Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении.
Введение……………………………………………….…………………3
1. Теоретические основы анализа конкуренции, конкурентоспособности: определение, основные направления…………………………………………...…………..5
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности, ее основные виды…………...……………………………………...……..5
1.2 Анализ конкурентной среды, процесс и методы изучения конкурентов, систематический анализ……….......……...11
1.3 Стратегии ведения конкурентной борьбы……………………………………………………...19
2. Анализ рыночной деятельности торгового комплекса «Командор» на рынке мебели……………………………………….…..…...……22
2.1 Тенденции рынка мебели г. Красноярска………………..22
2.2 Характеристика торгового комплекса «Командор».………………………………………..……...25
2.3 Анализ внешней среды предприятия………………………………………........…..32
3. Анализ конкурентов предприятия…………………...……...…...50
3.1 Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»……………………………………….………..50
3.2 Рекомендации к конкурентной политике компании…………………………………………..…….….52
Заключение…………………………………………….……………..54
Список использованных источников……………………………….55
Приложение 1…………………………………………………..…….57
Приложение 2…………………………………………………
При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.
Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации (микросреда) относятся [23]:
1) Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.
Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.
Ниже приведен список наиболее важных поставщиков и производителей мебели для ТК «Командор» (Таблица 6).
Таблица 4 – Основные партнеры ТК «Командор»
Наименование фирмы | Краткая характеристика |
ADM (кухни ADM) | Основным направлением работы компании «АDМ» является производство кухонных гарнитуров в стиле модерн и неоклассика. |
ARAN (мебель Италии) | FRAN предлагает поставку любой мебели с более 100 фабрик Италии. |
Kler - Красноярск | Мебель со всего мира от эконом до VIP класса: спальни, кухни, обеденные группы, детские горки, стенки, офисная мебель, гостиные, прихожие, мягкая мебель, мебель из ротанга, интерьерные элементы |
Мебель - Стиль | Мебельные коллекции: от элитных кабинетов для руководителей высшего звена до качественной недорогой мебели для персонала. Большой выбор кресел, стульев, офисной мягкой мебели. |
Модерн | Мебельная фабрика «Модерн» является одной из старейших фабрик страны. Тщательный отбор тканей и кожи из новейших мировых коллекций гарантирует высокое качество и современный облик мебели. В настоящее время фабрикой выпускается более 25 моделей мягкой мебели, как в классическом стиле, так и в стиле модерн. |
Новлад | «Novlad group» — это современное производство корпусной и мягкой мебели европейского качества по российским ценам. Более 70 моделей кухонных гарнитуров, удобная и привлекательная мебель для детских, комфортные и функциональные спальни производятся на немецком оборудовании. При производстве мягкой мебели «Novlad group» используются ткани как отечественного, так и зарубежного производства — лучших фабрик Бельгии, Испании, Канады, США, Турции. |
Роял | «Royal Collection» — первая фабрика по производству этой эксклюзивной мягкой мебели была построена в Англии в январе 1921 года. Сегодня мебель, разработанная английскими дизайнерами, производится на территории Китая, где полностью соблюдается технология производства мягкой мебели английской головной компании. Мягкая мебель от «Royal Collection» — настоящее открытие для тех, кто требователен к мелочам, внимателен к деталям и ищет вещи, способные выразить всю силу любви к настоящему искусству. |
СП мебель | СП мебель» — динамично развивающееся предприятие по производству офисной мебели, расположенное в городе Сергиев Посад Московской области. Фабрика оснащена современным европейским оборудованием, в производстве мебели используются импортные материалы и комплектующие, отличающиеся высокими технологическими и эстетическими характеристиками. Ассортиментный портфель компании включает семь серий офисной мебели, две серии мебели для руководителя и стеллажную систему Стэп line. География присутствия компании растянута от Калининграда до Владивостока и насчитывает более 70 городов в 25 регионах страны. |
УФАМЕБЕЛЬ | Основное направление — производство жилой и офисной корпусной мебели. «Уфамебель» — молодое, быстроразвивающееся предприятие и наша задача заключается в том, чтобы обеспечивать торговые компании и организации качественным, красивым и конкурентоспособным продуктом. Компания производит весь спектр жилой и офисной мебели. |
Эстило | Компания «Estilo» — одна из ведущих российских фирм в сфере производства мягкой мебели высокого класса для элитного интерьера. Компания постоянно экспериментирует, создавая новые коллекции самых разных стилей и направлений в моделях диван-кровать. «Estilo» предлагает комфортную и эстетичную кожаную мебель и мебель с тканевой обивкой: кресла, пуфы, диваны различных конфигураций и размеров. |
2) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.
Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других.
Применительно к рынку мебели используются следующие законы и нормативные акты: Закон РФ «О защите прав потребителей», "Правила торговли", ст. 26.1 Закона РФ.
Закон РФ о защите прав потребителей
Права покупателей определяются Гражданским Кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей». Большинство покупателей знают о существовании данного Закона, но мало кто знает о «Правилах продажи», которые защищают продавца от недобросовестных покупателей, считающих, что продавцы им должны (и даже обязаны) обменять товар или вернуть деньги, если они даже сами, пусть даже случайно, испортили приобретённый товар или купили не то, что было нужно, просто ошиблись при выборе товара.
На мебель - мягкую мебель, корпусную мебель или любое другое изделие мебели - подобные требования не распространяются. Договор с покупателем считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, который подтверждает оплату товара. Согласно Правилам продаж товаров (п. 22), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 г. № 918, покупатель может отказаться от исполнения договора до момента передачи ему товара. В случае отказа покупателя от Договора - отказ от заказа или покупки (до передачи ему товара), или внесение изменений в ранее оформленный заказ на мебель, - покупатель обязан возместить Продавцу часть цены, указанную в Договоре, за фактически понесённые продавцом расходы и проделанную им работу, связанную с исполнением его обязательств по заключённому Договору. Любой документ, подписанный обеими сторонами (продавцом и покупателем), имеет юридическую силу. Именно в Договоре указаны условия работы организации и предлагаемые услуги. Мебель обмену и возврату не подлежит.
3) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.
По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности.
По данным, проводимых маркетинговых исследований, сотрудниками фирмы был составлен следующий портрет розничного потребителя товаров ТК «Командор»:
Основная группа - это люди со средним уровнем достатка.
Вспомогательная группа - люди с уровнем достатка ниже среднего.
Отличительная черта двух групп - это уровень дохода, т. к. в магазинах компании представлен товар в разном ценовом сегменте.
Общая аудитория потребителей - это люди, которые готовы купить мебель в ближайшее время, находятся в поиске покупки и те, кто в ближайшие полгода, возможно, приобретет. Исходя из особенностей предлагаемого ассортимента, цены, качества товара, услуг можно выделить несколько критериев общей аудитории потребителей:
- жен.25-45 лет;
- уровень з/п более 30 тыс. руб. (95%), менее 30 тыс.руб. (5%);
- руководители, менеджеры, госслужащие, домохозяйки.
Ниже приведены данные сегментирования по различным признакам:
Диаграмма 1 – Сегментация потребителей по половому признаку
Диаграмма 2 – Сегментация относительно уровня заработной платы.
Диаграмма 3 – Сегментация покупателей относительно рода занятий
Обобщенный портрет потребителей: устойчивость консервативных взглядов, ориентация на массовую культуру, идеологичность, адаптивность - это люди, которые любят комфорт и сервис, стремятся к успеху и позитивному настроению.
Выделенная целевая аудитория позволяет завоевать значительную долю рынка, поскольку основной наш покупатель - это средний класс.
Помимо розничного потребителя – физических лиц у компании «Командор» большое количество корпоративных клиентов, закупающих продукцию для:
1. Офисных помещений: Сибирьтелеком, ВостокТрубопроводСтрой, Производственно – торговая компания ООО Гольфстрим и др.
2. Государственных учреждений: Красноярская Государственная Академия музыки и театра, Арбитражный суд Красноярского края.
3. Гостиницы: Гостиничный комплекс «Удачный», МВДЦ «Сибирь».
4. Коттеджи и жилые комплексы: жилой комплекс «Лазурный» и др.
4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.
Ниже представлен краткий обзор четырех самых крупных игроков розничного рынка мебели Красноярска (Таблица 7). Эти торговые центры занимают львиную долю в продажах мебели на розничном рынке и представляют наибольший интерес для исследования, т.к. являются главными друг для друга конкурентами.
Таблица 5 – Сравнительная характеристика лидеров мебельного рынка
Торговая площадь центра, тыс. кв. м | Площадь, сданная в аренду | Кол‑во аренд. | Арендная ставка, руб. | Средняя проходимость, человек/день (II п/г 2008 г.) | Год основания компании | Адрес, телефон, факс, e‑mail, сайт | |||
|
|
| мин. | макс. | Будни | Выходные |
|
| |
Командор Зыкова Людмила Михайловна | 14 | 8 | 22 | 400 | 700 | 1000 | 2000 | 2005 | г. Красноярск, |
Континент Никитин | 17,5 | 14,5 | 30 | 350 | 800 | 1000 | 2000 | 2008 | ул. Шахтеров, 65, тел/факс 202‑08‑88, e‑mail: ml24@bk.ru |
Вавилон – | 14 | 14 | 160 | 500 | 1200 | 1000 | 2000 | 2007 | ул. Вавилова, 1, стр. 54, тел. 282‑20‑20, факс 274‑88‑26, e‑mail: tkvavilon@yandex.ru, |
Мебелев Макаренков | 6 | 9 | 18 | 180 | 400 | 700 | 1200 | 2005 | пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 160, стр. 46, тел. 255‑34‑52, факс 269‑58‑82, e‑mail: mup@mebelkom.co |
Традиционным средством изучения конкурентоспособности в маркетинге традиционно считается концепция “4P” (рисунок 2), которая представляет собой сравнительный анализ вашего предприятия и предприятий-конкурентов по следующим факторам (продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта “4P” - по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке).
Данные необходимые для оценки конкурентоспособности предприятия, лучше всего систематизировать в виде таблицы, чтобы можно было в наглядной форме определить сильные и слабые стороны вашей фирмы и ваших конкурентов по основным факторам. В таблице 2 представлен образец такого формата систематизации данных. Прежде всего, предстоит выявить основных конкурентов (обычно 2-4 компании) на каждом из избранных вами сегменте рынка и начать сбор информации о них.
В таблице 2 приводятся наиболее распространенные параметры, характеризующие основные факторы конкурентоспособности. Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным методом, например, проранжировать все параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов. Если по строке «стиль» проставлена оценка 1 для конкурента А, то это означает, что именно стиль продукта является его слабой стороной. Если наоборот, оценка равняется 5 баллам, то данный параметр является его наиболее сильной стороной.
Далее бальные оценки могут быть суммированы: 1) по отдельным факторам (каждому из “4P”); 2) по всем факторам в целом, чтобы установить уровень конкурентоспособности каждого предприятия. Если по какому - то из параметров нет пока достаточной информации, лучше исключить его из анализа.
В процессе анализа очень важно дать развернутое смысловое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в таблице 5 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность.
Ниже представлен сравнительный анализ 4Р четырех самых крупных игроков розничного рынка мебели Красноярска (ТК «Континент», «Вавилон», «Мебелев»). Эти торговые центры занимают львиную долю в продажах мебели на розничном рынке и представляют наибольший интерес для исследования, т.к. являются главными друг для друга конкурентами. В ходе экспертного оценивания было использовано мнение руководителя отдела маркетинга торгового комплекса «Командор» Чудаевой Л.Н.
Таблица 6 - Лист оценки конкурентоспособности (систематизация результатов анализа “4P”)
Информация о работе Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»