Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа

Краткое описание

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 100.86 Кб (Скачать)

2.3 Анализ театрализованной  развлекательно-игровой программы  «Вселенная»

Культурно-досуговая деятельность должна обеспечивать восстановление физических, психических и интеллектуальных сил человека, а также удовлетворять потребности подростков, обеспечивать свободу личности в сфере свободного времени. Развлекательно-игровые формы оказывают значительное воздействие на подростка: формируют его мировоззрение, расширяют кругозор, эрудицию, знания, воспитывают активную жизненную позицию, способствуют воспитанию оптимистического мировоззрения, хорошего эстетического мироощущения, вкуса, культуры общения.

Форма: театрализованная развлекательно-игровая программа

Театрализованная  развлекательно-игровая программа  «Вселенная» была проведена 21 мая 2010 года в МОУ лицее №121 г. Барнаула.

Организационной целью программы является вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность.

Педагогическая  цель программы – развитие активной гражданской позиции, формирование позитивного отношения к жизни  и здоровью, патриотических чувств и любви к родной истории.

Задачами программы  является:

- Создание условий  для самореализации подростков;

- Стимулирование  мотивации к получению знаний;

- Развитие навыков  командной работы;

- Организация  различных форм демонстрации  результатов, полученных в ходе  программы;

- Создание праздничной  атмосферы среди учащихся.

Субъект воздействия- педагоги лицея №121.

Объект - учащиеся 9,10, 11-х классов.

Место проведения- актовый зал МОУ лицея №121

Организация мероприятия  проходила в три этапа:

1 этап - подготовительный: разработка идеи, постановка цели  и задач. Отбор игрового материала,  а так же написание сценарного  плана [Прил.3]и утверждение его  руководителем учреждения.

2 этап - организационный:  создание орг. комитета, утверждение  его деятельности; организация команд-участников, отбор ведущих, разъяснение задач  предстоящего мероприятия участниками  художественно-творческого процесса; репетиции, составление муз. партитуры и медиа-материала; подбор реквизита и костюмов; подготовка наградного материала.

3 этап – заключительный: проведение театрализованной развлекательно-игровой  программы «Вселенная». Анализ  проведенного мероприятия. 

Оргкомитет

Название отдела, обязанности члена оргкомитета ФИО Занимаемая  должность
1 Председатель Стрельникова

Ольга Сергеевна

Студентка АлтГАКИ
2 зам. председателя Караваева

Светлана Николаевна

Старшая вожатая
3 Организационно-методический отдел Багаева

Елена Валентиновна

Библиотекарь, инициативная группа учащихся
4 Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел Стрельникова

Ольга Сергеевна 

Инициативная  группа
5 Отдел наглядно-вещественного  оформления и костюмов Табакаева

Татьяна Геннадьевна

Стрельникова

Ольга Сергеевна

Зам. директора  по воспитательной работе.
6 Затейно - игровой  отдел (спортивные игры) Кильмяшкин

Валерий Геннадьевич,

Семенченко

Алексей Валерьевич,

Крюков 

Иван Николаевич

Учителя физкультуры
7 Отдел искусства Заклюков

Дмитрий Евгеньевич

Руководитель  музыкальной студии «Гармония»
8 Технический отдел Халин

Виктор Витальевич

Учитель труда

Сценарно-режиссерское решение

Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие

Участникам необходимо приземлиться на каждой из 6 планет и  выполнить задание предложенное жителями этих планет.

Композиционное  построение

Экспозиция Выступление танцевального  коллектива «Смайл»
Завязка Знакомство  с планетами
Основное  действие Конкурсно-игровая программа
Кульминация Награждение
Финал Финальная песня

Вид монтажа:

- последовательный  монтаж

Средства идейно-эмоциональной  выразительности:

-свет;

-музыка;

-технические  средства – медиа-материал;

-наглядные - плакаты, тематическое оформление  зала, костюмы;

Методы:

1. Метод театрализации  позволит подросткам погрузиться  в атмосферу космоса.

2. Игровой метод  привлечет подростков к участию  в конкурсах и играх.

3. Метод иллюстрации.

Способ активизации  зала: игра

Все мероприятие  было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.

Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно  спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и  самодеятельности масс участников, как  в моменте подготовки, так и  при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом  подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность  в лидерстве, соревновании. Можно  рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической  форме дает возможность удовлетворить  неосуществленные желания. 

Таким образом, в игре формируются все стороны  личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую  стадию развития. Этим объясняются  огромные воспитательные возможности  игры, которую психологи считают  ведущей деятельностью школьников.

Критерии оценки результатов

Эффективность программы оценивается через  создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.

Руководителями  учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году.

Выводы по 2 главе

Анализ реализации программы дает основание сделать  вывод, что в данной программе  правильно поставлены цели, точно  определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.

Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:

- учитываются  психофизиологические особенности  и состояние здоровья современных  подростков;

- разработана  и реализована программа по  формированию нравственно-эстетической  культуры;

- при условии  направленного комплексного использования  рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных,  познавательно-поведенческих, игровых  технологий.

Организаторы  мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого  самовыражения, привлекая к здоровому  образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.

При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:

·  увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;

·  подъем активности и целеустремленности;

·  тенденцию увеличения культуры речи у подростков;

·  значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков.

В ходе внедрения  программы школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Повысился интерес к спортивно-игровым  программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Таким образом, наблюдается  положительная динамика в формировании нравственно-эстетической культуре подростков. 

Заключение

В выпускной  квалификационной работе даны характеристики психофизиологических особенностей и  состояния здоровья современных  подростков. Выяснено, что отрочество -период «крайностей», попыток через все пройти, быть как все. Выявлены проблемы формирования нравственно-эстетической культуры учащихся, здорового образа жизни - отсутствие культуры в обществе и мотивации у самих подростков. Рассмотрены средства культурно-досуговой деятельности в воспитательном процессе подростков. Проанализирована научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.

Для анализа  социо-культурных потребностей подростков была изучена социальная ситуация в среде старшеклассников, что способствовало выявлению проблем, возникающих у старшеклассников и позволило представить реальную картину сложившейся ситуации, когда есть угроза возникновения кризисной ситуации по организации свободного времени в подростковой среде.

Изучив особенности  подросткового возраста, важно отметить, что это период когда происходит самоутверждение и самоопределение  личности ребенка и немаловажная роль в этом процессе отводится школе. Учитель для подростка должен стать своего рода психологом-консультантом, к которому ребенок может обратиться за советом в определенной трудной  для него ситуации. При работе с  подростками важно помнить, что  в этом возрасте складываются определенные стереотипы поведения, ребенок пытается найти своего героя и подражать  ему во всем. Поэтому важно, чтобы  образцы для подражания были достойными, связанные с осознанием ценности свободного времени для самого школьника  и его ближайшего окружения.

Результативность  процесса формирования нравственно-эстетической культуры подростков зависит от выполнения ряда, требований:

1. Учета возрастных  особенностей подростков, определяющих  характер их досуговых запросов и предпочтений в рамках подростковой субкультуры.

2. Использования  эффективных приемов, форм и  методов, при организации процесса  формирования умений и навыков  самоорганизации досуга подростков.

Информация о работе Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков