Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Зеленограда.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Зеленограда относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3. Разработать анкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Зеленограда о мотивации выбора ВУЗа;
4. Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
5. Проанализировать данные анкетирования;
6. Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследовательская. Анализ вторичной информации
1.1 Сделали ли учащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор
1.2 Причины, мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
1.3 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа
1.4 Рейтинг популярности ВУЗов
1.5 Роль источников информации при выборе высшего учебного заведения
1.6 Рейтинг самых «дорогих» ВУЗов столицы
1.7 Расходы на образовательные услуги
1.8 Влияние референтных групп на выбор ВУЗа
1.9 Выбор специальности
1.10 Ожидания выпускников по заработной плате после окончания ВУЗа
Глава 2. Проектная. Анализ первичной информации
2.1 Разработка концепции маркетингового исследования
2.2 Обоснование метода сбора данных
2.3. Разработка рабочего инструментария
2.4 Обоснование выборки
2.5 План выборки
2.6 Обработка результатов исследования
2.7 Сравнительный анализ гипотез и полученных данных
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ.docx

— 520.50 Кб (Скачать)

В анкете были использованы различные типы вопросов: открытые, закрытые, шкала Лайкерта. Опишем каждый вопрос с точки зрения его типа, цели и способа обработки.

Вопрос 1: Планируете ли Вы получать высшее профессиональное образование после окончания  школы? Закрытый вопрос, задается с  целью определения намерений  абитуриентов в отношении получения высшего образования. Является вводным вопросом, задается для «разминки» респондентов. Предполагается, что большинство опрашиваемых ответят на вопрос утвердительно, поэтому он обрабатывается совместно со вторым вопросом, выявляя причины, по которым абитуриенты хотят получить высшее образование. При отрицательном ответе или ответе «не знаю» респонденту будет предложено назвать альтернативу высшему образованию, то есть то, чем он собирается заниматься после окончания школы. Если такой альтернативой является среднее специальное образование, то отвечать на последующие вопросы анкеты абитуриент будет, исходя из получения не высшего, а среднего специального образования. Если респондент планирует работать после окончания школы, то он автоматически переходит к блоку личные данные.

Вопрос 2: Укажите  причины, по которым Вы хотите получить высшее профессиональное образование. Продолжите фразу: «Я хочу получить высшее образование, потому что …». Полузакрытый многовариантный вопрос. Позволяет  определить наиболее частые причины  желания абитуриентов получить высшее образование. Обрабатывается с первым вопросом, несмотря на утвердительный или отрицательный ответ на него.

Вопрос 3:Вы уже  определились с выбором вуза, в  который собираетесь поступать? Закрытый, дихотомический вопрос. Задается для того, чтобы при утвердительном ответе узнать в какой вуз респондент собирается поступать, а также определился  ли он с этим выбором вообще. При  положительном ответе обрабатывается совместно с четвертым вопросом с целью выявления факторов, оказывающих  наибольшее влияние при выборе абитуриентом вуза. При отрицательном ответе обрабатывается как с четвертым, так и с  пятым вопросом для того, чтобы  узнать какие источники респондент будет использовать для получения  информации о вузах.

Вопрос 4: Укажите  факторы, которые для Вас являются важными при выборе вуза. Полузакрытый многовариантный вопрос. Позволяет  выявить те факторы, которые оказываются  решающими для респондента при  выборе вуза. Обрабатывается совместно  с третьим вопросом.

Вопрос 5: Из каких  источников Вы будете узнавать информацию об интересующих Вас учебных заведениях? Полузакрытый многовариантный вопрос. Задается с целью определения  наиболее популярных среди абитуриентов источников информации о вузах. Обрабатывается с третьим вопросом.

Вопрос 6: На какую  форму обучения Вы хотели бы поступить? Закрытый вопрос. Позволяет узнать, какой форме обучения респонденты  отдают приоритет и соответственно имеют ли они возможность обучаться  платно. Обрабатывается совместно с  седьмым вопросом для того, чтобы  узнать имеют ли респонденты представление  о том, сколько стоит семестр  обучения в выбранном ими вузе, и девятым вопросом, чтобы определить какую сумму при платной форме  обучения готовы заплатить абитуриенты (их родители).

Вопрос 7: Знаете ли Вы, сколько стоит 1 семестр обучения в выбранном Вами вузе? Закрытый, дихотомический вопрос. Задается для  того, чтобы узнать осведомлены ли респонденты о стоимости обучения в выбранном ими вузе. Обрабатывается совместно с шестым и девятым  вопросом, чтобы узнать соответствует  ли сумма, которую готовы заплатить  абитуриенты, стоимости семестра обучения.

Вопрос 8: На какое  отделение Вы будете пытаться поступить (расставьте приоритеты)? Если не будете пытаться поступить на это отделение, пропустите его. Закрытый вопрос. Позволяет  представить отделения в виде цепочки от наиболее приоритетного  к наименее приоритетному. Обрабатывается с третьим вопросом.

Вопрос 9: Какую  сумму Вы готовы заплатить за 1 семестр  обучения в вузе? Закрытый вопрос. Задается с целью определения суммы  оплаты за обучение, являющейся наиболее приемлемой для респондента. Обрабатывается совместно с шестым и седьмым  вопросом.

Вопрос 10: На принятие Вами решения о выборе вуза оказывает  влияние (шкала Лайкерта). В данном вопросе респонденту предлагается оценить по пятибалльной шкале степень  влияния тех или иных факторов на его решение о выборе вуза. Полученные данные позволяют выявить, какие факторы являются наиболее значимыми для респондента, а  какие оказывают минимальное  влияние на мнение абитуриента. Обрабатывается совместно с третьим вопросом.

Вопрос 11: В какой  области знаний Вы хотели бы обучаться? Полузакрытый вопрос. Задается с целью  выявления предпочтений респондентов относительно специальности, которую  бы они хотели получить в вузе. Обрабатывается с третьим вопросом.

Вопрос 12: Как  Вы думаете, какую зарплату (в месяц) Вы будете получать в течение 1-2 лет  после окончания выбранного вуза? Закрытый вопрос. Задается с целью  определения ожиданий респондентов относительно заработной платы, которую  они будут получать после окончания  вуза. Обрабатывается совместно с  третьим вопросом для того, чтобы  узнать какую зарплату планируют  получать абитуриенты при выборе того или иного вуза.

Личные данные:

Пол. Закрытый дихотомический вопрос. Задается с целью определения  различий в мотивации абитуриентов в зависимости от пола респондентов. Обрабатывается со вторым, четвертым, шестым, десятым, одиннадцатым и двенадцатым  вопросами.

Вы обучаетесь в ______ классе. Открытый вопрос. Задается с целью определения возраста опрашиваемых. Обрабатывается совместно  с третьим и десятым вопросами.

Каков доход  в Вашей семье на 1 человека в  месяц? Закрытый вопрос. Задается с  целью сравнения дохода семьи, стоимости  обучения в вузе и суммы, которую  готов заплатить абитуриент за обучение. Обрабатывается с седьмым и девятым  вопросами.

Вышеперечисленные вопросы расположены в анкете в соответствии с «туннельным» подходом, т.е. от общего к частному. Такое расположение позволяет получить сначала общую  информацию, а затем, двигаясь от вопроса  к вопросу, уже более конкретную информацию, необходимую для решения  задач исследования.

2.4 Обоснование  выборки

Для проведения исследования была использована вероятностная  выборка, т.е. все единицы генеральной  совокупности имели известный шанс (вероятность) быть включёнными в  выборку. При этом данная вероятностная  выборка является простой случайной (каждому члену генеральной совокупности должен быть присвоен номер) и стратифицированной (формируется в результате процедуры, состоящей из двух шагов: генеральная совокупность делится на ряд подгрупп (страт) и производится отбор (опрос) элементов (респондентов) случайным образом).

Генеральной совокупностью  в нашем исследовании является численность  школьников 9 и 11 классов в г.Зеленограде  в 2008 году (2272 человек)[23]. Рассчитаем величину выборки с помощью традиционного статистического метода:

n = ,

где N – объём  генеральной совокупности

 - дисперсия изучаемого признака

 - заданная предельная ошибка  выборки

t – коэффициент  доверия

n =  =  =  » 340 (человек)

Таким образом, репрезентативность выборки должна быть достигнута посредством опроса 340 школьников 9 и 11 классов. Однако данная работа является учебной и, следовательно, временные и финансовые ресурсы  ограничены, поэтому объем выборки  был снижен до 150 респондентов.

2.5 План выборки

Таблица 4

Место опроса Дата Время Количество  собранных анкет Планируемое количество собранных анкет
Шк. №638 15, 16, 20 апреля 9:30-11:00 20 25
Шк. №618 20 апреля 11:00-13:00 14 10
Шк. №602 10 апреля 10:20-12:00 17 20
Гимназия 1528 18 апреля 9:30 -10:30 10 10
Шк. №1912 15 апреля 12.30 – 14:00 21 20
Шк. №1149 16 апреля 12:20 – 13:00 20 20
Менделеевская школа №2 17 апреля 10:20 – 12:00 23 20
Площадь Юности 15, 18 апреля 16:30 – 17:30 9 10
ДК  Зеленоград 15, 18 апреля 17:30 – 18:30 8 10
11 мкрн. 16 апреля 18:45 – 19:15 4 3
12 мкрн. 16 апреля 19:30 – 20:00 4 2
Итого: 150 анкет
 

2.6 Обработка  результатов исследования

В рамках данной курсовой работы было проведено маркетинговое  исследование с целью выявления  мотивации абитуриентов при выборе высшего учебного заведения. Исследование проводилось с помощью такого рабочего инструментария, как анкета (Приложение 1). На вопросы данной анкеты ответило 150 респондентов. Опрос был  проведен в школах номер 638, 618, 602, 1912, 1149, гимназии 1528 города Зеленограда, в  Менделеевской средней школе  №2, а также на площади Юности, у ДК Зеленоград, в 11 и 12 микрорайонах среди учащихся 9 и 11 классов с 10 по 20 апреля 2009 года. Вся полученная информация была приведена к более сжатому  виду с помощью программ Microsoft Excel и Microsoft Access. В результате данного  исследования нами были получены описанные  ниже результаты.

В проведенном  опросе участвовало 150 респондентов, из которых 69 человек (46%) – молодые  люди и 81 человек (54%) – девушки, что  графически представлено на рисунке 5.

Рис. 5

Распределение респондентов по половому признаку

Распределение респондентов по классу обучения выглядит следующим образом (рис.6):  

Рис. 6

Распределение респондентов по классу обучения

Как видно из диаграммы, учащихся 11 классов было опрошено больше почти на 30%, т.к. предполагалось, что большинство свое решение  в отношении ВУЗа уже приняли  и потому они смогут дать более  четкий ответ что именно повлияло на выбор того или иного учебного заведения.

В настоящее  время трудно устроиться на высооплачиваемую работу без наличия диплома о  высшем образовании, поэтому практически  все школьники планируют поступить  в ВУЗ, тем самым хотя бы формально  проложить себе дорогу к получению  престижной работы. Доказательством  этому служат полученные данные исследования: 94,7% опрошенных планируют получать высшее профессиональное образование, 4,7% пока не знают и лишь 0,7% не будут  поступать в ВУЗ (рис.7). 

Рис.7

Намерения абитуриентов в отношении получения высшего  профессионального образования

Относительно  причин желания получить высшее образование  мнения молодых людей и девушек  были достаточно однородными (табл. 5).

Табл.5

Дифференциация  причин получения высшего образования  в зависимости от пола респондентов

Причины получения высшего профессионального  образования Кол-во респондентов Молодые люди Девушки
1. Хочу  стать дипломированным специалистом 55 20 35
2. Хочу  получить диплом престижного  вуза 24 6 18
3. Хочу  получить специальность как у  родителей 3 3 0
4. Хочу  получить больше знаний по  специальности, которая меня интересует 60 24 36
5. Возможность  познакомиться с людьми и приобрести  связи, которые помогут в жизни 42 14 28
6. В  жизни высшее образование необходимо 71 35 36
7. Другое 5 4 1

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа