Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:15, контрольная работа
«Конъюнктура (лат. conjunctura, от лат. conjungo — связываю, соединяю) — парадигма, отражающая стечение обстоятельств, множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности (на какой-либо территории) и характеризующих её в определённый период времени; стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, сформировавшийся комплекс условий, возникшая ситуация в данной области в данный период времени».
1. Конъюнктура товарного рынка, 2. Товарная политика. 3. Список литературы.
1. Конъюнктура товарного рынка
Прежде чем дать определение конъюнктуры товарного рынка, нужно разобраться что такое конъюнктура как таковая. Существует множество определений термина «конъюктрура». Рассмотрим наиболее популярный, опубликованный в Интернет библиотеки «Википедия».
[http://ru.wikipedia.org/wiki/
«Конъюнктура (лат. conjunctura, от лат. conjungo — связываю, соединяю) — парадигма, отражающая стечение обстоятельств, множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности (на какой-либо территории) и характеризующих её в определённый период времени; стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, сформировавшийся комплекс условий, возникшая ситуация в данной области в данный период времени».
Данный термин универсален. Он находит свое применение во многих областях. Наиболее часто термин конъюнктура можно встретить применительно к экономике, финансам, политике, и так далее. Наиболее значимыми признаками для определения конъюнктуры в экономике являются такие показатели, как спрос, предложение и цена. Стоит отметить, что конъюнктура в разные промежутки времени или период цикла экономического развития будет разной.
Опираясь на общее определение термина «конъюнктура» можно дать определение термину «конъюнктура рынка».
«Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления». [Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006]
На конъюнктуру рынка влияет несколько факторов:
денежные доходы потребителей,
цены на товары,
соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.
Кроме того, повторимся, что конъюнктура рынка показатель изменяемы. Стоит отметить, что на эти изменения также влияет ряд факторов, к которым относятся:
характер и уровень развития экономики,
сезонный характер производства и потребления ряда товаров,
социальные конфликты, стихийные бедствия,
изменения в международной обстановке.
Конъюнктура товарного рынка – это временная экономическая ситуация, которая характеризуется совокупностью признаков, отражающих состояние рынка товаров в определенный отрезок времени:
изменения во внутренней и внешней торговле;
динамика производства и строительства;
движение товарных запасов;
динамика цен;
численность занятых и безработных;
динамика издержек производства;
денежные доходы населения и др. [http://www.finam.ru/dictionar
Рассматривая конъюнктуру товарного рынка, следует понимать, что речь идет о системе экономических связей. Во-первых, это связи между производителем и потребителем того или иного товара. Во-вторых, к данным экономическим связям можно отнести взаимодействие между группами потребителей и производителей. Существует два типа связей. Первый - купля-продажа, второй— конкуренция.
Прежде всего, товарные рынки выполняют важную. Задачу формирования межотраслевой конкуренции, в следсвии чего формаируется уже и национальный рынок в целом. Кроме того, не стоит забывать о том, что государсвто взаимодействет с другими государствами, и как следсвите товарные рынке также взаимодействуеют между собой. А это означет, что формаируется муждународный торваный рынок.
Каждый товарный рынок и каждый этап развития его конъюнктуры характеризуется своим сочетанием факторов, которые определяют особенности и параметры долгосрочных, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений, их относительную значимость, ранжирование и взаимодействие друг с другом.
Терпин «рыночная ситуация» включает в себя:
степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
уровень устойчивости или колебания его основных параметров;
масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
уровень коммерческого (рыночного) риска;
силу и размах конкурентной борьбы;
состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
Факторы, которые образуют конъюнктуру того или иного вида товарного рынка можно сгруппировать по следующим группам:
Постоянно действующие
изменение условий развития экономики страны, региона;
влияние монополий;
НТП;
влияние государственного сектора экономики;
инфляция.
Непостоянно действующие
стохастическое изменение внешних экономико-политических условий, сезонность производства или завоза продукции;
стихийные бедствия, локальные конфликты;
влияние конкурентов и др.
Конъюнктура товарного рынка характеризуется как специфическими, присущими только ей особенностями, так и общими чертами. Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и частей определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры.
Зачастую, конъюнктура рынка ассоциируется с понятием торговой конъюнктуры. Иногда эти понятия используются как синоним рыночной. Связано это с тем, что в основе рыночной деятельности лежит торговля товарами и услугами.
На сегодняшний день, оценка и анализ рыночной конъюнктуры представляют собой необходимое условие коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления.
Целью изучения конъюнктуры рынка является определение характера и степени его обоснованности. Прежде всего это косается соотношения спроса и предложения.
Для анализа и моделирования конъюнктуры рынка используются следующие источники информации:
статистическая экономическая информация (показатели инвестиционной деятельности, загрузки производственных мощностей и занятости населения в отдельных регионах, динамики заказов в отраслях промышленности, движение курсов акций и ведущих валют и т. д.),
состояние спроса и. предложения на данном конкретном товарном рынке (динамика производства и потребления конкретного продукта, их соотношение, движение запасов продуктов у производителей, потребителей и торговцев, экспорт и импорт в разбивке по странам и др.).
Конъюнктура измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры могут быть реализованы лишь при достаточно полной статистической информации о состоянии рынка.
Конъюнктура рынка имеет следующие отличительные черты:
вариабельность,
цикличность,
динамичность.
Рынок по своей сути склонен к стихийности. Следовательно, подвержен и колебаниям. Вследствии чего оценки колеблемости, характеристики цикла развития, градуирование состояния рынка представляют собой необходимое условие маркетинговой деятельности, принятия коммерческих решений. Градуирование - шкала количественных и качественных (атрибутивных) оценок состояния рынка, которая должна быть разработана на основе статистических характеристик.
2. Товарная политика
На обычном рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия-производителя. Уже в силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, т. е. его создание, производство и совершенствование, реализация на рынках, предпродажное и сервисное обслуживание, разработка рекламных мероприятий, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности производителя и называется товарной политикой производителя.
Именно поэтому если у производителя нет качественного, ориентированного на потребности товара, у него нет ничего! – это главная заповедь маркетинга.
Товар – основа всего комплекса маркетинга. Если товар не удовлетворяет потребности покупателя, то никакие дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке - его провал в конечном счете неизбежен.
Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Отсутствие такого набора действий приводит к неустойчивости всего предприятия, провалам, подверженности ассортимента чрезмерному воздействию случайных конъюнктурных факторов. Текущие решения руководства в таких случаях нередко носят половинчатый, малообоснованный характер, основывающийся на интуиции, а не на расчете, учитывающем долговременные интересы.
Роль руководящего начала при формировании ассортимента заключается в том, чтобы, умело сочетая ресурсы предприятия с внешними и внутренними факторами и возможностями, разрабатывать и осуществлять такую товарную политику, которая обеспечивала бы стабильное положение предприятия за счет роста сбыта высокоэффективных конкурентоспособных товаров.
Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.
Отсутствие генерального, стратегического курса действий предприятия, без которого нет и долгосрочной товарной политики, чревато неправильными решениями, распылением сил и средств, отказом от запуска изделий в производство в момент, когда уже все готово к их серийному или массовому выпуску. Естественно, ошибки такого рода дорого обходятся производителям.
Но товарная политика - это не только целенаправленное формирование ассортимента и управление им, но и учет внутренних и внешних факторов воздействия на товар, его создание, производство, продвижение на рынок и реализация, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование как средство достижения стратегических целей товарной политики и др.
Формирование товарной политики
Товарная политика хотя и очень важная, но тем не менее она лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия.
В силу этого принцип “товар выбирает покупателя” в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Для этого служит система конструирования моделирования, дизайна. Механизм стимулирования должен ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель выпускает товары.
Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения следующих условий:
а) четкого представления о целях производства;
б) сбыта и экспорта на перспективу;
в) наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия;
г) хорошего знания рынка и характера его требований;
д) полного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.
В условиях необходимости привлечения все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и других задач, а также неопределенности конечных коммерческих результатов требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику.
В стратегическом плане товарная политика предприятия должна исходить из концепции ЖЦТ, то есть из того факта, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, характеризующийся объемами его продаж во времени. Переход от одной стадии ЖЦТ к другой происходит плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями в объемах продаж товара, чтобы своевременно уловить границы стадий и соответственно дать рекомендации руководству предприятия для внесения изменений в товарную политику перераспределения маркетинговых ресурсов и усилий.