социология культуры в мировой социальной
мысли концептуально и категориально
оформляется постепенно, начиная с рубежа
60-70-х гг., а в отечественной науке и того
позже. Отмежевавшись как от чистой социальной
теории, так и от сопредельных областей
…, социология культуры окончательно
и полноценно реализовалась как научный
проект лишь параллельно с развитием постмодернистской
социологической парадигмы". Однако
такая точка зрения может быть оспорена.
Крупные проекты социологии культуры
были предложены Альфредом Вебером и Карлом
Манхеймом еще в первой половине ХХ века.
С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая,
согласно А. Согомонову, временем "концептуального
и категориального оформления" социологии
культуры и ее "размежевания с сопредельными
дисциплинами" характеризуется как
раз размыванием границ между дисциплинами,
тяготением к междисциплинарности, а также
удивительной понятийной неопределенностью
и многозначностью. Но эпоха постмодерна
и возникшая в эту эпоху постмодернистская
социологическая теория действительно
характеризуется повышенным интересом
к культурной проблематике, о чем будет
сказано ниже. Таким образом, и время возникновения
социологии культуры как отдельной дисциплины
мы не можем указать с определенностью.
Тем не менее, с полной определенностью
можно утверждать, что анализ культурных
феноменов - неотъемлемая часть социологии
со времен Огюста Конта, и в этом смысле
социология культуры - ровесница социологии.
Предметное поле социологии культуры
Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д. Содержание социологии культуры составляют:
- существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;
- устойчивые
и подвижные процессы в
- конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;
- оценки
освоения культуры членами
- социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;
- технология
функционирования различных
- специфические
формы культурной жизни
Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.
Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.
Указанные
типы культурных образований выполняют
важные функции в социальной жизни, порождаются
ею и служат установлению взаимопонимания
между людьми в процессе социального взаимодействия.
Заключение
Социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.
Социология
культуры как отрасль социологического
знания изучает указанные сложные феноменологические
ряды и системы, стремится к пониманию
и оформлению в научной терминологии закономерностей
указанных явлений.
Список литературы
1. Согомонов, А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России. [Текст] А. Согомонов. Под ред. В.А.Ядова. - М., 1998
2. Шендрик, А.И. Социология культуры [Текст] / А.И. Шендрик. - М. : ЮНИТИ, 2005. - 495 с.
3. Коган, Л. Исследование культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. [Текст] / Л.Н. Коган. Под ред. В.А. Ядова - М. : Инфра, 1998.