Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:52, контрольная работа
Рынок авиаперевозок начал формироваться в России с 1991года. Он, так же как и многие отрасли в начале 90х, произвел переход от плановой экономики к рыночной. Такой переход происходил в очень трудных условиях, что привело к резкому спаду отрасли авиауслуг в России с 1990 по 2000 года.
Введение
Общие экономические характеристики отрасли
Крупнейшие авиакомпании России по пассажирообороту
Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
Эффект экономии на масштабах на рынке пассажирских авиаперевозок
Анализ отраслевой конкурентной среды
Концепция движущих сил
Конкурентные позиции компаний
Стратегические шаги конкурентов
Ключевые факторы успеха
Перспективы отрасли
«Мы»
К чему «МЫ» стремимся.
Таким образом, мы выделили 4 главных факторов, оказывающих влияние на отрасль:
1) Уровень развития экономики;
2) Наличие современной авиатехники;
3) Платежеспособность населения;
4) Уровень цен на топливо;
Для создания карты стратегических групп мы взяли 14 компаний, объединенные в 4 группы, так же наша компания – 15-ая.
Первая группа: Аэрофлот и Трансаэро
Вторая группа: S7, Атлант-союз, I fly, Газпромавиа
Третья группа: Россия, Red wings, Sky express, Нордавиа
Четвертая группа: Владивосток авиа, Глобус, Авианова, Московия
Давайте сейчас посмотрим получившуюся карту и обсудим её.
| Аэрофлот | S7 | Россия | Владивосток Авиа | МЫ |
Цена/качество | |||||
Высокая/Высокое | + |
|
|
|
|
Высокая/Среднее |
| + |
|
|
|
Низкая/Среднее |
|
| + |
| + |
Низкая/Низкое |
|
|
| + |
|
Масштаб деятельности | |||||
Международный | + | + |
|
|
|
Национальны |
|
|
|
| + |
Региональный |
|
| + | + |
|
По данной карте мы можем сказать, что самые устойчивая позиции у первой группы: их главный плюс это лояльность потребителей услуги. Вторая группа не имеет такого же доверия, но у них есть поддержка государства. Третья и четвертая группа занимают определенную нишу на рынке, но являются не эффективными, возможно их поглощение или банкротство. Главный вывод, который на наш взгляд необходимо сделать из этой карты, это вакантность национального уровня, а так же не дорогих, но качественных перевозок.
| Масштаб | Намерения | Цели | Позиция | Стратегия | Фокусирование |
1 | Международная | Сохранить позицию лидера | Внутренний рост | Становиться сильнее, изменяться | Оборонительная | Лидерство, охват потребителей с высоким доходом, упор на качество |
2 | Международная/ местная | Выбиться в лидеры | Внутренний рост | «Застряли в середине колоды» | Наступательная | Охват потребителей с высоким и средним доходом |
3 | Местная | Победить ближайших конкурентов | Удержание позиции | Старается обеспечить себе защиту | Консервативная | Географическая ниша, потребитель с невысокими доходами |
4 | Местная | Выжить | Краткосрочные цели | Теряет почву под ногами | Консервативная | Географическая ниша, потребитель с невысокими доходами |
Исходя из данных этой таблицы, мы с большой вероятностью можем предположить, что 3 и 4 группы не будут предпринимать никаких решительных шагов по завоеванию рынка, и, оценив их деятельность за последнее время, видим, что так же сомнительно выглядит возможность их объединения для усиления конкурентной позиции. Здесь нас гораздо больше интересуют две первые группы. О них немного поподробнее.
Первая группа – несомненные лидеры на рынке, держат конкурентов «на расстояние пушечного выстрела», внедряют новые технологии. Попытки вытеснить их с рынка не дадут результатов. Но они более ориентированы на международные перевозки и оставляю возможность малым фирмам охватывать ниши региональных перевозок, которые им не интересны, так как не принесут высокой прибыли.
Вторая группа использует агрессивную политику, вкладывает огромные средства в свои имидж, стараются отбить «кусок» у лидеров рынка. В связи с этим несут большие затраты на раскрутку имени – поднимают цены. Как итог цены на их услуги относительно качества завышены. Но нельзя не уделять им особого внимания, ибо они готовы напасть в любой момент.
Отраслевые КФУ | Вес КФУ | Оценка текущей стратегии организации с позиции учета внешних КФУ | Взвешенная оценка |
Возможности | |||
Развитие отрасли государством | 0,13 | 4 | 0,52 |
Ценовая доступность | 0,13 | 4 | 0,52 |
Безопасность (сокращение числа чрезвычайных происшествий) | 0,17 | 5 | 0,85 |
Положительный имидж организации у потенциальных потребителей | 0,1 | 3 | 0,3 |
Угрозы | |||
Устаревание технической базы | 0,1 | 3 | 0,3 |
Не налаженное производство | 0,03 | 1 | 0,03 |
Нормативно-правовые барьеры (Ужесточение порядка аккредитации организаций) | 0,14 | 4,5 | 0,63 |
Низкий уровень инновационного развития | 0,1 | 3 | 0,3 |
Недостаточность кадров | 0,1 | 3 | 0,3 |
Всего | 1 |
| 3,75 |
Привлекательность отрасли
1) развитие и поддержка государством отрасли
2) рост спроса (преимущественно стабильный спрос весь год)
Отрицательные черты отрасли
1) жесткая политика государства, множество проверок
2) конкуренция (российский авиагиганты и международные компании)
3) нехватка кадров
Российский рынок пассажирских авиаперевозок стабильно рос в период с 2004 года по настоящее время. Однако в связи с последними трагическими событиями и тотальным устареванием техники, как летательных аппаратов, так и обслуживающих цехов, появилось множество барьеров входа на этот рынок. Так же в связи с большим количеством проверок многие фирмы закрываются или претерпевают организационные изменения. При наличии налаженных поставках с заводов технологически новой техники, организация имеет хорошие шансы закрепиться на рынке и стать конкурентно способной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Итак, давайте попытаемся подвести итоги по отрасли пассажирских авиаперевозок на основание нашего анализа. Первое, что бросается в глаза – это большие издержки входы и выхода. Для того, чтобы попасть на рынок необходимы, не побоюсь этого слова, колоссальные материальные вложения, работа высокопрофессиональных кадров и наличие высококачественной техники. Выход из отрасли затруднен тем, что окупаемость любого проекта превышает пять лет(минимум). А амортизационные издержки на технику слишком велики, что бы продавать её раньше этого срока.
Но при этом, данный рынок является привлекательным, при удачном стечение обстоятельств из него можно извлечь сверхприбыль. Рассмотрим это утверждение на нашем примере.
Над проектом, временное название которого «МЫ», начал вести работу конгломерат крупных российских бизнесменов. Давно находясь на российском рынке, мы имеем большие возможности:
1. Капитал: нашего стартового капитала хватит на закупку новых бортов высокого качества, на нашу закупку производителю придется предложить нам сдельную цену, ибо ему не часто приходят заказы такого масштаба.
2. Государство: у нас есть большие возможности лоббирования наших интересов, некто из наших верхов схожу с государственной элитой. Но мы делаем ставки не на это, а предлагаем государству на самом деле выгодное сотрудничество.
a. Создание большого количества рабочих мест, обучение персонала на местах – сокращение безработицы, подъем экономики областей и краев.
b. Сотрудничество с научно-конструкторскими бюро и университетами, их субсидирование – продвижение науки России. Высококачественные новые самолеты – залог сокращения катастроф.
c. Государству передается 15% акций нашего авиаперевозчика, что поднимает престиж российских авиаперевозок.
3. Потребители: мы предлагаем высококлассное обслуживание и комфорт при перелетах, за адекватную стоимость. Так же будут разработаны специальные программы для разных категорий граждан. Людям будет предоставляться скидка на полет в родной город, с компаниями будут заключаться договора на перевозки их сотрудников, и так далее.
4. Конкуренты: тут мы планируем действовать агрессивно.
a. Компании 4 и 3 группы: скупаем, сохраняя рабочие места для сотрудников, производим обновление всех бортов. Начинаем с хвоста списка и уверенными шагами движемся к первой тридцатке.
b. Компании 1 группы: не пытаемся вести борьбу за международный рынок вообще, и не претендуем (первое время) на их долю в региональных перевозках. Думаем, что они быстро обратят внимание на нового быстрорастущего игрока рынка, но к этому моменту процесс нашего роста будет уже не обратим.
c. Компании 2 группы: пожалуй, именно их стоит считать нашими главными конкурентами, не стоит забывать, что они используют агрессивную стратегию роста. Но они стремятся на международный рынок, не уделяя должного внимания внутреннему. Могу предположить, что они не смогут справиться с первой группой компаний, а с другой стороны на них уже начнем давить мы.
5. Поставщики: Одна из фирм, входящих в наш конгломерат занимается добычей нефти и имеет свой завод по её переработки. Это и является нашим главным конкурентным преимуществом – дешевое топливо и есть то, что необходимо, для установления цен на доступном уровне. Так же, через n-ное время, разработчики создадут для нас самолеты, подходящие именно для нас: маленькие – в малонаселенные места, большие – между крупными городами.
«Мы» хотим развить и занять рынок национальных перевозок, охватить его полностью. Амбициозно , но выполнимо. У «Нас» есть все необходимое. На первых порах нам поможет то, что мы не будем вступать в борьбу с лидерами рынка и возможность крупных финансовых вливаний, а дальше двигать вверх нас будет лояльность потребителей и отдача от нашего вклада в науку. Мы прекрасно понимаем, что окупаемость нашего проекта будет не менее 10-15 лет(на начальном этапе затрачиваются, возможно, слишком большие средства) при самом лучшем раскладе. Но когда вся система придет в движение – топливо, специалисты, новые самолеты, лояльность и даже любовь потребителей – мы получим то, к чему стремимся любой бизнес – сверхприбыль, и то, что приятно там, как патриотам своей страны высококачественные национальные российские авиалинии.