Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Зеленограда.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Зеленограда относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3. Разработать анкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Зеленограда о мотивации выбора ВУЗа;
4. Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
5. Проанализировать данные анкетирования;
6. Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследовательская. Анализ вторичной информации
1.1 Сделали ли учащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор
1.2 Причины, мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
1.3 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа
1.4 Рейтинг популярности ВУЗов
1.5 Роль источников информации при выборе высшего учебного заведения
1.6 Рейтинг самых «дорогих» ВУЗов столицы
1.7 Расходы на образовательные услуги
1.8 Влияние референтных групп на выбор ВУЗа
1.9 Выбор специальности
1.10 Ожидания выпускников по заработной плате после окончания ВУЗа
Глава 2. Проектная. Анализ первичной информации
2.1 Разработка концепции маркетингового исследования
2.2 Обоснование метода сбора данных
2.3. Разработка рабочего инструментария
2.4 Обоснование выборки
2.5 План выборки
2.6 Обработка результатов исследования
2.7 Сравнительный анализ гипотез и полученных данных
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ.docx

— 520.50 Кб (Скачать)

Представим полученные данные в обобщенном виде на диаграмме (рис. 8). 

Рис.8

Дифференциация  причин получения высшего профессионального  образования

Таким образом, большинство респондентов хотят  получить высшее образование, потому что  считают, что оно необходимо в  жизни (47,3%). 40% хотят получить больше знаний по специальности, которая их интересует, 36,7% хотят стать дипломированными специалистами. 3,3% назвали другие причины, среди которых:

·  повысить свой социальный статус;

·  работать в высокооплачиваемой фирме;

·  получить отсрочку от армии;

·  получать стипендию;

·  получить хорошую работу после окончания ВУЗа.

Рассмотрим вопрос, касающийся критериев выбора абитуриентами  ВУЗа. Представим данные в виде таблицы  с целью анализа дифференциации ответов в зависимости от пола опрашиваемых (табл. 6). 

Табл. 6

Дифференциация  критериев выбора абитуриентами  ВУЗа в зависимости от пола респондентов

Критерии  выбор ВУЗа Кол-во респондентов Молодые люди Девушки
1. Интересная  специальность 120 52 68
2. Высокая  квалификация преподавателей 52 21 31
3. Возможность  бесплатного обучения 75 32 43
4. Местонахождение  ВУЗа 61 23 38
5. Мнение  о ВУЗе моих друзей 14 7 7
6. Друзья  учатся в этом ВУЗе 13 8 5
7. Родители  учились в этом ВУЗе 4 4 0
8. Есть  военная кафедра 20 20 0
9. У  ВУЗа хорошая техническая база 25 19 6
10. Возможность  дополнительно обучаться за границей  и получить сразу 2 диплома 36 14 22
11. Изучение  более 1 иностранного языка 36 9 27
12. ВУЗ  государственный 65 26 39
13. Предоставление  общежития 17 7 10
14. Другое 2 1 1

Как и в вопросе  относительно причин получения высшего  образования, так и в вопросе  о критериях выбора ВУЗа мнение молодых  людей и девушек было достаточно однородным. Однако важно отметить, что 27 девушек одним из немаловажных критериев отметили изучение более 1 иностранного языка, в то время  как молодые люди отметили другой критерий: наличие хорошей технической  базы у ВУЗа (19 человек) и, конечно  же, наличие военной кафедры (20 человек). Представим обобщенные данные в виде диаграммы (рис. 9). 

Рис.9

Дифференциация  критериев выбора абитуриентами  ВУЗа

80% респондентов  важнейшим критерием назвали  наличие интересной им специальности  в ВУЗе, далее идет возможность  бесплатного обучения (50%) и наличие  у ВУЗа аккредитации (43,3%). Немаловажным  критерием было названо также  местонахождение ВУЗа (40,7%). Как выяснилось, абитуриенты отдают предпочтение  объективным критериям (специальность,  местонахождение, аккредитация, бесплатное  обучение, квалификация преподавателей), нежели субъективным (мнение друзей  – 9,3%, родители учились в этом  ВУЗе – 2,7%, друзья учатся в  этом ВУЗе – 8,7%).

Среди 150 опрошенных 56 человек – учащиеся 9 класса и 94 человека – 11 класса. Только 39,3% девятиклассников и 69,1% одиннадцатиклассников определились с выбором ВУЗа (рис. 10). 

Рис.10

Процент респондентов, определившихся с выбором ВУЗа

Рассмотрим какие  же ВУЗы выбрали респонденты (рис. 11).

Таким образом, наибольшее количество респондентов 28,7% планируют поступать в Московский институт электронной техники (МГИЭТ). Такой результат был достаточно предсказуем: МИЭТ соответствует всем критериям, которые были отмечены респондентами (местонахождение, наличие аккредитации, возможность бесплатного обучения). 

Рис.11

Рейтинг ВУЗов, в которые планируют поступать  респонденты

Данные характеристики вместе с наличием в МИЭТе технических  специальностей, факультета дизайна  и иностранных языков определяет его лидирующую позицию среди  абитуриентов. 13,8% абитуриентов планирует  поступать в Московскую государственную  академию делового администрирования. МГАДА также отвечает критериям  удобного местонахождения, возможности  бесплатного обучения, высокой квалификации преподавателей, наличия аккредитации. Среди московских ВУЗов 8% респондентов сделали выбор в пользу МГУ  им.Ломоносова и 6,9% - в пользу РГГУ. Были названы также следующие ВУЗы: МАИ, МГИМО, РМАТ, ГИТИС. 8,3% учащихся 9 классов  остановили свой выбор не на высших учебных заведениях, а на колледжах  как г.Зеленограда, так и г.Москвы.

Для правильного  выбора учебного заведения абитуриентам необходимо получать максимально полную, качественную и достоверную информацию об интересующих ВУЗах. Источников информации в настоящее время достаточное  количество, рассмотрим в связи с  этим какие же из них, наиболее популярны  среди абитуриентов (рис.12).

Рис.12

Популярность  источников информации, из которых  абитуриенты узнают об интересующих ВУЗах

Наиболее популярным источником оказался Интернет, ему  отдали предпочтение 74,7% респондентов, что явилось результатом все  большего проникновения всемирной  сети в России. 59,3% абитуриентов планируют  узнавать информацию об интересующих ВУЗах посредством посещения  Дней открытых дверей, что позволит получить эту информацию уже непосредственно  от студентов и преподавателей ВУЗа. 45,3% отдали свое предпочтение справочникам для поступающих в ВУЗы. Наименее популярными источниками информации стала реклама в транспорте (0,7%) и газеты (10%). Таким образом, ВУЗам  для привлечения абитуриентов следует  больше обращать внимание на качество информации, содержащейся в Интернете, справочниках для поступающих, а  также на организацию Дней открытых дверей, чтобы будущие студенты смогли получить самую полную информацию о  ВУЗе, в который пришли.

Обратимся теперь к форме обучения, на которую бы хотели поступить респонденты (рис. 13).

Рис.13

Распределение мнений респондентов относительно формы  обучения в ВУЗе

Исключительно бюджетную форму обучения выбрали  для себя 32,7%. Данный факт может объясняться, как нежеланием оплачивать обучение, так и невозможностью это делать в силу низкого дохода семьи (у 22% респондентов доход в семье на 1 человека менее 10 тысяч рублей). 57,3% попытаются поступить на бюджет, но если не получится, будут обучаться  платно. Это связано с тем, что  абитуриент может не набрать необходимый  проходной балл на экзаменах и  ему придется согласиться на платную  форму обучения, тем более количество бюджетных мест с каждым годом  имеет тенденцию к уменьшению. Только платно согласны обучаться 10% респондентов, из них более половины имеют доход  в семье более 30 тысяч рублей, что позволяет им даже не пробовать  свои силы в поступлении на бюджетную  форму.

Распределение мнений респондентов относительно желаемого  отделения обучения выглядит следующим  образом (рис. 14):

Рис.14

Распределение мнений респондентов относительно желаемого  отделения обучения

Подавляющее большинство  респондентов (84,7%) планируют обучаться  на очном отделении, т.к. именно дневная  форма позволяет получить наиболее полное и качественное образование. 9,3% выбрали очно-заочную (вечернюю) форму и 8% заочную.

Рассмотрим теперь какую сумму готовы заплатить  абитуриенты (их родители) за обучение в ВУЗе (рис.15). 

Рис.15

Размер оплаты за обучение в семестр

40,7% респондентов  сказали, что готовы заплатить  20-30 тысяч рублей в семестр  за обучение, т.е. самую минимальную  сумму. Важно отметить, что во  всех ВУЗах с каждым годом  идет повышение стоимости обучения  и 20-30 тысяч не хватит для  оплаты. Потому большинство абитуриентов  и рассчитывают поступить на  бюджетную форму в связи с  невозможностью оплаты обучения. 24,7% респондентов готовы заплатить  31-40 тысяч рублей, что является  средней стоимостью оплаты семестра  обучения, по крайней мере, в зеленоградских  ВУЗах. Максимальную сумму, представленную  в анкете, т.е. более 55 тысяч  рублей могут заплатить 10,7% респондентов, что объясняется достаточно высоким  доходом в их семье.

На рисунке 16 представлена диаграмма, иллюстрирующая какой процент респондентов осведомлены  о стоимости обучения в выбранном  ими ВУЗе. 

Рис.16

Осведомленность респондентов о стоимости обучения в выбранном ими ВУЗе

Не знают о  стоимости обучения в ВУЗе 63,33%, 66,7% которых составляют девятиклассники  и 22% планируют поступать на бюджетную  форму.

Таблица 7 наглядно демонстрирует, каковы максимальные и  минимальные названные суммы  стоимости обучения и по ним вычислена  средняя сумма.

Табл.7

Стоимость обучения в ВУЗе

  Знают точную стоимость  обучения Примерно знают  стоимость обучения
Минимальная сумма 30 тыс. руб. (МИУ,  МФПА) 25 тыс. руб. (Московский  мед.колледж, МИЭТ)
Максимальная  сумма 120 тыс. руб. (МГИМО,  МГУ им.Ломоносова) 70 тыс. руб. (МГИМО)
Средняя сумма 56 тыс. 375 руб. 38 тыс. 964 руб.

Таким образом, средняя стоимость обучения по результатам  опроса среди тех, кто точно знает  сумму, составила 56 тысяч 375 рублей и  среди тех, кто примерно знает 38 тысяч 964 рубля. Конечно, вторая цифра занижена из-за того, что многие из респондентов назвали сумму в 25 тысяч, хотя действительная стоимость обучения в ВУЗах начинается с 30 тысяч рублей).

Для анализа  степени влияния различных факторов на принятие решения абитуриентами  о выборе ВУЗа, обратимся к следующей  таблице (табл. 8).

Табл.8

Степень влияния  различных факторов на принятие решения  о выборе ВУЗа

Фактор Значительно влияет Скорее влияет Затрудняюсь ответить Скорее не влияет Абсолютно не влияет
Мнение  моих друзей 6,7% 17,3% 23,3% 28% 24,7%
Мое собственное  решение 73,3% 14% 2,7% 1,3% 8,7%
Мнение  родителей 23,3% 35,3% 22% 11,3% 8%
Мнение  других родственников 6,7% 13,3% 18,7% 24,7% 36,7%
Мнение  студентов ВУЗА 7,3% 26,7% 22% 18% 26%
Информация  из интернета 6,7% 29,3% 28% 15,3% 20,7%
Информация  из газет 6,7% 12,7% 22% 17,3% 41,3%
Информация  из справочников 5,3% 28% 22% 16% 28,7%

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа