Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Зеленограда.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Зеленограда относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3. Разработать анкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Зеленограда о мотивации выбора ВУЗа;
4. Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
5. Проанализировать данные анкетирования;
6. Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследовательская. Анализ вторичной информации
1.1 Сделали ли учащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор
1.2 Причины, мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
1.3 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа
1.4 Рейтинг популярности ВУЗов
1.5 Роль источников информации при выборе высшего учебного заведения
1.6 Рейтинг самых «дорогих» ВУЗов столицы
1.7 Расходы на образовательные услуги
1.8 Влияние референтных групп на выбор ВУЗа
1.9 Выбор специальности
1.10 Ожидания выпускников по заработной плате после окончания ВУЗа
Глава 2. Проектная. Анализ первичной информации
2.1 Разработка концепции маркетингового исследования
2.2 Обоснование метода сбора данных
2.3. Разработка рабочего инструментария
2.4 Обоснование выборки
2.5 План выборки
2.6 Обработка результатов исследования
2.7 Сравнительный анализ гипотез и полученных данных
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ.docx

— 520.50 Кб (Скачать)

Обработаем данный шкальный вопрос методом расчета  традиционных статистических показателей: среднее значение, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Результаты приведены в таблице 9. 

Табл.9

Факторы, оказывающие  влияние на принятие абитуриентами  решения о выборе ВУЗа

Фактор Среднее значение СКО Коэффициент вариации
Мнение  моих друзей 3,47 0,086 0,029
Мое собственное  решение 1,58 0,366 0,122
Мнение  родителей 3,39 0,268 0,089
Мнение  других родственников 3,71 0,288 0,096
Мнение  студентов ВУЗА 3,286 0,263 0,088
Информация  из интернета 3,14 0,264 0,088
Информация  из газет 3,74 0,291 0,097
Информация  из справочников 3,35 0,266 0,089

По результатам  проведенного исследования и расчетов статистических показателей были получены следующие выводы:

- мнение друзей  скорее не влияет на принимаемое  решение. Причем мнение респондентов  по этому вопросу оказалось  максимально однородным (КВ-0,029)

- респонденты  полагаются по большей части  только на свое собственное  мнение (73,3%). Среднее значение –  1,58, а вот мнение было достаточно  неоднородным КВ=0,122.

- мнение родителей  скорее влияет на абитуриентов (35,3%), чем нет (КВ=0,089).

- мнение других  родственников абсолютно не влияет  на принимаемое решение (36,7%), хотя  мнение респондентов было достаточно  разрозненным (КВ=0,096).

- мнение респондентов  относительно степени влияния  мнения студентов данного ВУЗа  разделились: 26,7% сказали, что оно  скорее влияет и 26% - что абсолютно  не влияет (КВ=0,088).

- относительно  степени влияния информации из  интернета мнения респондентов  также разделились: 29,3% сказали, что  она скорее влияет и 28% - затруднились  ответить.

- как показало  исследование, информация из газет  абсолютно не влияет на принимаемое  абитуриентами решение (41,3%), хотя  мнение было достаточно разрозненным (КВ=0,097).

- информация  из справочников, по мнению респондентов, скорее влияет на их решение  (28%).

Рассмотрим теперь, какие области знаний выбрали  респонденты (рис. 17).

Четверть респондентов выбрали такую область знаний, как менеджмент (25,3%). Далее следует  экономика – 17,3% и юриспруденция  – 14%. Вот уже на протяжении нескольких лет данные области выбирает большинство  абитуриентов, считая их наиболее прибыльными, престижными и востребованными. Даже призывы в СМИ, что в настоящее  время производство остро нуждается  в специалистах технических областей, строителях, малярах и т.п. не оказывает  влияния на абитуриентов. Скорее всего, это связано с тем, что респонденты  считают эти специальности низкооплачиваемыми. Потому они все еще делают свой выбор в пользу экономики, менеджмента  и юриспруденции.

образование услуга рынок мотивация 

Рис.17

Рейтинг областей знаний, выбранных респондентами

Однако 14,7% и 13,3% респондентов хотят получать знания в области информатики и инженерии  соответственно, что является положительной  тенденцией на сегодняшний момент, т.к. именно в этих областях чувствуется  недостаток квалифицированных кадров.

Эти данные подтверждают полученную информацию о выбранных  ВУЗах: МИЭТ и МГАДА как раз  имеют все перечисленные специальности.

Относительно  ожиданий по заработной плате в течение 1-2 лет после окончания ВУЗа мнения респондентов распределились следующим  образом (рис. 18).

Рис.18

Ожидания респондентов относительно заработной платы

Из этой диаграммы  видно, что мнение респондентов достаточно неоднородно. 26% ожидают получать 21-25 тысяч рублей после окончания  ВУЗа, что вполне соответствует действительности, т.к. работодатели не готовы платить  высокую заработную плату выпускникам, тем более, если они не имеют опыта  работы. 23,3% ожидают зарабатывать 26-30 тысяч рублей и, как ни странно, 13,3% респондентов отметили сумму в более 55 тысяч рублей, что скорее всего  является достаточно завышенной суммой для выпускника.

2.7 Сравнительный  анализ гипотез и данных, полученных  в результате исследования

Проведенный анализ собранной первичной информации позволил выявить основные тенденции, характеризующие различные факторы  мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа. Все они приведены в таблице 10 в сравнении с поставленными  гипотезами.

Табл.10

Сравнительный анализ гипотез и полученных данных

Гипотезы Полученные  данные Вывод
1.  97% учеников старших классов будет поступать в вуз 94,7% респондентов  планируют поступать в ВУЗ Гипотеза частично подтвердилась
2.  Наиболее важными причинами получения высшего образования являются: приобретение статуса дипломированного специалиста и знакомство с новыми людьми. Наиболее важные причины: мнение респондентов, что в  жизни высшее образование необходимо и желание получить больше знаний по специальности, которая их интересует Гипотеза не подтвердилась
3.  85% абитуриентов определились с вузом. Наиболее популярными среди них в Москве являются: МГУ им.Ломоносова, МГИМО, МАИ; в Зеленограде – МИЭТ Наиболее популярные ВУЗы в Москве: МГУ им.Ломоносова, РГГУ, МАИ. В Зеленограде - МИЭТ Гипотеза подтвердилась
4.  Определяющими факторами при выборе вуза являются: интересная специальность, возможность бесплатного обучения, местонахождение учебного заведения. Определяющие  факторы: интересная специальность, возможность  бесплатного обучения, наличие аккредитации Гипотеза подтвердилась  частично.
5.  Информацию о вузах абитуриенты будут узнавать из таких источников, как: справочники для поступающих в вузы, Дни открытых дверей, Интернет Наиболее популярные источники информации: Интернет, справочники  для поступающих в ВУЗы, Дни  открытых дверей Гипотеза подтвердилась
6.  84% абитуриентов хотели бы поступить только на бюджетное отделение Только на бюджетное  отделение будут поступать 32,7% респондентов Гипотеза не подтвердилась
7.  80% абитуриентов знают, сколько стоит семестр обучения в выбранном ими вузе 16% респондентов  знают сколько семестр обучения  в выбранном ими ВУЗе Гипотеза не подтвердилась
8.  98% абитуриентов будут пытаться поступить сначала на очное отделение, 15% при неудаче будут поступать на вечернее отделение 84,7% респондентов  будут поступать на очное отделение  и 9,3% на вечернее Гипотеза не подтвердилась
9.  9% абитуриентов готовы заплатить 20-30 тыс. рублей за 1 семестр обучения, 5% - 30-40 тыс. рублей, 20% - 41-45 тыс. рублей, 23% - 40-50 тыс. рублей, 35% - 51-55 тыс. рублей, 8% - более 55 тыс. рублей. 40,7% - 20-30 тыс.  руб. 

24,7% - 31-40 тыс.  руб.

10,7% - 41-45 тыс.  руб.

8% - 46-50 тыс. руб.

5,3% - 51-55 тыс. руб.

10,7% - более 55 тыс. руб.

Гипотеза не подтвердилась.
10.  Собственное мнение абитуриентов и мнение родителей являются основополагающими при выборе вуза абитуриентами. Основополагающими при выборе ВУЗа абитуриентами является собственное решение и мнение родителей Гипотеза подтвердилась
11.  Наиболее востребованными областями знаний являются: экономика, юриспруденция, менеджмент Наиболее востребованные области знаний: менеджмент, экономика, информатика, юриспруденция Гипотеза частично подтвердилась
12.  7% - 15-20 тыс. рублей, 18% абитуриентов ожидают зарабатывать 21-25 тыс. рублей в течение 1-2 лет после окончания вуза, 43% - 26-30 тыс. рублей, 8% - 31-40 тыс. рублей, 7% - 41-50 тыс. рублей, 17% - более 55 тыс. рублей 12,7% респондентов  ожидают получать – 15-20 тыс.  руб.

26%– 21-25 тыс.  руб.

23,3% - 26-30 тыс.  руб.

18,7% - 31-40 тыс.  руб.

10% - 41-50 тыс. руб.

13,3% - более 55 тыс. руб.

Гипотеза не подтвердилась
 

Заключение

В ходе написания  данной курсовой работы было проведено  маркетинговое исследование рынка  образовательных услуг с целью  определения мотивации абитуриентов при выборе высшего учебного заведения. В первой главе приводится анализ вторичной информации по данному  рынку. Для сбора первичной информации респондентам (учащимся 9-11 классов  школ г.Зеленограда) было предложено ответить на вопросы анкеты. После чего вся  полученные данные приводилась к  более сжатому виду и анализировалась  во второй главе. В результате по итогам данного исследования были сделаны  следующие выводы:

·  Существует очень высокий спрос на высшее образование: 94,7% опрашиваемых планирует поступать в высшие учебные заведения;

·  Главной причиной получения высшего образования респонденты считают его необходимость в жизни;

·  Важнейшими критериями при выборе ВУЗа были названы: интересная специальность, возможность бесплатного обучения, наличие государственной аккредитации у Вуза;

·  Интернет, справочники для поступающих в ВУЗы, Дни открытых дверей – наиболее популярные источники информации для абитуриентов, на качество и полноту информации в которых учебным заведениям стоит обратить более пристальное внимание с целью обеспечения максимальной осведомленности абитуриентов;

·  В связи с уменьшением количества бюджетных мест и некоторым увеличением доходов семей 57,3% респондентов при неудачном поступлении на бюджетное отделение, будут обучаться платно;

·  Большинство респондентов выбрали для поступления МИЭТ и МГАДА, что отвечает критериям наличия интересной специальности, государственной аккредитации, возможности бесплатного обучения;

·  При выборе ВУЗа абитуриенты в большинстве своем опираются на собственное решение и мнение родителей;

·  40,7% респондентов готовы заплатить лишь 20-30 тысяч рублей за семестр обучения в ВУЗе, что достаточно мало, учитывая, что стоимость обучения в ВУЗах г.Зеленограда в среднем 35 тысяч рублей;

·  Большинство респондентов хотели бы обучаться в таких областях знаний, как менеджмент, экономика, информатика, юриспруденция, несмотря на то, что в настоящее время наблюдается избыток в данных специалистах.

Таким образом, данная работа наглядно иллюстрирует текущее состояние информационного  обеспечения абитуриентов, критерии выбора учебного заведения, определяет степень влияния различных факторов на выпускников школ и многие другие показатели, рассмотренные в данном исследовании.

Результаты, полученные в ходе проведения данного исследования, можно использовать для более  детального исследования, направленного  на изучение мотивации абитуриентов как в рамках Зеленоградского  административного округа в целом  и каждого района в частности, так и близлежащих поселков.  

Список литературы

1.  Черчилль. Г.А. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

2.  Игрунова О.М. «Методика и практика проведения маркетинговых исследований различных рынков товаров и услуг». Ч. 1. М.: МГИДА, 2007. - 110 с.

3.  Курс лекций «Маркетинговые исследования», Игрунова О.М.

4.  http://www.faito.ru/archnews/1200175649,1208640553

5.  http://www.zelao.ru/ru/shownews/27/3735/

6.  http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5639

7.  http://sociocom.ru/2008/06/10/vyisshee-obrazovanie-vazhnost-i-vozmozhnosti

8.  http://www.ed.vseved.ru/school/education-article.php3

9.  http://www.reitor.ru

10.  http://www.marketologi.ru/lib/berezin/edulight.html

11.  http://www.erudir.ru/ru/statinfo/listinfo/16209/ 
 

[1] http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5639

[2] http://eurekanet.ru

[3] По материалам компании Begin Group www.begin.ru

[4] http://sociocom.ru/2008/06/10/vyisshee-obrazovanie-vazhnost-i-vozmozhnosti/

[5] http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/36/art36_12.php

[6] Ugsha.edu.mhost.ru/DOC/centr_kachestva/analiz_abiturient.pdf

[7]  http://www.ed.vseved.ru/school/education-article.php3

[8]  http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5639

[9] http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/36/art36_12.php

[10] www.ubo.ru/analysis/?cat=146&pub=1884

[11] http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5639

[12] Begin Group www.begin.ru

[13] http://reitor.ru; http://www.portal-slovo.ru/rus/news/4325/$print/

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа