Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа

Краткое описание

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 100.86 Кб (Скачать)

В сфере досуга должен осуществляться переход от простых  форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей  – к творчеству.

Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной  нагрузки. С активным отдыхом связана  активизация духовных интересов, которые  побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти  поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в  систематическом чтении серьезной  литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным  образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит  целенаправленный, систематический  характер, это овладение миром  культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой  личности.

Именно поэтому  так важно с помощью средств  культурного досуга на базе общеобразовательного учреждения раскрыть творческий потенциал  подростков. В подростковом возрасте появляется желания выражать свою личность, стремления к пониманию общества и своего места в нем. Появляется желание авторитета среди сверстников  и взрослых. Одним словом человек  в этом возрасте начинает не только наблюдать и познавать, но еще  и анализировать мир и пространство вокруг себя. И средства досуга в контексте нравственно-эстетического воспитания призваны воссоздать перед подростком четкую картину этого пространства. Так же Мероприятия культурного досуга призваны социализировать подростков, а если они будут проходить именно на базе общеобразовательного учреждения то это характерно тем, что оно становится более доступным. Ведь очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не сторонним наблюдателем, а участником творческого процесса. И этим эстетическое воспитание на базе школ и призвано заниматься.

Выводы по первой главе

Таким образом, нравственно-эстетическая культура –  это целенаправленный процесс присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического  отношения к действительности. Это  отношение с возникновением человеческого  общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно  связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.

Для большей  эффективности нравственно-эстетического  воспитания, следует применять комплексный  подход, в котором можно выделить два принципа:

- система нравственно-эстетического  воспитания должна выстраиваться  так, чтобы в процессе воздействия  на ребенка различные виды  искусств постоянно взаимодействовали  между собой;

- нравственно-эстетическое  воспитание должно стать органической  частью любого воспитания.

Рассматривая  процесс нравственно-эстетического  воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия  средства искусства - изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное и др.

Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так  же, как явления природы, предметы, окружающие подростка, вызывают впечатления, которые могут содержать оценку поступков и поведения сверстников.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова  эстетическое переживание ребенка  обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

В настоящее  время в общеобразовательных  учреждениях нравственно-эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного  процесса, ведется с изучением  всех учебных предметов, в течение  всего времени обучения.

Очень важно  в старших классах обогатить  учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве  посредством культурно досуговой деятельности.

Для осуществления  художественного воспитания подростков в соответствии с проанализированными  данными, разработана программа  по формированию нравственно-эстетической культуры подростков, которая включает в себя следующие направления: теория и история искусств, основы эстетики, основы этики, курс рисунка, курс живописи, курс композиции, основы скульптуры, музыкальная  литература, музыкальное исполнительство, хореография, спортивно – бальные  танцы.

Выше рассмотренный  анализ эстетической и художественной культуры личности подводит нас к  мысли о чрезвычайной важности целенаправленного  ее формирования в подростковом возрасте. Не стоит забывать, что особым инструментом воспитания является культурно-досуговая программа. Автором выпускной квалификационной работы была разработана такая комплексная программа «В мире гармонии».

психофизиологический эстетический досуговая подросток 

Глава 2.Программа  формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности

2.1 Характеристика  базы исследования - МОУ лицей  №121

Муниципальная образовательная школа №121 была основана в 1989 году в городе Барнауле Алтайского края. В 1995 году - получает «звание» лицея. Лицей имеет статус образовательного учреждения с углубленным изучением  народной традиционной культуры.

Лицейский компонент  обеспечивается дополнительной (углублённой) подготовкой по профильным предметам, который формируется за счёт введения профильных предметов и элективных курсов, развивающие содержание базовых  и профильных предметов, а также  позволяющие удовлетворить познавательные интересы учащихся, включающий профили:

- Физико-математический;

- Химико-биологический, с углубленным изучением химии и биологии;

- Гуманитарный  профиль;

- Гуманитарно-правовой  профиль;

- Информационно-экономический  профиль.

Лицей сотрудничает с такими высшими учебными заведениями  как, Всероссийским заочным финансово-экономическим  институтом, Алтайским государственным  аграрным университетом, а так же с Алтайским краевым училищем Олимпийского резерва, Алтайским промышленно-экономическим  колледжем и профессиональным училищем №42.

Основная цель современного образования лицея  – создание условий для формирования всесторонне-развитой, физически- здоровой, духовно-нравственной, социально-компетентной, творческой личности с активной жизненной  позицией, патриотическим сознанием  и гражданской ответственностью.

Целью воспитательной работы лицея является созданий условий, способствующих развитию нравственности, саморазвитию и самореализации учащихся. Выделено три приоритетных направления, позволяющих систематизировать  работу и добиться наибольшей продуктивности:

·  нравственно-эстетическое,

·  патриотическое,

·  спортивно-оздоровительное.

Неотъемлемой  частью образовательного процесса является внеурочная работа по предметам в  различных формах (индивидуальной, групповой) с целью создания образовательной  среды, позволяющей учащимся проявить свои индивидуальные способности и  таланты:

-   Подготовка и проведение общешкольных предметных недель и олимпиад;

-   Выпуск научных и художественных стенгазет;

-   Организация выставок по результатам творческой деятельности учащихся;

-   Проведение интеллектуальных игр и соревнований;

-   Посещение музеев, театров, планетария, исторических мест города Барнаула.

Большое значение для развития социальной адаптации, социального самоопределения и  самореализации приобретают такие  формы работы, которые позволяют  учащимся выйти в реальное научно-образовательное  пространство:

·  Участие в районных предметных олимпиадах и выход на олимпиады более высокого уровня;

·  Участие в межшкольных интеллектуальных играх;

·  Участие в конкурсах и соревнованиях общероссийского и международного уровня («Кенгуру», «Медвежонок», КВН различного уровня, «Смотр песни и строя» и т.д.);

·  Проведение школьных научно-практических конференций с приглашением специалистов и ученых и участие в научно-практических конференциях различного уровня (районных, городских, международных);

·  Сотрудничество с редакцией газеты «Сами». Работа пресс-центра и выпуск стенгазеты лицея «Поколение Next».

Одним из способов формирования у учащихся положительного отношения и чувства гордости за школу является поддержание традиций школы. Этому способствуют уроки  русской традиционной культуры, народной художественной культуры и мировой  художественной культуры. В рамках этих уроков проводятся русско-народные праздники, такие как «Масленица», «День равноденствия», «Коляда», «Веснянки».

В лицее действуют  несколько школьных секций, таких  как:

-   танцевальный коллектив современного танца «Смайл»;

-   КВН команда «Импульс»;

-   вокальная студия «Унисон»;

-   пресс-центр газеты «Поколение NEXT»;

-   вокально-инструментальный ансамбль «Медуница»;

-   дружина юных пожарных;

-   общество активистов начальной школы «Медвежата»;

-   музыкальная студия «Гармония»:

-   студия изобразительного искусства «Парус»;

-   экологический кружок «Юный натуралист» на базе школьного зооуголка.

А также спортивные секции:

-   баскетбол;

-   волейбол;

-   футбол;

-   легкая атлетика;

-   военно-спортивный клуб «Борец-121».

Школа насчитывает  около 700 учащихся, 92% из них охвачено внеурочной деятельностью, 66% занимаются в школьных кружках и секциях. Работа творческих коллективов дополнительного  образования ведётся как в  течение учебного года, так и в  период каникул.

Лицей апробирует ряд социально-ориентированных образовательных  программ. Среди них:

1) Программа  «Здоровье», внедрение технологии  непрерывного физкультурного образования  на переменах;

2) Программа  по краеведению «Человек и  родной край»;

3) Программа  по организации досуговой деятельности учащихся «Досуг: развитие и воспитание»;

4) Программа  эстетического воспитания «Человек  в мире прекрасного»;

5) Программа  трудового воспитания «Человек-созидатель»;

6) Программа  гражданско-патриотического воспитания  «Человек и общество»;

7) Программа  сотрудничества школы и семьи  «Семья и школа –партнёры в воспитании ребёнка».

Для обеспечения  практической направленности данных программ проводятся различные общественно-полезные акции. К ним относятся: День пожилого человека, «Скворечник – птиц дом», адресная помощь ветеранам, ежегодная  ярмарка для ветеранов, «Благословите  женщину» (ко дню матери).

Все они реализуются  через деятельность родительского, профсоюзного комитетов, ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление в лицее организовано следующим  образом: высшим органом школьного  коллектива является Школьный парламент, который избирается путем прямого  и равного голосования. В него входят заместитель директора по воспитательной работе и представители  детского самоуправления.

Школьный парламент  – это механизм организаторской  работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем  анализирует его выполнение.

В начале учебного года в школе проходят выборы президента Школьного парламента и его помощника, которые и руководят органами самоуправления в школе. В каждом классе с 5 по 11, (на основе выдвижения кандидатов от класса или самовыдвижения) проходят выборы. В течение недели кандидаты  на всеобщее обозрение выставляют свою программу и «Портфолио достижений учащегося». Во время предвыборной кампании проводятся встречи с учащимися, используется школьный информационный пункт. По истечении кампании проходят выборы путем тайного голосования. Учащийся, набравший большее количество голосов, возглавляет орган ученического самоуправления; второй по количеству голосов становится его помощником. На первом заседании Школьного парламента определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через Сектора.

Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков