Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении.
Введение……………………………………………….…………………3
1. Теоретические основы анализа конкуренции, конкурентоспособности: определение, основные направления…………………………………………...…………..5
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности, ее основные виды…………...……………………………………...……..5
1.2 Анализ конкурентной среды, процесс и методы изучения конкурентов, систематический анализ……….......……...11
1.3 Стратегии ведения конкурентной борьбы……………………………………………………...19
2. Анализ рыночной деятельности торгового комплекса «Командор» на рынке мебели……………………………………….…..…...……22
2.1 Тенденции рынка мебели г. Красноярска………………..22
2.2 Характеристика торгового комплекса «Командор».………………………………………..……...25
2.3 Анализ внешней среды предприятия………………………………………........…..32
3. Анализ конкурентов предприятия…………………...……...…...50
3.1 Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»……………………………………….………..50
3.2 Рекомендации к конкурентной политике компании…………………………………………..…….….52
Заключение…………………………………………….……………..54
Список использованных источников……………………………….55
Приложение 1…………………………………………………..…….57
Приложение 2…………………………………………………
Судя по полученным данным, в настоящее время компания «Командор» имеет надёжную репутацию, наибольшую конкурентоспособность, стабильное положение на рынке. Но все это переменчиво. Поэтому компании следует заранее побеспокоиться о том, как сохранить свое лидирующее положение на этом рынке.
2. Для анализа конкурентов для ТК «Командор» на рынке мебели использовался тест по оценке хозяйственного профиля конкурентов (Приложение 1). В рамках исследования использовал материалы производственной практики в отделе маркетинга ТК «Командор» (2010г.). Информация о комплексах «Континент», «Вавилон», «Мебелев» была собрана в ходе полевого исследования в 2010г., считаю данные актуальными на данный момент, т.к. мебельная индустрия представляет собой более стабильный рынок в кратко- и среднесрочных промежутках времени.
После проведения анализа (см. Приложение 2) были подтверждены нижеследующие утверждения.
Как и предполагалось изначально, компания «Командор» - безусловный лидер исследуемой отрасли и может таковым остаться еще долгое время.
Относительно конкурентов (компаний «Континент», «Вавилон», «Мебелев»), можно сделать вывод, что если они начнут разумно инвестировать капитал в рекламу, маркетинг и расширение каналов сбыта, продвигать продукты класса «премиум» тем самым расширяя занятые ниши, то они смогут догнать или даже перегнать лидера данной отрасли «Командор».
В будущем можно ожидать появления каких-то более или менее крупных комплексов, совершенно новых для красноярского рынка, на фоне выхода экономики из кризиса. Более вероятно перераспределение рынка между уже имеющимися игроками или укрупнение производств (что поможет снизить конкуренцию на рынке и остановить его стагнацию).
Тест по оценке хозяйственного профиля конкурентов
Знак «+» ставился против строк с вариантами ответов, которые в наибольшей степени соответствовали деятельности нашей компании и наших конкурентов. Последующие варианты ответов могли включать предыдущие.
Обозначения фирм: «Кон» - ТК Континент, «Вав» - ТК Вавилон, «Меб» - ТК Мебелев, «Ком» - ТК Командор (Прил.2).
3.2 Рекомендации к конкурентной политике компании
Исходя из проведенного анализа и оценки деятельности компании «Командор» можно заключить, что наиболее привлекательной стратегией ведения конкурентной борьбы будет стратегия фокусирования, т.е. концентрации на определенной рыночной нише. Выше уже был означен достаточно четкий сегмент покупателей продукции фирмы, кроме этого ниша рынка может быть определена с географической точки зрения, усилению барьеров входа в отрасль или на рынок.
При применении такой стратегии необходимо помнить, что потенциал бизнеса ограничивается, прибыль может быть упущена. Кроме того, возможна конкуренция с крупными фирмами, использующими эффект масштаба производства. Выделяют два направления фокусирования: в пределах выбранного сегмента рынка: фирма старается достичь преимущества в издержках, либо усиливает дифференциацию продукции, либо осуществляет то и другое.
Стратегия фокусирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном, часто единственном сегменте рынка. При этом основу стратегии составляет особая направленность деятельности предприятия и уровень квалификации его персонала, позволяющие успешно обслуживать рыночную нишу. В сущности, стратегия фокусирования предполагает совмещение назревших, осознанных потребностей общества в чем - либо и не вполне осознанных, не традиционных форм, методов и способов их удовлетворения. В этой стратегии также велика роль маркетинга, которая сводится к определению назревших проблем и возможных способов их решения. Считается, что в экономике любой страны существует множество рыночных ниш, в том числе и на традиционных, давно поделенных рынках. Основная опасность для предприятия с данной стратегией может происходить от других ниш отрасли.
Процесс поиска и работы в рыночной нише очень динамичен. Как только предприятие найдет нишу на рынке, обязательно появятся конкуренты, желающие проникнуть в эту нишу. Поэтому рекомендуется искать следующую нишу, на которую при необходимости сможет переориентироваться предприятие.
Заключение
Чтобы успешно действовать на конкретном рынке, компаниям необходимо исследовать конкурентов, выявлять их слабые и сильные стороны, а также проводить их систематический анализ. Посредством изучения и анализа конкурентной среды определяются основные конкуренты, степень конкуренции и ее виды, конкурентоспособность предприятия сегодня и перспективы на будущее.
В зависимости от того, что конкретно хочет узнать производитель о своем конкуренте используется либо механизм SWOT-анализа, либо анализ «4Р» маркетинга, либо составляется функциональная карта.
Посредством SWOT-анализа проводится сравнительная характеристика предприятия и конкурентов в области финансов, технологии производства, кадрового состава, маркетинга и организации управления.
Анализ «4Р» маркетинга позволяет сравнить компанию с ее конкурентами в области выпускаемого продукта, цены, продвижения на рынке и регионов и каналов сбыта.
Метод составления функциональных карт позволяет узнать сегмент, на который направлена деятельность конкурента, и как лучше провести сегментирование своих потребителей.
Для анализа конкурентов для комплекса «Командор» использовался тест по оценке хозяйственного профиля конкурентов на основе SWOT-анализа. Как и предполагалось изначально, «Командор» - безусловный лидер исследуемой отрасли и может таковым остаться еще долгое время.
Список использованных источников
1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 224 с.
2. Голубков Е. Маркетинг и его роль в экономике // Маркетинг. - 2007. - N 3. - С.72-85.
3. Голубков Е.Г. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. - 464с.
4. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - 334с.
5. Забелин П.В.,Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.: - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 195 с.
6. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2007. – 284 с.
7. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 2009. – 799 с.
8. Мальцев А.А. Маркетинг: теория и практика: Учеб. пособие / А.А.Мальцев, Л.Г.Ощепкова. - Новосибирск, 2008. - 156с.
9. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2008. – 362 с.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2009 – 126 с.
11. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И.Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова; Под ред. Н.И.Перцовского - -М.: Высшая школа, 2007 г. – 239 с.
12. Моисеева Н. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы / Н.Моисеева, М.Конышева // Маркетинг. - 2008. - N 6. - С.22-34.
13. www.sib.adme.ru. Мебельный ритейл Красноярска
14. Ожегов С.И. и Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: -М.: Азбуковник, 2007. – 944 стр.
15. Печенкин А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А.Печенкин, В.Фомин // Маркетинг. - 2008. - N 2. - С.23-26.
16. Попов Е. Актуальные вопросы маркетинга // Маркетинг. - 2008. - N 1. - С.21-34.
17. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ - М.: Издательский дом «Вильямс». 2009.-526с.
18. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я.Кипермана – М.: Республика, 2009. – 524 с.
19. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 170 с.
20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – Спб.: Питер, 2007.– 448 с.
21. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка.–М.: Финансы и статистика, 2008. - 528
22. Вершигора, Е.Е. Основы управления / Е.Е. Вершигора - М., 1999. - 236
23. Виханский, О.С. Менеджмент : учебник для экон. спец. Вузов / О.С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Высшая школа, 1994. - 224 с.
24. Глухов, В.В. Основы менеджмента: учебно-справочное пособие / В.В. Глухов. - СПб. : Специальная литература, 1995. - 330 c. Валовой, Д.В. История менеджмента : учебное пособие / Д.В. Валовой. - М. : Инфра - М, 1997. - 256 с.
25. Лучшие идеи мастеров управления. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001. - 416 с.
26. Коротков, Э.М. Концепции российского менеджмента : учебник / Э.М. Коротков. - М. : АСТРА, 1997. - 896 с
Приложение 1 - Параметры оценки конкурирующих торговых организаций
Параметр | Содержание, характеристика параметра | Критерии оценки |
Сильные стороны | Объективная оценка | Качество продаваемого товара; сервисная служба (наличие); информационно-рекламная служба (наличие); маркетинговая структура (наличие); консультирование (наличие); условия доставки и хранения; дилерская сеть (наличие, количество фирм-посредников) и др. |
Субъективная оценка | Внешний вид товара; полнота информации, представленной на сайте; информационно-рекламная активность (в том числе частота появления в регионах, на выставках, семинарах; организация семинаров; размещение рекламы в газетах, журналах, книгах) и др. | |
Слабые стороны | Объективная оценка | Отсутствие тех параметров, которые указаны в графе «Сильные стороны» (соотношение сильных и слабых сторон определяет конкурентную силу анализируемой компании) |
Субъективная оценка | Отсутствие тех параметров, которые указаны в графе «Сильные стороны» (соотношение сильных и слабых сторон определяет конкурентную силу анализируемой компании) | |
Профиль | Профиль организации | Производитель; эксклюзивный лидер; розничная торговая организация |
Ассортимент | Предлагаемый ассортимент | Основная специализация компании |
Сегмент | Конкурирующий сегмент | Сегмент продукции, конкурирующей с продукцией компании |
Географический охват | Территория деловой активности организации | Местоположение: головного офиса; филиалов; представительств; дилеров; распространение продукции (по регионам) и др. |
Сотрудничество | Фирмы-производители, дочерние организации, деловые партнеры, с которыми ведется сотрудничество | Имеющие значение в конкурирующем сегменте (конкурирующий производитель) или в отдельном регионе (госучреждение) |
Контакты | Адрес, телефон, Интернет-сайт, имена ключевых сотрудников | Генеральные директора, менеджеры по продажам, директора по маркетингу |
Система скидок | Накопительная/прогрессивная/ | В конкурирующем сегменте |
Источник информации | Источник и дата получения информации | Выставка, интервью |
Приложение 2 – Оценка хозяйственного профиля компаний
Показатели/переменные анализа | Баллы ответов | Конкуренты | Ком | ||
Кон | Вав | Меб | |||
РЫНОК |
|
|
|
|
|
Размеры (доля) и степень охвата рынка |
|
|
|
|
|
1). Какова доля рынка у вашей фирмы и ваших конкурентов? |
|
|
|
|
|
а) самая маленькая (стабильная или уменьшающаяся) | 1 |
|
| + |
|
б) самая большая (стабильная или уменьшающаяся) | 2 |
|
|
|
|
в) примерно одинаковые и стабильные | 3 | + | + |
| + |
2) на каких сегментах рынка оперируете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) на одних и тех же | 1 | + | + | + | + |
б) на различных сегментах | 2 |
|
|
|
|
3). В каких регионах оперируете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) в одном и том же регионе | 1 | + | + | + |
|
б) в нескольких совпадающих регионах | 2 |
|
|
| + |
в) в масштабе страны (во всех регионах) | 3 |
|
|
|
|
г) на внутреннем и внешнем рынках | 4 |
|
|
|
|
Особенности внедрения на рынок |
|
|
|
|
|
1). Как вы и конкуренты обычно внедряетесь на рынок? Какой рыночной стратегии при этом следуют? |
|
|
|
|
|
а) стремятся привлечь к себе внимание всех потребителей на рынке | 1 | + | + |
|
|
б) стремитесь стать лидерами отрасли | 2 |
|
|
| + |
в) нацелены на получение максимально широкого круга постоянных клиентов | 3 |
|
|
|
|
2). Какой стратегии сбыта вы и конкуренты следуете? За счет чего стремитесь опередить друг друга? |
|
|
|
|
|
а) опережение по части нововведений | 1 |
|
|
| + |
б) предложение более низкой цены | 2 | + |
| + |
|
в) предложение более широкого ассортимента и качества изделий и услуг | 3 |
| + |
|
|
Степень проникновения на уже сформировавшийся и поделенный рынок |
|
|
|
|
|
1). Как расставлены ваши приоритеты и конкурентов на рынке данного региона? |
|
|
|
|
|
а) стремление удержать рынок | 1 |
| + |
| + |
б) стремление диверсифицировать свою деятельность | 2 | + |
|
| + |
в) попытка переориентироваться на новые рынки | 3 |
|
|
|
|
2). Каковы размеры ресурсов, выделяемых для работы на таком рынке (величина затрат на рекламу, комиссионные и выплаты посредникам и сбытовому персоналу)? |
|
|
|
|
|
а) растущие | 1 |
|
|
|
|
б) стабильные | 2 |
| + |
| + |
в) снижающиеся | 3 | + |
| + |
|
ПРОДУКТ |
|
|
|
|
|
Освоение новых видов изделий и услуг |
|
|
|
|
|
1). Насколько эффективно вы и конкуренты действуете при осуществлении контроля за нуждами и запросами потребителей, отслеживаете их изменения? |
|
|
|
|
|
а) отслеживаете текущие нужды и запросы, стремитесь им соответствовать | 1 |
|
|
|
|
б) стремитесь закрепить положительный имидж своей продукции и фирмы на рынке | 2 | + |
|
| + |
в) стремитесь прогнозировать будущие нужды и запросы, оценивая восприятия и стимулы поведения потребителей на рынке | 3 |
|
|
| + |
2). Как вы и конкуренты действуете при заполнении ниш рынка? |
|
|
|
|
|
а) запускаете один вид продукции | 1 |
|
|
|
|
б) запускаете несколько видов | 2 | + | + | + | + |
в) модифицируете все виды изделий и услуг, предлагаемых для данной ниши | 3 |
|
|
|
|
Жизненный цикл продукта |
|
|
|
|
|
1). Насколько эффективно вы и конкуренты действуете для продления жизненного цикла товаров и услуг? |
|
|
|
|
|
а) модифицируете изделия и услуги путем улучшения их технических и функциональных параметров | 1 |
|
|
|
|
б) модифицируете те изделия и услуги, которые пользуются наибольшим спросом у потребителей | 2 | + |
|
| + |
в) модифицируете те технические и функциональные параметры в том направлении, которое в наибольшей степени соответствует будущим нуждам и запросам потребителей | 3 |
|
|
|
|
2). Какой вариант делового поведения чаще всего встречается у вас и конкурентов? |
|
|
|
|
|
а) содействие более частому использованию потребителями уже предлагаемых изделий и услуг | 1 |
|
|
|
|
б) поиск новых потребителей (расширение емкости сегмента) | 2 |
|
|
| + |
в) поиск новых сфер применения (освоение новых сегментов) | 3 | + | + |
|
|
г) поиск новых сфер при одновременной модернизации всего ассортимента изделий и услуг | 4 |
|
|
|
|
Степень конкуренции и сравнительные преимущества в конкурентной борьбе изделий и услуг |
|
|
|
|
|
1). За счет чего вы и конкуренты пытаетесь увеличить/удержать свою долю рынка? |
|
|
|
|
|
а) конкуренция торговых марок производителей/поставщиков продукта | 1 | + |
|
| + |
б) конкуренции торговых марок сбытовых посредников (дилеров, оптовых фирм, операторов) | 2 |
|
| + |
|
в) продвижения на рынке дополнительных услуг, не имеющих близких аналогов | 3 |
|
|
|
|
Технологический уровень производства и обслуживания |
|
|
|
|
|
1). Какова степень гибкости производственных систем у вас и конкурентов? Предпочитаете ли вы и конкуренты выпуск/предоставление: |
|
|
|
|
|
а) стандартизированных/массовых изделий и услуг | 1 |
|
| + |
|
б) модифицированные (по запросам потребителей) стандартизированные виды изделий и услуг | 2 | + | + |
| + |
в) специализированные изделия, услуги и технологические системы с их использованием | 3 |
|
|
| + |
Новые изделия, услуги и технологии |
|
|
|
|
|
1). Как ведете себя вы и конкуренты в отношении новых видов продуктов? |
|
|
|
|
|
а) стремитесь разрабатывать принципиально новые виды изделий и услуг на базе новейших знаний и технологий | 1 |
|
|
|
|
б) ищите пути модификации уже применяемых технологий, изделий и услуг | 2 | + | + | + |
|
в) пытаетесь освоить смежные технологии для расширения ассортимента изделий и услуг | 3 |
|
|
|
|
г) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов путем их модернизации | 4 |
|
|
| + |
д) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов за счет освоения принципиально новых изделий и услуг, дополняющих существующие, расширяющие ассортимент | 5 |
|
|
|
|
Реорганизация производства и изменение ассортимента |
|
|
|
|
|
1). Насколько гибкими являетесь вы и конкуренты в области контроля за производственными мощностями/процессами? Какому варианту при этом отдаете предпочтение? |
|
|
|
|
|
а) стремитесь сократить производственные мощности или уменьшить уровень загрузки производственных процессов, если спрос на выпускаемые изделия начал падать | 1 | + | + | + | + |
б) стремитесь ликвидировать такие мощности и процессы | 2 |
|
|
|
|
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА |
|
|
|
|
|
Цены на новые продукты |
|
|
|
|
|
1). Какой ценовой политике следуете вы и конкуренты при установлении цен на новые продукты? |
|
|
|
|
|
а) завышаете цены с тем, чтобы "снять сливки" на рынке | 1 |
|
|
| + |
б) устанавливаете более низкие цены, чтобы быстрее продвигать продукты на рынке, увеличивать долю рынка | 2 | + |
|
|
|
в) стремитесь следовать за лидером отрасли и придерживаться примерно средних цен в сочетании с другими мерами по продвижению продуктов на рынке | 3 | + | + | + | + |
Цены на уже существующие продукты |
|
|
|
|
|
1). Какой ценовой политики придерживаетесь вы и конкуренты при продвижении на рынке уже освоенных изделий? |
|
|
|
|
|
а) постепенно снижаете цены | 1 |
| + | + |
|
б) сегментируете цены, их дифференцируете по группам потребителей и регионов | 2 | + |
|
|
|
в) вводите гибкую систему цен или преимущественные цены (учитывающие цены конкурентов) | 3 |
|
|
| + |
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТОВ НА РЫНКЕ |
|
|
|
|
|
Реклама |
|
|
|
|
|
1). Какой стратегии рекламы вы и конкуренты отдаете предпочтение? |
|
|
|
|
|
а) стимулированию продаж отдельным потребителям | 1 |
|
|
|
|
б) информированию целевой аудитории о своих изделиях и услугах, их особенностях | 2 |
|
|
| + |
в) демонстрации возможностей конечного использования продуктов для максимально широкой клиентуры | 3 | + | + | + |
|
Стратегия сбыта |
|
|
|
|
|
1). Какой сбытовой стратегии следуете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) стремитесь увеличивать размеры и численность персонала собственных сбытовых подразделений в центральном офисе компании | 1 |
|
|
|
|
б) стремитесь создать как можно больше представительств по регионам | 2 | + | + |
| + |
в) используете дифференцированную и гибкую систему комиссионных и премиальных для сбытового персонала в центре и на местах | 3 |
|
|
|
|
г) стремитесь на постоянной основе вести обучение и переподготовку сбытового персонала в центре и по регионам | 4 |
|
|
| + |
д) стремитесь повысить уровень технической оснащенности сбытовых служб | 5 |
|
|
|
|
Содействие сбытовым посредникам и взаимодействие с ними |
|
|
|
|
|
1). На что направлены основные усилия в работе с дилерами? |
|
|
|
|
|
а) на поощрение максимального числа заказов | 1 |
|
| + |
|
б) на поощрение более тесной технологической и производственной кооперации с дилерами | 2 | + |
|
|
|
в) на поощрение координации действий в области рекламной и сбытовой деятельности | 3 |
| + |
|
|
г) на совместную работу над повышением имиджа фирмы | 4 |
|
|
| + |
ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА |
|
|
|
|
|
Структура каналов сбыта |
|
|
|
|
|
1) Какой вариант построения сбытовой сети предпочитаете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) через посредников | 1 |
|
|
|
|
б) путем развития собственной сбытовой сети | 2 | + | + | + | + |
Методы сбыта |
|
|
|
|
|
1). Что используете в качестве основного метода сбыта? |
|
|
|
|
|
а) исключительное распределение (сбыт ограниченному числу клиентов и посредников) | 1 |
|
|
|
|
б) экстенсивное распределение (поставка всем, кто готов купить данный продукт) | 2 | + | + | + | + |
в) выборочное распределение (ориентация на сегменты рынка с учетом их потенциала роста) | 3 |
|
|
|
|
Направления развития сбытовой сети |
|
|
|
|
|
1). Какие варианты используете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) существующие каналы сбыта и распространение их на новые регионы | 1 |
| + | + |
|
б) создание новых каналов сбыта/привлечение новых посредников/создание собственных сбытовых структур | 2 | + |
|
| + |
в) интеграцию новых и старых каналов сбыта | 3 |
|
|
| + |
Контроль за каналами сбыта |
|
|
|
|
|
1). Каким образом осуществляете контроль? |
|
|
|
|
|
а) начинаете выполнять функции оптовиков | 1 |
|
|
|
|
б) стремитесь выполнять функции розничных торговцев | 2 |
|
|
|
|
в) создаете системы франчайзов/промышленных представительств | 3 |
|
|
| + |
г) комбинируете различные варианты с целью снижения расходов по сбыту при повышении его эффективности | 4 | + | + | + | + |
Итого баллов | 52 | 42 | 33 | 73 |
Информация о работе Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»