Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении.
Введение……………………………………………….…………………3
1. Теоретические основы анализа конкуренции, конкурентоспособности: определение, основные направления…………………………………………...…………..5
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности, ее основные виды…………...……………………………………...……..5
1.2 Анализ конкурентной среды, процесс и методы изучения конкурентов, систематический анализ……….......……...11
1.3 Стратегии ведения конкурентной борьбы……………………………………………………...19
2. Анализ рыночной деятельности торгового комплекса «Командор» на рынке мебели……………………………………….…..…...……22
2.1 Тенденции рынка мебели г. Красноярска………………..22
2.2 Характеристика торгового комплекса «Командор».………………………………………..……...25
2.3 Анализ внешней среды предприятия………………………………………........…..32
3. Анализ конкурентов предприятия…………………...……...…...50
3.1 Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»……………………………………….………..50
3.2 Рекомендации к конкурентной политике компании…………………………………………..…….….52
Заключение…………………………………………….……………..54
Список использованных источников……………………………….55
Приложение 1…………………………………………………..…….57
Приложение 2…………………………………………………
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ УПРАВЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ И ЭКОНОМИКИ
_________________________Марке
кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»
______________________________
тема проекта (работы)
Пояснительная записка
Студент, __УБ08-06___ __________ __П.Н. Жарков____
номер группы подпись, дата инициалы, фамилия
Руководитель __________ ___В.В. Вингерт____
Красноярск 20_
План
Введение……………………………………………….………
1. Теоретические основы анализа конкуренции, конкурентоспособности: определение, основные направления…………………………………………...
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности, ее основные виды…………...……………………………………...……
1.2 Анализ конкурентной среды, процесс и методы изучения конкурентов, систематический анализ……….......……...11
1.3 Стратегии ведения конкурентной борьбы……………………………………………………...1
2. Анализ рыночной деятельности торгового комплекса «Командор» на рынке мебели……………………………………….…..…...…
2.1 Тенденции рынка мебели г. Красноярска………………..22
2.2 Характеристика торгового комплекса «Командор».………………………………………..……
2.3 Анализ внешней среды предприятия………………………………………....
3. Анализ конкурентов предприятия…………………...……...…...
3.1 Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»……………………………………….……….
3.2 Рекомендации к конкурентной политике компании…………………………………………..…….…
Заключение…………………………………………….……
Список использованных источников……………………………….55
Приложение 1…………………………………………………..…….57
Приложение 2…………………………………………………………59
Введение
Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении.
Анализ конкурентов, возможно, - один из самых важных элементов современного маркетинга. Его результаты позволяют не только разработать правильную хозяйственную стратегию, политику компании на рынке, но и четко определить, что сделано не так, как надо, в продукте, сбытовой сети, рекламе и других компонентах маркетинговой работы компании.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в последнее время весь анализ конкурентов для предприятий и фирм в лучшем случае сводится к изучению цен на изделия и услуги. Конечно подобный подход требует минимума затрат сил и средств. Однако в рамках такой тактики никакого реального повышения конкурентоспособности не происходит. Поэтому, конкурируя с лидерами, стремясь превзойти их, компания вынуждена ходить «по острию ножа», но только так можно совершенствовать управление и производство. В современных условиях, когда наряду с прямой конкуренцией все более развивается специализация предприятий и фирм, а потребительский спрос, нужды и запросы потребителей становятся в высшей степени индивидуализированными, важно научится находить любые пути для сотрудничества, кооперации с возможными конкурентами для того, чтобы избежать войны цен, в которой вероятно не будет победителей. Конечно, ценовая конкуренция все равно сохраняется, но не имеет решающего значения для долгосрочного успеха в конкурентной борьбе.
Маркетинговоориентированная компания в состоянии не только изучить слабые и сильные стороны своих конкурентов и превзойти их по всем параметрам своей деятельности, она в состоянии максимально точно определить свои сравнительные преимущества и ключевую компетентность, чтобы уйти от примитивных форм соперничества там, где это возможно.
Предметом данной работы является правильное изучение своих конкурентов, в частности каким образом следует оценивать свои сравнительные конкурентные преимущества, как определить, что же действительно необходимо для повышения своей конкурентоспособности в данный период и на данном сегменте.
Объект исследования – внешняя микросреда предприятия «Командор» ТК (торговый комплекс), в частности наиболее значимые конкуренты – крупные мебельные торговые центры.
Цель работы – изучить понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения конкурентов.
Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1. изучить понятие конкуренции;
2. изучить методы изучения фирм-конкурентов;
3. проанализировать конкурентную стратегию ТК «Командор»;
4. определить конкурентоспособность ТК «Командор».
Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке. Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы.
1. Теоретические основы анализа конкуренции, конкурентоспособности: определение, основные направления.
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности, ее основные виды.
Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает «сталкиваться». Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ.[13,c.272] Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция (таблица 1).
Таблица 1 - Определения термина конкуренция
Автор определения | Определение |
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. [9, c. 175] | Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. |
Киперман Г.Я.[17, c.147] | Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта. |
Макконнел К.Р., Брю С.Л. [7, c.452] | Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. |
Маршалл А. [10, c.126] |
Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. |
Спиридонов И.А. [18, c. 59] | Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. |
Перцовский Н.И. [11, c. 14] | Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. |
Фатхутдинов Р.А. [19, c. 41] | Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. |
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.
Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер предположил, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество между продавцами внутри отрасли.
2. Попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей
своими товарами = субститутами.
3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.
4. Способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой,
диктовать свои условия.
5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои
условия. [16, c.21]
На рисунке 1 представлена модель пяти конкурентных сил, предложенная М. Портером [16, c.18].
Рисунок 1- Конкурирующие силы.
Модель пяти сил конкуренции Портера является инструментом при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении степени воздействия каждой из них. Эта модель не только наиболее широко используется, но и достаточно проста в применении.
Соперничество между отраслями. Из всех пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги. Конкуренция возникает в связи с тем, что у одной или нескольких фирм появляется возможность лучше удовлетворить нужды потребителей. Независимо от того, идёт ли ожесточённая конкурентная борьба или уровень конкуренции невысок, для каждой компании необходимым является разработка успешной стратегии, которая обеспечит превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями.
Существует несколько факторов, которые в любой отрасли влияют на интенсивность конкуренции [2, c.72]:
1. Конкуренция усиливается с увеличением числа соперничающих фирм, по мере того как выравниваются их размеры и объёмы производства.
2. Обычно конкуренция сильна, когда спрос на продукцию растёт медленно. На быстрорастущем рынке места хватает всем.
3. Конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирмы на снижение цен или на применение других средств увеличения объёмов продаж и объёмов производства.
4. Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на потребление другой невелики.
5. Конкуренция усиливается, когда одна или несколько компаний не удовлетворены своей долей рынка и пытаются её увеличить за счёт доли конкурентов.
6. Конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений.
7. Конкуренция становится интенсивной, когда затраты на то, чтобы покинуть рынок выше, чем на то, чтобы остаться на нём и принять участие в конкурентной борьбе.
8. Ход конкуренции тем менее предсказуем, чем больше различаются приоритеты фирм, их стратегия, ресурсы, личные качества их руководителей и страны, где они зарегистрированы.
9. Конкуренция усиливается, когда крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и приступают к осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленной им фирмы в лидера рынка.
Следовательно, принципом конкурентных рынков является использование конкуренции среди соперничающих фирм. Это динамичный, меняющийся процесс, при котором фирмы инициируют новые наступательные и оборонительные действия, постоянно меняя одно конкурентное оружие на другое.
В поле зрения участника рынка должны быть следующие наиболее важные направления конкурентной борьбы:
1. конкуренция качества - повышение потребительских свойств товара при сохранении цены, либо существенно более высокое качество товара при незначительном увеличении цены;
2. функциональная конкуренция - конкуренция с принципиально иными изделиями, способными удовлетворять те же потребности, что и ваш товар;
3. ценовая конкуренция - борьба за покупателя за счет более низкой цены, нежели у товаров того же качества других фирм.
Разумеется, многие явления конкурентной борьбы выступают не в чистом, а в комбинированном виде. Не всегда можно провести и отчетливую черту между разными факторами, оказывающими активное действие на рынок. Рынок является детерминированной системой, в которой преуспевают те, кто умеют наблюдать и анализировать.
Наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Определения конкурентоспособности организации
Автор определения | Определение |
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А.[9, c. 177] | Это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей. |
Киперман Г.Я. [17, c.148] | Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. |
Перцовский Н.И.[11, c. 17] | Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. |
Фатхутдинов Р.А. [19, c.46] | Способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. |
Информация о работе Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»