Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа

Краткое описание

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 100.86 Кб (Скачать)

Формирование  Секторов:

1. В каждом  классном коллективе (с 5-го по 11-й класс) учащиеся делятся  на группы – Сектора по направлениям  деятельности: образование, культура  и досуг, спорт, информация, порядок  и труд, финансы.

2. В каждом  Секторе выбирается руководитель, который делегируется в состав  школьного парламента (таким образом,  в школьном парламенте присутствует  представитель каждого класса).

3. Ежемесячно  на заседании Совета Секторов  представители классов отчитываются о своей деятельности. Президент, в свою очередь, отчитывается о работе перед парламентёрами и Секторами.

Сектор «Образование»  следит за выпуском листов успеваемости по классам, проводит рейды по проверке готовности учащихся к учебным занятиям.

Сектор «Информационный» регулярно выпускает информационные листы с сообщением о текущих  и будущих мероприятиях, поздравляет  победителей соревнований и конкурсов, организует участие в городских, школьных конкурсах плакатов и рисунков, выпускает школьную газету «Поколение Next».

Сектор «Финансов» разрабатывает смету на календарные  праздники, а так же на поздравление именинников. Тесно взаимодействует  с Сектором «Культуры и досуга», занимающимся разработкой и проведением  классных и школьных мероприятий.

Сектор «Физической  культуры и спорта» занимается организацией спортивных праздников, сбором команд на соревнования, осуществляют контроль над состоянием спортивного инвентаря.

Сектор «Порядка и труда» организует рейды «Чистый  лицей», утверждает график дежурства  учащихся.

Таким образом, Школьный парламент координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную  и внеклассную работу, а именно:

- организует  самообслуживание учащихся, их дежурство,  поддерживает дисциплину и порядок  в школе;

- организует  выпуск стенной газеты и участвует  в выпуске молодёжной печатной  газеты;

- обсуждает и  утверждает планы подготовки  важнейших мероприятий;

- решает вопросы  поощрения и наказания, принимает  решения об ответственности учащихся  в соответствии со своими полномочиями;

- организует  соревнование между классами;

- заслушивает  отчеты и информации, оценивает  результаты деятельности органов  управления.

В конце каждого  месяца и учебного года подводятся итоги участия классов в данном проекте.

Участвуя в  работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд  привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Данная модель самоуправления в лицее действует  третий год. Для того чтобы она  стала функционировать и была понятна и интересна учащимся, учителями лицея было проведено  ряд мероприятий обучающего характера  для актива школы.

Штат квалифицированных  преподавателей лицея составляет 60 человек.90% педагогов имеют высшее профессиональное образование, а также  свидетельства о повышении квалификации. Ежегодно учителя лицея участвуют  в конкурсе на звание «Лучшего учителя  года», в 2010 приняли участие в  районном конкурсе «Мой классный - самый  классный». Педагоги активно сотрудничают со Школьным парламентом, считая своей  задачей не только дать знание ученику, но и вовлечь его в сферу  чувств вызывающее действие.

В 2010 году в лицее  автором выпускной квалификационной работы и заместителем директора  по воспитательной работе, было проведено  социологическое исследование, на тему «Уровень нравственно-эстетической культуры»  среди подростков. В анкетировании  участвовали подростки 9-11 классов  лицея № 121. Результаты социологического исследования показали, что в настоящее  время у подростков лицея № 121 существует проблема низкого уровня как нравственной [Прил. 1], так и  эстетической культуры [Прил. 2].

В таблице № 1 приведена диагностика отношения  подростков к нравственным качествам, в таблице № 2результаты анкетирования  по диагностики уровня эстетической культуры подростков. 

Таблица №1

Класс Высокий уровень (в %) Средний уровень (в %) Ниже среднего уровня (в %) Низкий уровень (в %)
9-е  классы 10% 49% 16% 25%
10-е  классы 17% 33% 18%; 32%;
11-е  классы 13% 29% 24% 34%

Таблица №2

Класс Высокий уровень  эстетической культуры (в %) Средний уровень  эстетической культуры (в %) Низкий уровень  эстетической культуры (в %)
9-классы 17% 56% 27%
10-классы 47% 38% 15%
11 классы 53% 44% 3%

По приведенным  данным можно констатировать, что  проводимые программы в лицее, по формированию нравственно-эстетической культуры, имеют невысокую эффективность.

В связи с  этим на базе лицея №121 была разработана  комплексная программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности, включающая в себе комплекс мероприятий, взаимосвязанных по исполнителям, ресурсам, месту и времени, направленных на решение проблем культуры [11, с.18]. Рассмотрим программу подробнее в §2.2.

2.2 Разработка  программы формирования нравственно-эстетической  культуры подростков средствами  культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»  

В процессе досуга подростку проще формировать  уважительное отношение к себе, преодолевая  личные недостатки посредством культурно-досуговой активности. Посредством культурно-досуговой деятельности они более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение с помощью культурно-досуговой программы.

Организационной целью программы является вовлечение личности в процесс создания ценностей  культуры, в различные коллективы художественного и социального  творчества, а так же формирование празднично-обрядовой и игровой  культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Главной педагогической целью следует считать гармоничное  развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности, а так же освоение культуры речи и адаптация к социуму  и культуре.

По мере реализации программы наметилась положительная  динамика изменений в состоянии  духовно-нравственного развития обучающихся. Данные анкетирования, проведенные  специалистами по воспитательной работе в конце учебного года,свидетельствуют, что 87% подростков стали задумываться о своем поведении в общественных местах, 59% респондентов понимают значение здорового образа жизни и необходимости его формирования, 8% - планируют бросить курить, 63%- решили увеличить количество посещений культурно-досуговых центров.

Паспорт программы

Наименование  программы: «В мире гармонии»

Заказчик программы: администрация МОУ лицея №121 г. Барнаула

Цель программы: формирование нравственных, ценностных ориентаций подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Задачи:  

-Создание условий  для разностороннего развития  нравственно-эстетических представлений  подростка; 

-Обогащение  подростков определенными художественными  знаниями, созидательными умениями  и навыками;

-Повышение художественно-эстетической  культуры, развитие самодеятельности  и инициативы; 

-Формирование  эстетического отношения к действительности.

Основные направления  программы:

-Анализ сложившейся  современной ситуации в школе,  нравственно-эстетического уровня  культуры подростков, выявление  отношения подростка к себе  и сверстникам; 

-Обеспечение  занятости досуга подростков, проведение  конкурсных, игровых и развлекательных  программ;

-Формирование  здорового образа жизни;

-Создание условий  для самореализации подростков;

-Формирование  эмоционально-чувственной сферы  и ценностных отношений личности  подростка;

-Овладение знаниями  о нормах этикета;

-Формирование  бережного отношения к природе.

Сроки реализации: 2009 - 2010г.

Предполагаемые  результаты:

-личностное  развитие учащихся;

-повышение нравственно-эстетической  культуры подростков (формирование  системы нравственно-эстетических  представлений, взглядов, убеждений,  критерий общечеловеческих ценностей);

-активное включение  подростков в разные формы  культурно-досуговой деятельности;

-духовное обогащение  подростков;

-сформированное  эстетическое отношение к действительности.

Система организации  контроля над исполнением программы:

Ежемесячно исполнители  программы представляют отчёт о  проделанной работе, о возникших  проблемах и методах их решения.

Методы реализации программы:

- изучение культурно-досуговых интересов и потребностей подростков;

- создание реальной  возможности для проявления инициативы  и самодеятельности, культурно-досуговой активности учащихся;

- преемственность  и согласованность действий в  процессе реализации программы;

- контроль за осуществлением деятельности;

- оперативная  и объективная информация о  каждом этапе деятельности.

Оценка эффективности  программы

§     Максимальное количество привлечённых в программу подростков

§     Решение поставленных задач

§     Информационное сообщение о внедрении программы среди школ города Барнаула

Программа рассчитана на учебный год и состоит из трёх этапов: подготовительный, организационный  и заключительный.

Занятия разделены  на 8 блоков и рассчитаны на 1 час, один раз в неделю.

План-график реализации программы «В мире гармонии»

нн/п

Название мероприятия Форма проведения Время проведения Место проведения Ответственные Цель мероприятия
11. «Энтузиасты -вперёд!» выездные подростковые трудовые, экологические отряды 5 сентября Лесополосы  города Барнаула, берег реки Обь Классные руководители, зам.директора по воспитательной работе, Сектор «Порядка и труда» Обеспечение занятости  досуга подростков
22. «Опрсник Томаса» проведение  психодиагностических исследований с  целью выявления способов реагирования подростков на конфликтные ситуации 11 сентября лицей №121 Социальный  педагог, школьный психолог Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам
3. «Определение  типа личности» разработка  индивидуального подхода 18 сентября лицей №121 Социальный  педагог,

школьный психолог

Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам
4. «Мои минусы и плюсы» беседа 2 октября лицей №121 Социальный  педагог,

школьный психолог

Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам
5. «Помощь» взаимодействие  со службой соц. защиты, для выявления 

«трудных» подростков

9 октября лицей №121 оциальный педагог, зам. директора по воспитательной работе Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам
6. «Многообразие потреб-ностей и способы их удовлетво-рения» дискуссия 16 октября лицей №121 Классные руководители Обеспечение занятости  досуга подростков
7. «Я –

культурный человек»

организация агитбригады 23 октября лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», ст. вожатая Обеспечение занятости  досуга подростков
8. «Вместе с чемпионами!» организация встреч подростков с выдающимися спортсменами 30 октября лицей №121,

школа Олимпийского резерва

Сектор «Физической  культуры и спорта»,

учителя физ-ры

Формирование  здорового образа жизни
9. «Наше здоровье!» создание буклетов, пропагандирующих здоровый образ жизни 2 ноября лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители Формирование  здорового образа жизни
110. «Спорт- это  жизнь» привлечение подростков к участию в спартакиадах, проводимых крупными предприятиями района 14 ноября манежи, спортивные залы г. Барнаула Сектор «Физической  культуры и спорта», учителя физ-ры, классные руководители Формирование  здорового образа жизни
111. «Антидурь» показ видеосюжетов об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения для жизни и здоровья 20 ноября лицей №121 Преподаватели ОБЖ,

классные руководители, зам.директора по воспитательной работе

Формирование  здорового образа жизни
112. «Интерес» организация групповой  социально-педагогической работы: тренировка социальных и жизненно-важных навыков, ролевые игры, коллективные творческие дела, дискуссии, элементы арт-, игро- и сказкотерапии 27 ноября лицей №121 Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог Создание условий  для самореализации
113. «Самоуправление» создание школы  организаторской деятельности, педагогического  отряда, отряда волонтерского движения 4 декабря лицей №121 Зам. директора  по воспитательной работе, старшая  вожатая Создание условий  для самореализации
114. «Лидер 2010» проведение  социально-психологических тренингов  с целью выявления и развития организаторских, лидерских и творческих способностей подростков 11 декабря лицей №121 Зам. директора  по воспитательной работе, старшая  вожатая, школьный психолог Формирование  эмоционально-чувственной сферы  и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
115. «Патриот», «Я –  гражданин России» проведение  круглого стола, ток-шоу 18 декабря лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование  эмоциионально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
116. «Рука помощи» помощь пожилым  людям, ветеранам 25 декабря лицей №121 Старшая вожатая, Сектор «Порядка и труда» Формирование  эмоционально-чувственной сферы  и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
117. «Дни Радуги» участие в проведении праздничных мероприятий в домах-интернатах для пожилых и инвалидов 29 декабря Дома ветеранов, военный госпиталь Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование  эмоционально-чувственной сферы  и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
118. «Мы-семья» семейный интеллектуальный конкурс 15 января лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование  эмоционально-чувственной сферы  и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
119. «Бард» концерт бардовской песни 22 января лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Музыкально-эстетическое воспитание личности
220. «Музыка души» выезд в филармонию 29 января Концертный  зал филармонии Сектор «Финансов», классные руководители, старшая

вожатая

Музыкально-эстетическое воспитание личности
221. «Мелодия войны» конкурс творческих работ 5 февраля лицей №121 Сектор «Информационный»,преподаватели Изо, старшая вожатая Музыкально-эстетическое воспитание личности
222. «Какая встреча!» встреча с известными авторами-исполнителями города 12 февраля музыкальные школы, колледжи Преподаватели музыки, зам. директора по воспитательной работе Музыкально-эстетическое воспитание личности
223. «Рыцарский  турнир» конкурсная  программа 19 февраля лицей №121 Старшая

вожатая

Обеспечение занятости  досуга подростков
224. «Я в театре» лекция 26 февраля лицей №121 Классные руководители Формирование  знания о нормах этикета
225. «За столом» беседа-чаепитие 26 февраля лицей №121 Классные руководители Формирование  знания о нормах этикета
226. «Что такое  хорошо, а что такое плохо» конкурс миниатюр 5 марта лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, ст. вожатая Формирование  знания о нормах этикета
227. «Леди и джентльмены конкурсная  программа 12 марта лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование  знания о нормах этикета
228. «Дикие питомцы» выезд в зоопарк 19 марта зоопарк Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе Формирование  бережного отношения к природе
229. «Мой домашний любимец» тренинг по актерскому мастерству 26 марта лицей №121 Педагог по актёрскому мастерству, зам. директора по воспитательной работе Формирование  бережного отношения к природе
330. «Наш город  чист» проведение  социальной рекламы,

изготовление  буклетов

9 апреля лицей №121 Сектор «Информационный»,Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая Формирование  бережного отношения к природе
331. «Люби природу» работа агитбригады 16 апреля лицей №121 Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая Формирование  бережного отношения к природе
332. «Люби природу» работа выездных подростковых трудовых, экологических  отрядов 24 апреля лесополосы  города Барнаула, берег реки Обь, скверы и парки Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители Формирование  бережного отношения к природе
333. «Люби природу» высадка деревьев и цветов 1 мая микрорайон  «Сиреневый» 

г. Барнаула, школьный двор лицея №121

Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители Формирование  бережного отношения к природе
334. «Мелодия войны» лекция-концерт 7 мая лицей №121 Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая Формирование  эмоционально-чувственной сферы  и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям
335.  «Я узнал» театрализованные  тестовые занятия 14 мая лицей №121 зам. директора  по воспитательной работе, старшая  вожатая, школьный психолог Анализ эффективности  мероприятий
336. «Вселенная» театрализованная  развлекательно-игровая программа 21 мая лицей №121 зам. директора  по воспитательной работе, старшая  вожатая, Сектор «Культуры и досуга» Создание праздничной  атмосферы

Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков