Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа

Краткое описание

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 100.86 Кб (Скачать)

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются  людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как  форма общественного нравственного  сознания. Вместе с тем мораль - это  форма индивидуального нравственного  сознания, так как человеку присущи  свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием.

Формирование  основ нравственной культуры подростков осуществляется в системе нравственного  воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определённого  отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.

Отношение к  себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного  долга, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству.

Отношение к  своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих  трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда  и результатов труда других людей.

Отношение к  природе состоит в бережном отношении  к ней, в нетерпимом отношении  к нарушениям экологических норм и требований.Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому  не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти  свойства проявляются и формируются  в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными  и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности  личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям  определяет гуманистическую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических  свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к  человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется  в процессе взаимоотношений с  другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и  дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных  видах деятельности, в различных  вариантах межличностных отношений. Подросток должен быть включен в  сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя  к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о  гуманности других людей. Это не отрицает возможности и необходимости  проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой  интерес у подростков, стимулирует  их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и  зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир  человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организация  коллективной учебной, общественно - полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности.

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует  ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется  в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться  личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Предполагая элементы подчинения требованиям коллектива, дисциплина должна рассматриваться  в контексте свободы личности, как субъективная способность личности к самоорганизации. Способность  личности выбирать свою линию поведения  в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности  за свои поступки. Обладая самодисциплиной, подросток защищает себя от случайных  внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной  свободы.

Дисциплинированность  как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные  стороны нравственного поведения  личности, объединяя культуру общения, культуру внешности, культуру речи и  бытовую культуру. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда  нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей  поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах [59, с.45].

Вопрос о патриотизме  становится сегодня особенно актуальным. По словам В.Ю. Троицкого «Без патриотизма  не может быть никакого духовного  становления личности. Человек вне  патриотизма - это и человек вне  истории, вне духовного бытия, без  патриотизма можно воспитать  лишь получеловека, недочеловека» [69, с.14].Патриотизм опирается на духовные ценности и  осознание духовного самоопределения. Опираясь на эту систему ценностей, человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли.

Любовь к Отечеству  и готовность подчинить его интересам  свои частные интересы, гордость за достижения и культуру своей родины, желание сохранять её характер и  культурные особенности, стремление защищать интересы родины и своего народа должны стать приоритетными в общественном сознании, в том числе и в  сознании подростков.

Таким образом,каждый поступок человека влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием нравственности и этики. Особое значение в формировании нравственной культуры личности занимает эстетическое воспитание.

Эстетическое  воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда  является главным регулятором поведения  в течение всей жизни. Общение  с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё  это откладывается и фиксируется  в сознании.

В широком смысле под «эстетическим воспитанием» понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности. Это  специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у  последнего системы ориентации в  мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями  об их характере и назначении. В  процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод  их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое  воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических  ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную  сферу подростков, снижает остроту  реагирования на стрессовые факторы, то есть оптимизирует поведение, расширяет  возможности совместной деятельности и общения подростков.

Эстетика гармонизирует  и развивает все духовные способности  человека, необходимые в различных  областях творчества. Она тесно связана  с нравственным воспитанием, так  как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек интуитивно тянется к добру. В той мере, в какой красота совпадает  с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна  роль эстетического воспитания в  развитии познавательной способности  личности. И. Войнаротмечает, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего  комплекса задач в качестве специфической  стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности следует считать  в качестве главной задачи эстетического  воспитания.

Эстетическое  образование, приобщение людей к  мировой культуре и искусству - все  это лишь необходимое условие  для достижения главной цели эстетического  воспитания - формирования целостной  личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся  практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные  компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее  теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом  и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование  личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних  особую значимость имеют, так называемые, конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Эстетическое  воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем  раньше она попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его  результативность. С самого раннего  возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный  и весьма продуктивный способ пробуждения  творческих возможностей, развития у  ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей эстетическое отношение к действительности и  к искусству.

В начальном  периоде воспитания, формирование навыков, знания, эмоционально- смысловых ориентаций, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и  обогащение, перерастая в систему  эстетической культуры личности. В  школьные годы этот процесс находит  выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и  эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается.

Эстетическая  и художественная культура - важнейшие  составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений  и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

С уровнем эстетического  развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту  и творить по законам красоты  закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных  достижениях мировой культуры.

Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков