Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа
Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Следовательно,
развлечения требуют особой эмоциональной
нагрузки. С активным отдыхом связана
активизация духовных интересов, которые
побуждают молодого человека к активным
поискам в сфере культуры. Эти
поиски стимулируют познавательную
деятельность личности, состоящую в
систематическом чтении серьезной
литературы, посещения музеев, выставок.
Если развлечение служит главным
образом эмоциональной
Именно поэтому
так важно с помощью средств
культурного досуга на базе общеобразовательного
учреждения раскрыть творческий потенциал
подростков. В подростковом возрасте
появляется желания выражать свою личность,
стремления к пониманию общества
и своего места в нем. Появляется
желание авторитета среди сверстников
и взрослых. Одним словом человек
в этом возрасте начинает не только
наблюдать и познавать, но еще
и анализировать мир и
Выводы по первой главе
Таким образом,
нравственно-эстетическая культура –
это целенаправленный процесс присвоения
подростками общечеловеческих ценностей,
культурных норм и эстетического
отношения к действительности. Это
отношение с возникновением человеческого
общества развивалось вместе с ним,
воплощаясь в сфере материальной
и духовной деятельности людей. Оно
связано с восприятием и
Для большей
эффективности нравственно-
- система нравственно-
- нравственно-эстетическое
воспитание должно стать
Рассматривая
процесс нравственно-
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства - изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное и др.
Изобразительное
искусство, музыка, сказки и стихи, так
же, как явления природы, предметы,
окружающие подростка, вызывают впечатления,
которые могут содержать оценку
поступков и поведения
Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.
В настоящее
время в общеобразовательных
учреждениях нравственно-
Очень важно
в старших классах обогатить
учащихся представлениями о
Для осуществления художественного воспитания подростков в соответствии с проанализированными данными, разработана программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков, которая включает в себя следующие направления: теория и история искусств, основы эстетики, основы этики, курс рисунка, курс живописи, курс композиции, основы скульптуры, музыкальная литература, музыкальное исполнительство, хореография, спортивно – бальные танцы.
Выше рассмотренный анализ эстетической и художественной культуры личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в подростковом возрасте. Не стоит забывать, что особым инструментом воспитания является культурно-досуговая программа. Автором выпускной квалификационной работы была разработана такая комплексная программа «В мире гармонии».
психофизиологический
эстетический досуговая подросток
Глава 2.Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования - МОУ лицей №121
Муниципальная образовательная школа №121 была основана в 1989 году в городе Барнауле Алтайского края. В 1995 году - получает «звание» лицея. Лицей имеет статус образовательного учреждения с углубленным изучением народной традиционной культуры.
Лицейский компонент
обеспечивается дополнительной (углублённой)
подготовкой по профильным предметам,
который формируется за счёт введения
профильных предметов и элективных
курсов, развивающие содержание базовых
и профильных предметов, а также
позволяющие удовлетворить
- Физико-математический;
- Химико-биологический, с углубленным изучением химии и биологии;
- Гуманитарный профиль;
- Гуманитарно-правовой профиль;
- Информационно-экономический профиль.
Лицей сотрудничает
с такими высшими учебными заведениями
как, Всероссийским заочным
Основная цель
современного образования лицея
– создание условий для формирования
всесторонне-развитой, физически- здоровой,
духовно-нравственной, социально-компетентной,
творческой личности с активной жизненной
позицией, патриотическим сознанием
и гражданской
Целью воспитательной работы лицея является созданий условий, способствующих развитию нравственности, саморазвитию и самореализации учащихся. Выделено три приоритетных направления, позволяющих систематизировать работу и добиться наибольшей продуктивности:
· нравственно-эстетическое,
· патриотическое,
· спортивно-оздоровительное.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная работа по предметам в различных формах (индивидуальной, групповой) с целью создания образовательной среды, позволяющей учащимся проявить свои индивидуальные способности и таланты:
- Подготовка и проведение общешкольных предметных недель и олимпиад;
- Выпуск научных и художественных стенгазет;
- Организация выставок по результатам творческой деятельности учащихся;
- Проведение интеллектуальных игр и соревнований;
- Посещение музеев, театров, планетария, исторических мест города Барнаула.
Большое значение для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации приобретают такие формы работы, которые позволяют учащимся выйти в реальное научно-образовательное пространство:
· Участие в районных предметных олимпиадах и выход на олимпиады более высокого уровня;
· Участие в межшкольных интеллектуальных играх;
· Участие в конкурсах и соревнованиях общероссийского и международного уровня («Кенгуру», «Медвежонок», КВН различного уровня, «Смотр песни и строя» и т.д.);
· Проведение школьных научно-практических конференций с приглашением специалистов и ученых и участие в научно-практических конференциях различного уровня (районных, городских, международных);
· Сотрудничество с редакцией газеты «Сами». Работа пресс-центра и выпуск стенгазеты лицея «Поколение Next».
Одним из способов формирования у учащихся положительного отношения и чувства гордости за школу является поддержание традиций школы. Этому способствуют уроки русской традиционной культуры, народной художественной культуры и мировой художественной культуры. В рамках этих уроков проводятся русско-народные праздники, такие как «Масленица», «День равноденствия», «Коляда», «Веснянки».
В лицее действуют несколько школьных секций, таких как:
- танцевальный коллектив современного танца «Смайл»;
- КВН команда «Импульс»;
- вокальная студия «Унисон»;
- пресс-центр газеты «Поколение NEXT»;
- вокально-инструментальный ансамбль «Медуница»;
- дружина юных пожарных;
- общество активистов начальной школы «Медвежата»;
- музыкальная студия «Гармония»:
- студия изобразительного искусства «Парус»;
- экологический кружок «Юный натуралист» на базе школьного зооуголка.
А также спортивные секции:
- баскетбол;
- волейбол;
- футбол;
- легкая атлетика;
- военно-спортивный клуб «Борец-121».
Школа насчитывает около 700 учащихся, 92% из них охвачено внеурочной деятельностью, 66% занимаются в школьных кружках и секциях. Работа творческих коллективов дополнительного образования ведётся как в течение учебного года, так и в период каникул.
Лицей апробирует
ряд социально-ориентированных
1) Программа
«Здоровье», внедрение технологии
непрерывного физкультурного
2) Программа по краеведению «Человек и родной край»;
3) Программа по организации досуговой деятельности учащихся «Досуг: развитие и воспитание»;
4) Программа
эстетического воспитания «
5) Программа
трудового воспитания «Человек-
6) Программа
гражданско-патриотического
7) Программа сотрудничества школы и семьи «Семья и школа –партнёры в воспитании ребёнка».
Для обеспечения практической направленности данных программ проводятся различные общественно-полезные акции. К ним относятся: День пожилого человека, «Скворечник – птиц дом», адресная помощь ветеранам, ежегодная ярмарка для ветеранов, «Благословите женщину» (ко дню матери).
Все они реализуются через деятельность родительского, профсоюзного комитетов, ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в лицее организовано следующим образом: высшим органом школьного коллектива является Школьный парламент, который избирается путем прямого и равного голосования. В него входят заместитель директора по воспитательной работе и представители детского самоуправления.
Школьный парламент – это механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
В начале учебного года в школе проходят выборы президента Школьного парламента и его помощника, которые и руководят органами самоуправления в школе. В каждом классе с 5 по 11, (на основе выдвижения кандидатов от класса или самовыдвижения) проходят выборы. В течение недели кандидаты на всеобщее обозрение выставляют свою программу и «Портфолио достижений учащегося». Во время предвыборной кампании проводятся встречи с учащимися, используется школьный информационный пункт. По истечении кампании проходят выборы путем тайного голосования. Учащийся, набравший большее количество голосов, возглавляет орган ученического самоуправления; второй по количеству голосов становится его помощником. На первом заседании Школьного парламента определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через Сектора.
Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков