Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа
Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Формирование Секторов:
1. В каждом
классном коллективе (с 5-го по
11-й класс) учащиеся делятся
на группы – Сектора по
2. В каждом
Секторе выбирается
3. Ежемесячно
на заседании Совета Секторов
представители классов
Сектор «Образование» следит за выпуском листов успеваемости по классам, проводит рейды по проверке готовности учащихся к учебным занятиям.
Сектор «Информационный»
регулярно выпускает
Сектор «Финансов» разрабатывает смету на календарные праздники, а так же на поздравление именинников. Тесно взаимодействует с Сектором «Культуры и досуга», занимающимся разработкой и проведением классных и школьных мероприятий.
Сектор «Физической культуры и спорта» занимается организацией спортивных праздников, сбором команд на соревнования, осуществляют контроль над состоянием спортивного инвентаря.
Сектор «Порядка и труда» организует рейды «Чистый лицей», утверждает график дежурства учащихся.
Таким образом,
Школьный парламент координирует деятельность
всех органов и объединений
- организует
самообслуживание учащихся, их дежурство,
поддерживает дисциплину и
- организует
выпуск стенной газеты и
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- решает вопросы
поощрения и наказания,
- организует соревнование между классами;
- заслушивает
отчеты и информации, оценивает
результаты деятельности
В конце каждого месяца и учебного года подводятся итоги участия классов в данном проекте.
Участвуя в
работе органов школьного
Данная модель самоуправления в лицее действует третий год. Для того чтобы она стала функционировать и была понятна и интересна учащимся, учителями лицея было проведено ряд мероприятий обучающего характера для актива школы.
Штат квалифицированных
преподавателей лицея составляет 60
человек.90% педагогов имеют высшее
профессиональное образование, а также
свидетельства о повышении
В 2010 году в лицее
автором выпускной
В таблице №
1 приведена диагностика
Таблица №1
Класс | Высокий уровень (в %) | Средний уровень (в %) | Ниже среднего уровня (в %) | Низкий уровень (в %) |
9-е классы | 10% | 49% | 16% | 25% |
10-е классы | 17% | 33% | 18%; | 32%; |
11-е классы | 13% | 29% | 24% | 34% |
Таблица №2
Класс | Высокий уровень эстетической культуры (в %) | Средний уровень эстетической культуры (в %) | Низкий уровень эстетической культуры (в %) |
9-классы | 17% | 56% | 27% |
10-классы | 47% | 38% | 15% |
11 классы | 53% | 44% | 3% |
По приведенным данным можно констатировать, что проводимые программы в лицее, по формированию нравственно-эстетической культуры, имеют невысокую эффективность.
В связи с этим на базе лицея №121 была разработана комплексная программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности, включающая в себе комплекс мероприятий, взаимосвязанных по исполнителям, ресурсам, месту и времени, направленных на решение проблем культуры [11, с.18]. Рассмотрим программу подробнее в §2.2.
2.2 Разработка
программы формирования
В процессе досуга
подростку проще формировать
уважительное отношение к себе, преодолевая
личные недостатки посредством культурно-
Организационной
целью программы является вовлечение
личности в процесс создания ценностей
культуры, в различные коллективы
художественного и социального
творчества, а так же формирование
празднично-обрядовой и
Главной педагогической
целью следует считать
По мере реализации программы наметилась положительная динамика изменений в состоянии духовно-нравственного развития обучающихся. Данные анкетирования, проведенные специалистами по воспитательной работе в конце учебного года,свидетельствуют, что 87% подростков стали задумываться о своем поведении в общественных местах, 59% респондентов понимают значение здорового образа жизни и необходимости его формирования, 8% - планируют бросить курить, 63%- решили увеличить количество посещений культурно-досуговых центров.
Паспорт программы
Наименование программы: «В мире гармонии»
Заказчик программы: администрация МОУ лицея №121 г. Барнаула
Цель программы: формирование нравственных, ценностных ориентаций подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
-Создание условий
для разностороннего развития
нравственно-эстетических
-Обогащение
подростков определенными
-Повышение художественно-
-Формирование
эстетического отношения к
Основные направления программы:
-Анализ сложившейся
современной ситуации в школе,
нравственно-эстетического
-Обеспечение занятости досуга подростков, проведение конкурсных, игровых и развлекательных программ;
-Формирование здорового образа жизни;
-Создание условий для самореализации подростков;
-Формирование
эмоционально-чувственной
-Овладение знаниями о нормах этикета;
-Формирование бережного отношения к природе.
Сроки реализации: 2009 - 2010г.
Предполагаемые результаты:
-личностное развитие учащихся;
-повышение нравственно-
-активное включение подростков в разные формы культурно-досуговой деятельности;
-духовное обогащение подростков;
-сформированное
эстетическое отношение к
Система организации контроля над исполнением программы:
Ежемесячно исполнители программы представляют отчёт о проделанной работе, о возникших проблемах и методах их решения.
Методы реализации программы:
- изучение культурно-досуговых интересов и потребностей подростков;
- создание реальной
возможности для проявления
- преемственность и согласованность действий в процессе реализации программы;
- контроль за осуществлением деятельности;
- оперативная и объективная информация о каждом этапе деятельности.
Оценка эффективности программы
§ Максимальное количество привлечённых в программу подростков
§ Решение поставленных задач
§ Информационное сообщение о внедрении программы среди школ города Барнаула
Программа рассчитана на учебный год и состоит из трёх этапов: подготовительный, организационный и заключительный.
Занятия разделены на 8 блоков и рассчитаны на 1 час, один раз в неделю.
План-график реализации программы «В мире гармонии»
нн/п
№ |
Название мероприятия | Форма проведения | Время проведения | Место проведения | Ответственные | Цель мероприятия |
11. | «Энтузиасты -вперёд!» | выездные подростковые трудовые, экологические отряды | 5 сентября | Лесополосы города Барнаула, берег реки Обь | Классные руководители, зам.директора по воспитательной работе, Сектор «Порядка и труда» | Обеспечение занятости досуга подростков |
22. | «Опрсник Томаса» | проведение психодиагностических исследований с целью выявления способов реагирования подростков на конфликтные ситуации | 11 сентября | лицей №121 | Социальный педагог, школьный психолог | Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
3. | «Определение типа личности» | разработка индивидуального подхода | 18 сентября | лицей №121 | Социальный
педагог,
школьный психолог |
Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
4. | «Мои минусы и плюсы» | беседа | 2 октября | лицей №121 | Социальный
педагог,
школьный психолог |
Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
5. | «Помощь» | взаимодействие
со службой соц. защиты, для выявления
«трудных» подростков |
9 октября | лицей №121 | оциальный педагог, зам. директора по воспитательной работе | Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
6. | «Многообразие потреб-ностей и способы их удовлетво-рения» | дискуссия | 16 октября | лицей №121 | Классные руководители | Обеспечение занятости досуга подростков |
7. | «Я –
культурный человек» |
организация агитбригады | 23 октября | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», ст. вожатая | Обеспечение занятости досуга подростков |
8. | «Вместе с чемпионами!» | организация встреч подростков с выдающимися спортсменами | 30 октября | лицей №121,
школа Олимпийского резерва |
Сектор «Физической
культуры и спорта»,
учителя физ-ры |
Формирование здорового образа жизни |
9. | «Наше здоровье!» | создание буклетов, пропагандирующих здоровый образ жизни | 2 ноября | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители | Формирование здорового образа жизни |
110. | «Спорт- это жизнь» | привлечение подростков к участию в спартакиадах, проводимых крупными предприятиями района | 14 ноября | манежи, спортивные залы г. Барнаула | Сектор «Физической культуры и спорта», учителя физ-ры, классные руководители | Формирование здорового образа жизни |
111. | «Антидурь» | показ видеосюжетов об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения для жизни и здоровья | 20 ноября | лицей №121 | Преподаватели
ОБЖ,
классные руководители, зам.директора по воспитательной работе |
Формирование здорового образа жизни |
112. | «Интерес» | организация групповой социально-педагогической работы: тренировка социальных и жизненно-важных навыков, ролевые игры, коллективные творческие дела, дискуссии, элементы арт-, игро- и сказкотерапии | 27 ноября | лицей №121 | Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог | Создание условий для самореализации |
113. | «Самоуправление» | создание школы организаторской деятельности, педагогического отряда, отряда волонтерского движения | 4 декабря | лицей №121 | Зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая | Создание условий для самореализации |
114. | «Лидер 2010» | проведение
социально-психологических |
11 декабря | лицей №121 | Зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог | Формирование
эмоционально-чувственной |
115. | «Патриот», «Я – гражданин России» | проведение круглого стола, ток-шоу | 18 декабря | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая | Формирование эмоциионально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
116. | «Рука помощи» | помощь пожилым людям, ветеранам | 25 декабря | лицей №121 | Старшая вожатая, Сектор «Порядка и труда» | Формирование
эмоционально-чувственной |
117. | «Дни Радуги» | участие в проведении
праздничных мероприятий в |
29 декабря | Дома ветеранов, военный госпиталь | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая | Формирование
эмоционально-чувственной |
118. | «Мы-семья» | семейный интеллектуальный конкурс | 15 января | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая | Формирование
эмоционально-чувственной |
119. | «Бард» | концерт бардовской песни | 22 января | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая | Музыкально-эстетическое воспитание личности |
220. | «Музыка души» | выезд в филармонию | 29 января | Концертный зал филармонии | Сектор «Финансов»,
классные руководители, старшая
вожатая |
Музыкально-эстетическое воспитание личности |
221. | «Мелодия войны» | конкурс творческих работ | 5 февраля | лицей №121 | Сектор «Информационный», |
Музыкально-эстетическое воспитание личности |
222. | «Какая встреча!» | встреча с известными авторами-исполнителями города | 12 февраля | музыкальные школы, колледжи | Преподаватели музыки, зам. директора по воспитательной работе | Музыкально-эстетическое воспитание личности |
223. | «Рыцарский турнир» | конкурсная программа | 19 февраля | лицей №121 | Старшая
вожатая |
Обеспечение занятости досуга подростков |
224. | «Я в театре» | лекция | 26 февраля | лицей №121 | Классные руководители | Формирование знания о нормах этикета |
225. | «За столом» | беседа-чаепитие | 26 февраля | лицей №121 | Классные руководители | Формирование знания о нормах этикета |
226. | «Что такое хорошо, а что такое плохо» | конкурс миниатюр | 5 марта | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, ст. вожатая | Формирование знания о нормах этикета |
227. | «Леди и джентльмены | конкурсная программа | 12 марта | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая | Формирование знания о нормах этикета |
228. | «Дикие питомцы» | выезд в зоопарк | 19 марта | зоопарк | Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе | Формирование бережного отношения к природе |
229. | «Мой домашний любимец» | тренинг по актерскому мастерству | 26 марта | лицей №121 | Педагог по актёрскому мастерству, зам. директора по воспитательной работе | Формирование бережного отношения к природе |
330. | «Наш город чист» | проведение
социальной рекламы,
изготовление буклетов |
9 апреля | лицей №121 | Сектор «Информационный»,Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая | Формирование бережного отношения к природе |
331. | «Люби природу» | работа агитбригады | 16 апреля | лицей №121 | Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая | Формирование бережного отношения к природе |
332. | «Люби природу» | работа выездных подростковых трудовых, экологических отрядов | 24 апреля | лесополосы города Барнаула, берег реки Обь, скверы и парки | Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители | Формирование бережного отношения к природе |
333. | «Люби природу» | высадка деревьев и цветов | 1 мая | микрорайон
«Сиреневый»
г. Барнаула, школьный двор лицея №121 |
Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители | Формирование бережного отношения к природе |
334. | «Мелодия войны» | лекция-концерт | 7 мая | лицей №121 | Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая | Формирование
эмоционально-чувственной |
335. | «Я узнал» | театрализованные тестовые занятия | 14 мая | лицей №121 | зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог | Анализ эффективности мероприятий |
336. | «Вселенная» | театрализованная
развлекательно-игровая |
21 мая | лицей №121 | зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, Сектор «Культуры и досуга» | Создание праздничной атмосферы |
Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков