Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа
Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
2.3 Анализ театрализованной
развлекательно-игровой
Культурно-досуговая деятельность должна обеспечивать восстановление физических, психических и интеллектуальных сил человека, а также удовлетворять потребности подростков, обеспечивать свободу личности в сфере свободного времени. Развлекательно-игровые формы оказывают значительное воздействие на подростка: формируют его мировоззрение, расширяют кругозор, эрудицию, знания, воспитывают активную жизненную позицию, способствуют воспитанию оптимистического мировоззрения, хорошего эстетического мироощущения, вкуса, культуры общения.
Форма: театрализованная
развлекательно-игровая
Театрализованная
развлекательно-игровая
Организационной целью программы является вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность.
Педагогическая цель программы – развитие активной гражданской позиции, формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, патриотических чувств и любви к родной истории.
Задачами программы является:
- Создание условий для самореализации подростков;
- Стимулирование мотивации к получению знаний;
- Развитие навыков командной работы;
- Организация
различных форм демонстрации
результатов, полученных в
- Создание праздничной атмосферы среди учащихся.
Субъект воздействия- педагоги лицея №121.
Объект - учащиеся 9,10, 11-х классов.
Место проведения- актовый зал МОУ лицея №121
Организация мероприятия проходила в три этапа:
1 этап - подготовительный:
разработка идеи, постановка цели
и задач. Отбор игрового
2 этап - организационный:
создание орг. комитета, утверждение
его деятельности; организация команд-участников,
отбор ведущих, разъяснение
3 этап – заключительный:
проведение театрализованной
Оргкомитет
№ | Название отдела, обязанности члена оргкомитета | ФИО | Занимаемая должность |
1 | Председатель | Стрельникова
Ольга Сергеевна |
Студентка АлтГАКИ |
2 | зам. председателя | Караваева
Светлана Николаевна |
Старшая вожатая |
3 | Организационно-методический отдел | Багаева
Елена Валентиновна |
Библиотекарь, инициативная группа учащихся |
4 | Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел | Стрельникова
Ольга Сергеевна |
Инициативная группа |
5 | Отдел наглядно-вещественного оформления и костюмов | Табакаева
Татьяна Геннадьевна Стрельникова Ольга Сергеевна |
Зам. директора по воспитательной работе. |
6 | Затейно - игровой отдел (спортивные игры) | Кильмяшкин
Валерий Геннадьевич, Семенченко Алексей Валерьевич, Крюков Иван Николаевич |
Учителя физкультуры |
7 | Отдел искусства | Заклюков
Дмитрий Евгеньевич |
Руководитель музыкальной студии «Гармония» |
8 | Технический отдел | Халин
Виктор Витальевич |
Учитель труда |
Сценарно-режиссерское решение
Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие
Участникам необходимо приземлиться на каждой из 6 планет и выполнить задание предложенное жителями этих планет.
Композиционное построение
Экспозиция | Выступление танцевального коллектива «Смайл» |
Завязка | Знакомство с планетами |
Основное действие | Конкурсно-игровая программа |
Кульминация | Награждение |
Финал | Финальная песня |
Вид монтажа:
- последовательный монтаж
Средства идейно-эмоциональной выразительности:
-свет;
-музыка;
-технические средства – медиа-материал;
-наглядные -
плакаты, тематическое
Методы:
1. Метод театрализации
позволит подросткам
2. Игровой метод
привлечет подростков к
3. Метод иллюстрации.
Способ активизации зала: игра
Все мероприятие было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.
Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Таким образом,
в игре формируются все стороны
личности подростка, происходит значительное
изменение в его психике, подготавливающие
к переходу в новую, более высокую
стадию развития. Этим объясняются
огромные воспитательные возможности
игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью
Критерии оценки результатов
Эффективность программы оценивается через создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.
Руководителями учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году.
Выводы по 2 главе
Анализ реализации программы дает основание сделать вывод, что в данной программе правильно поставлены цели, точно определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.
Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:
- учитываются
психофизиологические
- разработана
и реализована программа по
формированию нравственно-
- при условии
направленного комплексного
Организаторы
мероприятий программы
При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:
· увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;
· подъем активности и целеустремленности;
· тенденцию увеличения культуры речи у подростков;
· значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков.
В ходе внедрения
программы школьники стали чаще
посещать соревнования, спортивные праздники,
участвовать в круглых столах,
дискуссиях, мероприятиях вне школы.
Повысился интерес к спортивно-
Заключение
В выпускной квалификационной работе даны характеристики психофизиологических особенностей и состояния здоровья современных подростков. Выяснено, что отрочество -период «крайностей», попыток через все пройти, быть как все. Выявлены проблемы формирования нравственно-эстетической культуры учащихся, здорового образа жизни - отсутствие культуры в обществе и мотивации у самих подростков. Рассмотрены средства культурно-досуговой деятельности в воспитательном процессе подростков. Проанализирована научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.
Для анализа социо-культурных потребностей подростков была изучена социальная ситуация в среде старшеклассников, что способствовало выявлению проблем, возникающих у старшеклассников и позволило представить реальную картину сложившейся ситуации, когда есть угроза возникновения кризисной ситуации по организации свободного времени в подростковой среде.
Изучив особенности
подросткового возраста, важно отметить,
что это период когда происходит
самоутверждение и
Результативность процесса формирования нравственно-эстетической культуры подростков зависит от выполнения ряда, требований:
1. Учета возрастных особенностей подростков, определяющих характер их досуговых запросов и предпочтений в рамках подростковой субкультуры.
2. Использования
эффективных приемов, форм и
методов, при организации
Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков