Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа

Краткое описание

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 100.86 Кб (Скачать)

Подростковый  возраст традиционно принято  оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить  внимание преимущественно смысловым  аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение [35, с.11].

Подростков в  это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков противоречивой социально - подвижной частью общества.

Существует несколько  типов противоречий в формировании личности подростка.

Противоречие  между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения.Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого–либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность не включая мышление.

Противоречие  между типом образования и  возможностями подростка. К примеру, пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют «умственной жвачкой», становится замедлителем для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения  к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование  памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного, отсутствие дискуссий. Если же обучение ориентируется на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, то следует создать такую среду, которая разовьет его личностный потенциал.

Противоречие  между особенностями обучения в  начальной школе и средней. В  начальной школе обучение ведет  один педагог, дети привыкают к его  требованиям, манере поведения. В средней  школе – многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому  могут возникнуть конфликты с  педагогами.

Противоречие  между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными  маршрутами.Реально это противоречие проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика.

Противоречие  между старым и новым.Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка – чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

Противоречия  между потребностями и возможностями  их удовлетворения. Потребности рассматриваются  как нужда подростка в предметах  материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. У  большого числа подростков существуют противоречия между духовными и  материальными потребностями. Подростки  не любят ждать, им хочется иметь  всего много и сразу. Но поскольку  потребности ненасыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.

Потребности проявить себя в среде сверстников. Желание  показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и  переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе «создает»  не ту внешность, о которой подросток  мечтает. Отсюда возникает мнение о  своем физическом уродстве. Это противоречие не дает подростку заниматься «прилюдными» видами деятельности. Желание спрятаться от людей приводит некоторых подростков к нейротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.

Желание реализовать  себя и неумение это сделать –  еще одно противоречие подростка. Подросток  испытывает дефицит в значимых людях  и исповедальных видах общения [43, с.32]. Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать.

Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его  личности. Разрешение противоречий выводит  подростка на более высокий уровень.

В подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится стартом для  раскрытия жизненных позиций  и устремлений человека. Если перемена старых интересов и поведения  происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по–взрослому, завтра –  капризничает. Такая перемена тяжела для самого подростка: то, что нравилось  раньше, вызывает бурный протест и  отчаяние.

Потребность реализовать  себя в общении со значимыми для  подростка одноклассниками и  сверстниками возникает потому, что  они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток  сверяет свои ценности, поскольку  последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность  быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым, являются главными в общении подростка. В связи  с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят. В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой [28, с.15].

Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и  потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка  стремление к самоутверждению, самовыражению  и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые  отличают образ жизни подростка  от образа жизни детей младшего школьного  возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного  человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки  предъявляют к людям и к  самому себе.

Этот возраст  отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся  психологических структур. Здесь  закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений  и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

Важнейшим средством  художественного познания подростка  становится его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий  творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и  проявляются.

Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать  и понимать прекрасное – все это  обеспечивает художественную деятельность, наиболее актуальным периодом, для  которой является подростковый возраст. Подросток стремится к активному  действию в области искусства, его  уже не удовлетворяют занятия  созерцательного характера. Развитие творческих способностей в одном  виде деятельности влияет на общее  развитие личности. Привыкая приводить  в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность и на другие виды деятельности.

Внимание подростка  характеризуется не только большим  объемом и устойчивостью, но и  специфической избирательностью. В  эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.

В связи с  учением, возмужанием, накоплением  жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом  развитии у детей к началу переходного  возраста формируются новые, более  широкие интересы, возникают различные  увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную  позицию.

Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений  личности, является наиболее ответственным  этапом в формировании культуры подростка. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией  учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в  виде тревожности, конфликтности отношений  и переживаний. Основная задача взрослых в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку  и ориентирование к духовным ценностям, принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия  и реализации возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого.

Формирование  нравственно-эстетической культуры личности, на сегодняшний день, являются одними из наиболее интенсивно развивающихся  направлений в воспитании подростков. Рассмотрим данный вопрос в §1.2 подробнее.

1.2 Формирование  основ нравственно-эстетической  культуры личности

Термин «нравственность» берёт своё начало от слова нравы. Нравы – это те эталоны и  нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих  поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение  нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [48, с.423]. По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль. В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды. Впоследствии от этого слова было образовано другое – «moralis» (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин «moralitas» (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое «ethica» и латинское «moralitas» совпадают [81].

Часто в качестве синонима слова «мораль» используют понятие «этика», означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется  и в другом значении - как философская  наука, изучающая мораль. В зависимости  от того, как освоена и принята  она человеком, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение  с действующими моральными нормами  и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить  в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать  подростка к определенным поступкам  и действиям, а может и запрещать  или предостерегать от них. Нормы  определяют порядок взаимоотношений  с обществом, коллективом, другими  людьми.

Понятия морали, охватывающие все области отношений, побуждая человека руководствоваться  ими в разных сферах жизни, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро  и справедливость, долг и честь, достоинство  и счастье.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые  делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и  дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков