Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Зеленограда.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Зеленограда относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3. Разработать анкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Зеленограда о мотивации выбора ВУЗа;
4. Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
5. Проанализировать данные анкетирования;
6. Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследовательская. Анализ вторичной информации
1.1 Сделали ли учащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор
1.2 Причины, мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
1.3 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа
1.4 Рейтинг популярности ВУЗов
1.5 Роль источников информации при выборе высшего учебного заведения
1.6 Рейтинг самых «дорогих» ВУЗов столицы
1.7 Расходы на образовательные услуги
1.8 Влияние референтных групп на выбор ВУЗа
1.9 Выбор специальности
1.10 Ожидания выпускников по заработной плате после окончания ВУЗа
Глава 2. Проектная. Анализ первичной информации
2.1 Разработка концепции маркетингового исследования
2.2 Обоснование метода сбора данных
2.3. Разработка рабочего инструментария
2.4 Обоснование выборки
2.5 План выборки
2.6 Обработка результатов исследования
2.7 Сравнительный анализ гипотез и полученных данных
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ.docx

— 520.50 Кб (Скачать)

1.5 Роль источников  информации при выборе высшего  учебного заведения

В Белгородской государственной академии строительных материалов в рамках социологических  исследований «Абитуриент БелГТАСМ–2001»  было проведено исследование, целью  которого являлось определение степени  информационной обеспеченности абитуриентов.

Сведения о  БелГТАСМ иногородние абитуриенты  получили: 26% — от студентов нашей  академии, 18% — узнали об академии в  своей школе, 17% — от представителей нашей академии, 17% — участвовали  в «Дне открытых дверей», 14% — узнали из справочника вузов.

Что касается школьников 11-х классов, то каналы получения  сведений об академии выглядят следующим  образом: 67% — получило их от родителей  и знакомых, 35% — узнало из рекламы  в СМИ, 27% — узнали о БелГТАСМ от работников академии и 17% — на подготовительных курсах академии. Ввиду того, что  многие респонденты в качестве источников указали на несколько факторов выбора, то сумма ответов превысила 100%.

Образовательный портал «ВСЕВЕД», на проходившей в  ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI» задал  следующий вопрос абитуриентам: «Какими  источниками пользуются в основном будущие абитуриенты?». Выяснилось, что 29% ответивших посещают выставки, но здесь стоит отметить, что такой  результат предсказуем, поскольку, на выставку случайно не попадают, как  правило, именно большая часть аудитории, целенаправленно посещает выставки.

Важно заметить стремительно растущую популярность всемирной  паутины. 19% - а это не мало, ищут ВУЗ  через Интернет, 18% опрошенных прислушиваются к рекомендациям друзей, родителей  и знакомых и пользуются специализированными  справочниками и, наконец, 15% используют специализированные издания (газеты и  журналы образовательной тематики).

В 2005-2006г проектом EXAMEN было выявлено, что процессе выбора вуза 59% старшеклассников и их родителей  просматривают сайты вузов в  Интернете, а 31% посещают общие справочные сайты по вузам, 32% не используют для  поиска Интернет. При этом качество сайта вуза имеет значение для 56% респондентов. Справочные печатные издания по вузам регулярно просматривают 68% участников опроса. 62% регулярно посещают образовательные выставки, 33% - посещают одну перед окончательным выбором вуза (в данном случае необходимо учитывать, что опрос проводился на выставке). При посещении тематических выставок 48% респондентов стараются обойти максимальное количество стендов, 50% посещают только стенды ряда интересующих их вузов и лишь 2% общаются только с представителями одного вуза, в который планируют поступать. 81% получают информацию о вузах в школах, хотя, в большинстве случаев, отмечают, что этой информации недостаточно.[11] При опросе уже в августе 2007 среди основных источников информации при выборе вуза лидировали Интернет (82%), образовательные выставки (55%), советы знакомых (50%), а также справочные издания (43%).[12]

1.6 Рейтинг самых  «дорогих» ВУЗов столицы

Интернет портал www.reitor.ru опубликовал рейтинг самых  «дорогих» ВУЗов столицы. Так, «самым «дорогим» ВУЗом за 2005 г. стал Московский государственный институт международных  отношений (МГИМО). Второе место по стоимости  оплаты обучения заняли Российская экономическая  академия им. Г.В.Плеханова и Финансовая академия при правительстве РФ. Третье место занял МГУ. Последнее место  по стоимости обучения занимает Московский государственный институт путей  сообщения»[13]

После изучения стоимости обучения в столице  в 2007 году выяснилось, что самым дорогим  ВУЗом является МГИМО, специальности  «связи с общественностью» и «менеджмент  и экономика» (332 тыс. руб. в год). Серебро  получает Государственный Университет  — Высшая школа экономики, специальности  «менеджмент» и «мировая экономика» (280 тыс. руб. в год). Следующие 3е и 4е место делят МГУ им.Ломоносова с теми же специальностями и Финансовая академия «международные экономические  отношения» (220 тыс. руб. в год). Замыкает рейтинг Российский Университет  Дружбы Народов со специальностью «международная экономика» (195 тыс. руб. в год).[14] 

1.7 Расходы на  образовательные услуги

В ходе опроса, проведенного в РУДН (2005год), весьма показательны стали студенческие ответы на вопросы, связанные с проблемой оплаты престижного образования. Так, более  трети респондентов (37%) не имеют  материальной возможности оплачивать подобное образование. 32% готовы заплатить  за престижное образование при условии, что оно им интересно; 18% респондентов готовы оплачивать престижность, если убеждены в том, что это дает больше шансов устроиться на хорошую работу. 13% респондентов на вопрос: «Готовы  ли Вы платить за образование только потому, что оно является престижным?» - ответили, что любое образование (престижное оно или нет) должно быть бесплатным. Обратимся к рисунку 3.

Рис.3

Доля расходов на оплату образовательных услуг, в  зависимости от уровня дохода*

* По семьям  с доходом менее 150 долларов  в месяц на члена семьи - данные Роскомстат. По семьям  с доходом свыше 150 долларов  в месяц на члена семьи - данные "Эксперт МА".

Таким образом, в России в среднем доля расходов на оплату образовательных услуг  составляет 1,2%, что ниже, чем в  США на 0,6%.

По официальным  данным, в 2005 году россияне потратили  на оплату услуг в системе образования  около двух миллиардов долларов, что  составляет чуть более 1% от общего объема потребительских расходов в стране. Ничтожные значения расходов на образование  для семей, имеющих доходы менее 150 долларов в месяц на одного члена  семьи, на самом деле означают, что  три четверти граждан России не имеют  возможности оплачивать услуги системы  образования.

По данным Аналитической  группы "Эксперт МА", полученным в ходе анализа информации, собранной  в процессе проведения исследования "Стиль жизни среднего класса" (совместно с Группой Monitoring.ru), из примерно 10 миллионов российских семей  имевших в 2001 году доход, превышающий 150 долларов в месяц на каждого  члена семьи около 60% семей имели  расходы, связанные с оплатой  образовательных услуг. Средний  уровень расходов на одну такую семью  составил около 850 долларов за год. А  общие расходы российского среднего класса на образование в 2001 году можно  оценить приблизительно в 5 миллиардов долларов, что, составляет 80-90% от общего объема рынка. [15]

По данным ВЦИОМ, москвичи тратят в среднем на 40% больше денег на обучение, чем жители других больших городов и в два  раза больше, чем жители Санкт-Петербурга. Это объясняется и уровнем  дохода в Москве, и более высоким  предложением в этой сфере. Стоимость  образовательных услуг напрямую зависит от престижа учебного заведения  и от востребованности специальностей на рынке труда.

В 2005году 75% респондентов на вопрос: «Готовы ли вы получать образование  на платной основе?» ответили утвердительно, тогда, - как, лишь 25% - «не согласны за него платить». Это обусловлено несколькими  причинами: 53% респондентов затрудняются или не желают отвечать на вопрос «почему  вы согласны или не согласны оплачивать образование?». Многие говорят, что  если не получится поступить бесплатно, будут поступать на платное отделение. Остальные голоса распределяются в  следующем порядке:

•  9% - не готовы платить, т.к. «нет средств, - не позволяет материальное положение»;

•  7% - готовы платить, т.к. «главное, - это получить образование»;

•  еще 7% готовы платить, т.к. по их мнению, «очень трудно поступить на бюджетное место»;

•  6% будут пытаться поступить на бесплатной основе, однако, «если не получится, согласны получать образование на платной основе»;

•  5% уверены, что платное образование качественней, аргументируя это тем, что в коммерческих ВУЗах преподаватели ответственней относятся к процессу обучения студентов, от которых, непосредственно зависит их заработная плата и профпригодность.

•  4% готовы оплачивать свое обучение, т.к. им «позволяет материальное положение»;

•  4% не готовы платить, т.к. «уверены в своих силах поступить на бюджет»;

•  2% готовы вкладывать средства в образование, т.к. уверены в том, что «вложенные средства обязательно окупятся»;

•  1% - выражают уверенность в том, что «бесплатное образование качественней»;

•  1% отвечает, что у них «нет выбора, т.к. почти все образование платное», 1% - «согласны платить, но при условии, что образование будет не слишком дорогим».[16]

По результатам  исследования, проведенного в 2006 году . На вопрос: «Сколько родители готовы платить в год за обучение ребенка  в вузе?» были получены следующие  ответы:

•  Менее 1000 у.е. - 6%

•  От 1000 до 2000 у.е. - 19%

•  От 2000 до 3000 у.е. - 31%

•  От 3000 до 5000 у.е. - 19%

•  От 5000 до 7000 у.е. - 6%

•  Более 7000 у.е. - 8%

•  Вообще не готовы платить - 11%[17]

Тем не менее, учитывая серьезные конкурсы, многим приходится рассматривать варианты обучения на платной основе. В августе 2007 года, из тех, кто готов платить за обучение, более трети (39%) готовы отдавать за него $6-8 тыс. в год и треть (33%) — $4-6 тыс. в год. 11% рассчитывают уложиться  в сумму $2-4 тыс. в год, 9% не готовы платить более $2 тыс., 8% могут заплатить  более 8 тыс. условных единиц за год  обучения.[18]

Таким образом, в настоящее время к тому, что  обучение становится платным, в нашей  стране постепенно привыкают. Количество родителей, не готовых вообще платить  за образование, сокращается. В целом  платежеспособность населения медленно, но растет. Растет и популярность образовательных  кредитов, ряд банков предоставляет  кредиты на высшее образование на льготных условиях.

1.8 Влияние референтных  групп на выбор ВУЗа

С этой целью  в Белгородской государственной  академии строительных материалов в  рамках социологических исследований «Абитуриент БелГТАСМ–2001» и оценки рейтинга вузов г.Белгорода лабораторией профессиональной адаптации и трудоустройства  специалистов (ПАТС) было проведено  пилотное исследование мотивов, влияющих на стремление молодежи получить высшее образование. Всего в опросе приняли  участие 85 абитуриентов, приехавших из различных регионов России и 636 школьников, заканчивающих школы города. Основная масса (75%) иногородних абитуриентов представлена выпускниками общеобразовательных  школ, еще 23,5% пришли после средних  специальных учебных заведений, 1% иногородних абитуриентов работал.

Исследование  показало, что больше половины иногородних  абитуриентов (59%) при выборе учебного заведения руководствовались собственным  мнением и 31% мнением родителей. Преобладающая  часть белгородских школьников (75%) при выборе вуза ориентируются на собственное мнение и только 25% учитывали  мнение родителей.

В сентябре 2005 и  апреле 2006 года в Москве было проведен опрос, одним из вопросов которого был: «Кто в семье принимает участие  в выборе вуза?». Прозвучали следующие  ответы:

•  Сам абитуриент - 40%

•  Мать - 30%

•  Отец - 27%

•  Бабушки/Дедушки - 4%

•  Друзья и знакомые - 4%

•  Братья/Сестры - 3%

•  Другие члены семьи - 2%

Был задан также  вопрос: «Чье мнение является решающим при выборе вуза?».

•  Самого абитуриента - 74%

•  Матери - 14%

•  Отца - 3%

•  Обоих родителей - 9%

Большинство родителей  в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В  то же время на практике чаще всего  происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают).

Сами абитуриенты  при выборе вуза чаще всего советуются с обоими родителями (54% старшеклассников), 24% - с мамами, 19% - с друзьями, 6% - со старшими братьями или сестрами.[19]

1 сентября 2008 учебного  года в рамках состоявшейся  в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня  Знаний» в исследовании приняли  участие 657 респондентов пяти  факультетов. Из числа опрошенных  на вопрос «Кто повлиял на  твой выбор вуза и специальности?»,  половина (50,7%) ответила, что, именно  родители и родственники выступили  в качестве «советчиков», во-вторых, сами абитуриенты сделали такой  выбор, так как эта специальность  нравится с детства (39,0%), в-третьих,  друзья (13,4%), в- четвертых, школьные  учителя (9,5%), в-пятых, сотрудники  академии, проводившие профконсультирование  и профориентирование в школе  (7,0%), в-шестых, средства массовой  информации (4,4%) и, в-седьмых, рекламодатели  (0,8%).

1.9 Выбор специальности

Выбирая вуз  и специальность, абитуриенты и  их родители во многом руководствуются  определенным общественным мнением  относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также  немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался  в школе. На вопрос одного из исследований: «Кем хотят работать старшеклассники?»  были получены ответы:

•  Менеджером - 23%

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа