Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа
Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Зеленограда.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Зеленограда относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3. Разработать анкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Зеленограда о мотивации выбора ВУЗа;
4. Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
5. Проанализировать данные анкетирования;
6. Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.
Введение
Глава 1. Исследовательская. Анализ вторичной информации
1.1 Сделали ли учащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор
1.2 Причины, мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
1.3 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа
1.4 Рейтинг популярности ВУЗов
1.5 Роль источников информации при выборе высшего учебного заведения
1.6 Рейтинг самых «дорогих» ВУЗов столицы
1.7 Расходы на образовательные услуги
1.8 Влияние референтных групп на выбор ВУЗа
1.9 Выбор специальности
1.10 Ожидания выпускников по заработной плате после окончания ВУЗа
Глава 2. Проектная. Анализ первичной информации
2.1 Разработка концепции маркетингового исследования
2.2 Обоснование метода сбора данных
2.3. Разработка рабочего инструментария
2.4 Обоснование выборки
2.5 План выборки
2.6 Обработка результатов исследования
2.7 Сравнительный анализ гипотез и полученных данных
Заключение
Список литературы
• Специалистом по финансам - 15%
• Специалистом по рекламе, маркетингу, PR - 15%
• Лингвистом, переводчиком - 9%
• Психологом - 8%
• IT-специалистом - 8%
• Дизайнером - 4%
• Инженером, архитектором - 4%
• Врачом - 4%
• Журналистом - 3%
• HR-менеджером - 3%
• Социологом - 2%
• Юристом - 2%[20]
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) насчитывает более 600 наименований. Специалисты агентства «РейтОР» решили определить, какие же специальности (направления подготовки) сейчас наиболее популярны среди абитуриентов и их родителей. С этой целью проведен опрос посетителей 24-й Международной Московской выставки «Образование и карьера – XXI век» и изучены перечни образовательных программ, предлагаемых в российских вузах.
Как показали опросы абитуриентов, выпускники школ практически 10-лет не меняют свои пристрастия при выборе будущей специальности (рис. 4).
Рис.4
Популярные специальности (в процентах от общего числа опрошенных)
1.10 Ожидания
выпускников по заработной
Наибольшее число абитуриентов (43%) по результатам опроса, проведенного в августе 2007 года, рассчитывают на стартовый оклад при устройстве на работу в размере $800-1000. 7% планируют получать до $600, 18% — $600-800, 8% — $1000-1300, 7% — $1300-1500, 17% — более $1500.
Тем не менее, по данным анализа предложений сайтов по поиску работы, сотрудникам без опыта работы и с неполным высшим образованием работодатели предлагают в среднем до $600. С опытом работы до года и желательно с высшим образованием — $600-800. С опытом работы 1-3 года и обязательным наличием высшего образования предлагаются оклады $800-1500. Оклады более $1500 предлагаются людям с высшим образованием и опытом работы 3-6 лет (табл.3) [21].
Табл.3
Предложение заработной платы работодателями в зависимости от опыта работы и образования
Стартовый оклад | Опыт работы | Образование |
До $600 | Не обязателен | Неполное высшее образование |
$600-800 | До 1 года | Высшее образование желательно |
$801-1000 | 1-3 года | Высшее образование обязательно |
$1001-1300 | 1-3 года | Высшее образование обязательно |
$1301-1500 | 1-3 года | Высшее образование обязательно |
Более $1500 | 3-6 лет | Высшее образование обязательно |
Выводы:
1) абсолютное
большинство студенческой
2) Считается,
что мотивация получения
3)Таким образом,
если на первом по значимости
месте оказываются факторы,
4) Самым популярным
среди абитуриентов ВУЗом
5) Среди основных
источников информации при
7)Расходы на
оплату услуг системы
8) При выборе
учебного заведения
10) Наибольшее
число абитуриентов (43%) рассчитывают
на стартовый оклад при
Глава 2. Проектная. Анализ первичной информации
2.1 Разработка
концепции маркетингового
1. Проблема: определение
мотивации абитуриентов при
2. Цель: выявление причин, факторов, влияющих на выбор абитуриентами вуза, а также анализ желаемых профессий
3. Задачи:
1) Определение процента выпускников, планирующих получать высшее профессиональное образование
2) Выявление причин, по которым абитуриенты хотят получить высшее образование
3) Выяснить, определились ли абитуриенты с выбором вуза, если да – то с каким
4) Выявление и анализ факторов, влияющих на выбор абитуриентами вуза
5) Определение наиболее популярных источников информации, используемых абитуриентами для получения информации о вузе
6) Выявление процента абитуриентов, планирующих поступать на ту или иную форму обучения
7) Установить, имеют ли абитуриенты представление о том, сколько стоит 1 семестр обучения в выбранном ими вузе
8) Определение приоритетов абитуриентов относительно отделения обучения
9) Выявление суммы денег, которую абитуриенты готовы заплатить за обучение в вузе в расчете на 1 семестр
10) Анализ степени влияния различных факторов на принятие решения о выборе вуза абитуриентами
11) Выявление наиболее востребованной области знаний среди абитуриентов
12) Определение ожиданий абитуриентов относительно получаемой заработной платы в течение 1-2 лет после окончания вуза
13) Установление характеристик абитуриентов, планирующих получать высшее образование
4. Объект исследования: рынок образовательных услуг
5. Предмет исследования: характеристики, предпочтения абитуриентов, факторы и причины, влияющие на выбор ими вуза
6. Рабочие гипотезы:
1) 97% учеников старших классов будет поступать в вуз.
2) Наиболее важными причинами получения высшего образования являются: приобретение статуса дипломированного специалиста и знакомство с новыми людьми.
3) 85% абитуриентов определились с вузом. Наиболее популярными среди них в Москве являются: МГУ им.Ломоносова, МГИМО, МАИ; в Зеленограде – МИЭТ.
4) Определяющими факторами при выборе вуза являются: интересная специальность, возможность бесплатного обучения, местонахождение учебного заведения.
5) Информацию о вузах абитуриенты будут узнавать из таких источников, как: справочники для поступающих в вузы, Дни открытых дверей, Интернет.
6) 84% абитуриентов хотели бы поступить только на бюджетное отделение.
7) 80% абитуриентов знают, сколько стоит семестр обучения в выбранном ими вузе.
8) 98% абитуриентов будут пытаться поступить сначала на очное отделение, 15% при неудаче будут поступать на вечернее отделение.
9) 9% абитуриентов готовы заплатить 20-30 тыс. рублей за 1 семестр обучения, 5% - 30-40 тыс. рублей, 20% - 41-45 тыс. рублей, 23% - 40-50 тыс. рублей, 35% - 51-55 тыс. рублей, 8% - более 55 тыс. рублей.
10) Собственное мнение абитуриентов и мнение родителей являются основополагающими при выборе вуза абитуриентами.
11) Наиболее востребованными областями знаний являются: экономика, юриспруденция, менеджмент.
12) 7% - 15-20 тыс. рублей, 18% абитуриентов ожидают зарабатывать 21-25 тыс. рублей в течение 1-2 лет после окончания вуза, 43% - 26-30 тыс. рублей, 8% - 31-40 тыс. рублей, 7% - 41-50 тыс. рублей, 17% - более 55 тыс. рублей[22].
7. Система используемых показателей:
1) Демографические показатели (пол, возраст)
2) Показатели важности различных критериев при выборе вуза
3) Показатели степени влияния различных факторов на принятие решения о выборе вуза
4) Показатели популярности различных областей знаний
5) Проценты
2.2 Обоснование метода сбора данных
При исследовании мотивации абитуриентов г.Зеленограда был выбран такой метод сбора данных, как опрос (анкетирование).
Анкета представляет
собой методическое средство для
получения первичной
Письменные опросы имеют ряд достоинств и применяются в следующих случаях:
· для опроса большого количества людей в ограниченное время;
· для работы с удаленными респондентами;
· для задания сложных вопросов, требующих логически - выверенных ответов респондентов;
· для задания малоэтичных и неэтичных вопросов, а также вопросов, требующих расчетов.
Среди достоинств можно также отметить сравнительно низкую себестоимость в расчете на одного респондента и относительно высокую скорость проведения опроса, что в совокупности со всем вышесказанным в условиях ограниченности бюджета и времени является определяющими критериями для выбора именно этого метода сбора данных.
2.3 Разработка рабочего инструментария. Обоснование вопросов
Анкета, разработанная
для исследования мотивации абитуриентов,
состоит из следующих частей: введение,
основная часть и реквизитная
часть (паспортичка). Задача введения -
кратко и в доступной форме
объяснить цель исследования, убедить
респондентов принять участие в
опросе путем подчеркивания важности
их участия в нем, анонимности
опроса и заранее выразить благодарность
за содействие. Основная часть является
самой важной для интервьюера, она
раскрывает тему исследования, служит
источником для получения всей необходимой
от респондента информации для проведения
маркетингового исследования и формулировки
достоверных итогов проведенного исследования
и состоит из 12 вопросов. Информация
из раздела «Паспортичка» служит
для анализа полученных ответов.
Ответы этой части позволяют