Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа
Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Зеленограда.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Зеленограда относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3. Разработать анкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Зеленограда о мотивации выбора ВУЗа;
4. Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
5. Проанализировать данные анкетирования;
6. Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.
Введение
Глава 1. Исследовательская. Анализ вторичной информации
1.1 Сделали ли учащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор
1.2 Причины, мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
1.3 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа
1.4 Рейтинг популярности ВУЗов
1.5 Роль источников информации при выборе высшего учебного заведения
1.6 Рейтинг самых «дорогих» ВУЗов столицы
1.7 Расходы на образовательные услуги
1.8 Влияние референтных групп на выбор ВУЗа
1.9 Выбор специальности
1.10 Ожидания выпускников по заработной плате после окончания ВУЗа
Глава 2. Проектная. Анализ первичной информации
2.1 Разработка концепции маркетингового исследования
2.2 Обоснование метода сбора данных
2.3. Разработка рабочего инструментария
2.4 Обоснование выборки
2.5 План выборки
2.6 Обработка результатов исследования
2.7 Сравнительный анализ гипотез и полученных данных
Заключение
Список литературы
1.2 Причины мотивирующие
выпускников школ к
В мае 2005 года было
проведено локальное
Анализ мотивационной
структуры получения высшего
образования показал, что для
трети респондентов доминирующим мотивом
является получение определенного
статуса в обществе; немногим больше
трети опрошенных студентов назвали
предполагаемую возможность хорошего
заработка в будущем. 30% респондентов
дали иные ответы. При этом в мужской
и женской части выборки
В группе девушек
ведущими мотивами получения высшего
образования стали: возможность
хорошо зарабатывать (36%); получение
определенного статуса в
Как видно из
результатов исследования, получение
высшего образования юношами
во многом определяется будущим положением
в обществе. Для девушек мотивация
получения высшего образования
в большей степени
В рамках исследования
в 2006 году был проведен опрос среди
45 школьников от 14 до 16 лет, обучающихся
на экономическом (Научно-образовательный
центр ВНКЦ ЦЭМИ РАН) и математическом
(детско-юношеский центр "Единство")
школьных факультативах с целью
выявления мотивации
Рис.1
Мотивы выбора профессии учащимися (в % от числа опрошенных)
Таким образом, главным мотивом выбора профессии учащимися являются собственные увлечения и интересы, а также размер оплаты труда, что вполне естественно, если учитывать сложившийся характер и уровень жизни в стране.
1 сентября 2008 учебного
года в рамках состоявшейся
в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня
Знаний» было проведено
Табл.1
Основные мотивы выбора абитуриентами ВУЗа и специальности
Номер п/п | Перечень обстоятельств | Процент от общего числа опрошенных |
1 | Удачно устроить свою личную жизнь | 32% |
2 | Это связано с моей мечтой | 27,7% |
3 | Стоимость обучения ниже, чем в других вузах | 16,6% |
4 | Страх, что в другие вузы не поступлю | 8,7% |
5 | Не имею четких
профессиональных предположений,
все равно, где учиться |
8% |
6 | Поступил(а) за компанию с друзьями | 7,7% |
7 | По результатам ЕГЭ в другие вузы не прошел(а) | 6,9% |
8 | Нежелание терять год | 6,1% |
9 | Страх перед службой армии | 2,7% |
1.3 Факторы влияющие на выбор выпускником ВУЗа
Образовательный
портал «ВСЕВЕД», на проходившей в
ноябре 2005 г. Международной Выставке
«Образование и Карьера XXI», проводил
независимое анкетирование
Главным критерием снова было названо – трудоустройство (28%), затем следует выдача дипломов государственного образца – 26%, третье место поделили между собой известность (престижность) вуза и углубленное изучение языков (по 14% соответственно), и далее по убыванию значимости:
· территориальное месторасположение ВУЗа – 9%,
· материально-техническая база ВУЗа – 8%,
· другое – 1%.[7]
При выборе вуза
решающим фактором (проект EXAMEN в сентябре
2005 и апреле 2006) для родителей
старшеклассников являются перспективы
дальнейшего трудоустройства
Для 12% решающей
характеристикой является стоимость
обучения; число таких респондентов
несколько больше, чем в прошлые
годы. Это связано с постепенным
сокращением бесплатного набора
и прогрессирующей
· Уровень сложности вступительных испытаний - 11%;
· Удобное расположение вуза - 9%;
· Контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%;
· Количество изучаемых иностранных языков - 7%;
· Возможность получения двух дипломов - 6%;
· Бренд вуза - 5%;
· Наличие военной кафедры - 5%;
· Положительные отзывы знакомых - 5%;
· Возможность получения образовательного кредита на льготных условиях - 3%;
· Наличие подходящих форм обучения - 3%;
· Спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций - 3%;
· Форма оплаты обучения - 3%;
· Наличие магистратуры - 2%;
· Наличие известных преподавателей - 2%[8].
Как показал анализ данных исследований, уменьшается, однако, значимость таких факторов, как наличие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.
На основании полученных данных исследования, проведенного в 2006 году, можно сделать заключение о о том, что главным критерием при выборе профессии молодежь считает оплату труда (62%). Значительно меньшая доля школьников отмечает престиж профессии, возможность карьерного роста (12%), легкость обучения в вузе по выбранной специальности (8%) и др. Заметно ниже рейтинг такого критерия, как собственные интеллектуальные возможности (5%) (рис.2).
Рис.2
Что сейчас в большей степени влияет на выбор профессии молодежью?
Интересно, что такую же тенденцию выделяет психолог Б.А. Райзберг, определяя три критерия выбора профессии молодежью:
• ожидание высоких денежных доходов, заработной платы;
• популярность профессии, известность, почитание в школьной среде;
• наличие спроса на специалистов данной профессии.[9]
В меньшей степени сказываются индивидуальные предпочтения, основанные на разнообразных ассоциациях. Очевидно, это связано с особенностями возраста школьников, обусловливающими статичный подход к выбору профессии, не учитывающий того, что за время от момента выбора и до момента овладения профессией или получения специальности от ряда предпочтений, на которых основан выбор, может не остаться и следа.
По данным опроса
Фонда “Общественное мнение”
в 2008 г., престиж высшего образования
среди молодежи сомнению не подвергается.
И, прежде всего, потому что позволяет
найти хорошую и
С другой стороны, некоторые молодые люди выбирают высшее образование скорее по инерции, нежели рационально («все стремятся получить высшее образование – ну, есть такое клеймо»; «для родителей, ну так, для галочки»).
Независимое рейтинговое
агентство «РЕЙТОР» в 2008 году провело
социологическое исследование среди
студентов первого курса
• «востребованность выпускника на рынке труда»,
• «престижность вуза»,
• «наличие в вузе интересующей специальности»,
• «уровень преподавания в вузе в целом»
Судя по всему, образование, полученное в государственных вузах, по-прежнему считается более качественным. Результаты опросов свидетельствуют, что именно качество образования играет определяющую роль при выборе вуза. Наличие в вузе нужной специальности и перспективы будущего трудоустройства в мотивации абитуриентов уходят на второе и третье места.
1.4 Рейтинг популярности ВУЗов
В исследовании,
проведенном в 2009 году, работодателям,
старшекурсникам и
Табл. 2
Сравнительный рейтинг вузов Москвы на основе обобщенного мнения работодателей, старшекурсников и преподавателей
Представленная
таблица свидетельствует о том,
что мнение работодателей отличается
от старшекурсников и
МГУ им.Ломоносова называют лидером в подготовке специалистов по маркетингу, рекламе и PR, а также HR-менеджеров (специалистов по работе с персоналом). В других сферах (финансах, банковском деле, менеджменте, юриспруденции) он уверенно занимает 2-3 места по популярности. МГУ находится на вершине популярности не только потому, что уровень образования действительно на высоком уровне. Помимо этого в тенденции восприятия «первый – лучший». МГУ знают все, да и готовит университет специалистов в абсолютно разных областях, зачастую, будучи первым ВУЗом, начинающим подготовку специалистов в совершенно новом направлении.
Однако если рассмотреть вузы по сферам, окажется, что далеко не везде МГУ занимает первые позиции. Напротив, в лидеры выбиваются не многопрофильные институты, а четко позиционирующие себя на рынке по одному из направлений: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова – ведущий вуз в подготовке экономистов, Государственный университет управления специализируется на выпуске менеджеров для всех отраслей, МГТУ им. Н.Э. Баумана лидирует в подготовке IT-специалистов, Финансовая академия при Правительстве РФ – «финансистов», МГЮА – юристов и т. д.