Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:15, контрольная работа
Эстетическая культура личности несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами эстетического развития, познакомиться с различными эстетическими концепциями и дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая.
Эстетическая культура личности способствует формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Эстетическая культура личности: понятие, сущность, особенности……………………………………………………………..4
2. Основные средства эстетического воспитания в системе МВД…………………………………………………………………….12
3. Практическое задание…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….22
Литература……………………………………………………………..23
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Эстетическая культура личности: понятие, сущность, особенности…………………………………………………
2. Основные средства эстетического воспитания в системе МВД…………………………………………………………………….
3. Практическое задание…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Эстетическая культура личности несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами эстетического развития, познакомиться с различными эстетическими концепциями и дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая.
Эстетическая культура личности способствует формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности.
Эстетическая культура личности играет воспитательную роль в жизни общества. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования. Эстетическая культура личности входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать жизнь как искусство.
1. Эстетическая культура личности: понятие, сущность, особенности.
Очевидно, каждый человек не раз в жизни встречался со словом «эстетическое отношение». Оно вошло в наш повседневный обиход и кажется привычным и понятным. Но так ли это на самом деле? Мы говорим «эстетическое поведение», «эстетика труда», «эстетическая культура личности» и т.п. Чтобы прояснить сущность всех оттенков смыслов, необходимо проникнуть воображением в самые истоки человеческой цивилизации. Человек живет в очень разнообразном мире. Но всегда ли человек воспринимал этот мир красочным, изменчивым и удивительным.
Это далеко не так. Эстетическое отношение – это ценностное отношение к окружающему миру. Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств.
Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья. Коллектив), общество и человечество в целом.
Эстетическое развитие человека означает степень его освобождения от природной необходимости. Это не означает, что эстетическое развитие заменяет человеку сон, еду, одежду и т.д., так называемые витальные потребности. Однако эстетически развитая личность удовлетворяет потребность, скажем в пище иначе, чем эстетически неразвитая. Для эстетически развитого человека, даже очень голодного, важна не только сама пища. Но и ее вид. Место удовлетворения голода, способ еды и т.п.
Эстетическое развитие общества показывает историческую меру гармонии природного и социального, ту степень духовного бытия общества, когда чувственная потребность может быть удовлетворена без прямого физического обладания предметом, например, ощущение радости от общения с другом, удовлетворение от прочитанной книги, восторг от увиденной картины.
Каждое общество, каждая культура отличается своими правилами поведения, системой норм, своими представлениями о прекрасном и безобразном. В культуре поведения, в этикете сохраняются традиции, обычаи людей, которые представлены в традиционных формах общения: обращении, приветствии и т.п.
Этикет представляет собой совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к человеку (поведение с окружающими, форма обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означает «ярлык, этикетка, церемониал», т.е. порядок проведения определенной церемонии. Этикет носит конкретно-исторический характер.
Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и коллективизма, которые способствуют взаимообщению, взаимопониманию между людьми. Отношения, в основе которых лежит гуманизм и коллективизм, это отношения доброжелательности, уважительности, гуманности.
Этикет, в основе которого лежат данные принципы, позволяет думать о том, чтобы уважение к человеку, забота о нем не превратилась в угоду для тех, кто нарушает эти нормы. Сегодня еще нередки случаи, когда нарушение общепринятых норм поведения встречает сочувствие некоторых «гуманистов», забывающих о том вреде, который они наносят чести и гордости других людей.
Понятие добра органически входит в целый ряд общепринятых формул вежливости. Тем самым раскрывается связь настоящей вежливости с гуманизмом в том социальном смысле, которым мы наделяем данное понятие.
Близкое вежливости понятие – корректность, которое имеет особый оттенок, позволяющий в разных ситуациях держать себя в рамках общепринятых правил поведения. Конечно, при разных правилах этикета поведение человека зависит от состояния его нервной системы, характера, темперамента. Каждый может оказаться в конфликтной ситуации на службе, в семье, в быту. Проявить корректность – значит сохранить достоинство, не опуститься до уровня невоспитанного обывателя.
Требования корректности во взаимоотношениях отвечают интересам всех людей. В служебных отношениях корректность помогает избежать того, что вредит интересам дела. В личных взаимоотношениях она способствует взаимопониманию людей. Тактичность – это чувство меры, которое необходимо сохранять в беседе, в личных неслужебных взаимоотношениях, умение чувствовать грань, переступая которую мы можем незаслуженно обидеть другого человека. Тактичность требует всестороннего учета всех обстоятельств, в том числе и психологического состояния человека, учета своеобразия его как индивидуальности. Тактичность включает в себя умение не замечать упущения другого человека. Тактичный человек не обращается к собеседнику с вопросом, который поставит его в неудобное положение.
Настойчивость, навязчивость, даже если они и вызваны наилучшими намерениями, например, оказать услугу, помочь, вызывают негативную реакцию Чувство меры, которое позволяет выявить уважение к достоинству другого человека и вместе с тем проявить собственное достоинство – вот к чему сводится тактичность.
Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Скромный человек никогда не считает себя особенной, значительной личностью. Он не отказывается от самооценки, но всегда сопоставляет ее с оценкой других людей. Скромность – это не самоунижение, отказ от достоинства, независимости, самостоятельности в поведении.
Скромность человека проявляется в его умении быть самим собой и не играть какой-то не присущей ему роли. Настоящая скромность не должна опускаться до «зажатости» в поведении, но и не должна быть источником развязности. Органично соединяться с настоящей скромностью чувств собственного достоинства, умение в беседе, в манерах показать, что вы никому не позволите поставить себя в нравственном отношении ниже других. Со скромностью связана простота-качество, которое ни в коей мере не означает отказ от принятых в обществе норм этикета. [1]Иногда можно встретиться с таким пониманием простоты, когда духовный мир личности специально сводится до очень низкого уровня. Простота в общении помогает человеку легко, без особых усилий общаться с людьми разного социального и профессионального уровня. Это одно из особенностей умения вести себя в обществе.
Простота, ясность и точность выражения своих мыслей, умения без особых слов сформулировать то или иное положение, чтобы оно не было двузначным – вот важнейшие условия культуры взаимоотношений.
Вежливость, скромность, простота. тактичность в современном этикете всех стран мира – общепринятые нормы поведения. Вместе с тем нормы могут по-разному проявляться в поведении людей. Поэтому можно говорить о разном стиле поведения.
Стиль поведения – это совокупность норм и правил поведения, которые присущи данному индивиду в зависимости от его нравственных, эстетических, политических, профессиональных взглядов, интересов, его жизненной позиции. Стиль поведения зависит и от материальных условий жизни человека, поэтому в нем раскрывается социальная сущность личности. Стиль поведения складывается на протяжении всей жизни и проявляется в общении, речи, поведении человека.
Стиль поведения позволяет сделать вывод об интеллигентности, нравственном и эстетическом развитии человека, о его социальной и профессиональной принадлежности. Стиль поведения проявляется в манерах человека. Слово «манера» в переводе с франц. обозначает способ действия, способы, приемы обращения т.е. переводится почти так же, как и стиль, но относится к характеристике индивидуальных, единичных, отдельных особенностей поведения конкретной личности.
Манеры в определенной мере указывают на характер человека и следуют за внешней оболочкой его внутренней природы. Они проявляются в вежливом, приветливом поведении, а настоящая и наилучшая вежливость та, которая опирается на искренность и проявляется в готовности способствовать счастью ближнего.
В условиях современного динамичного развития общества изменения в области правил поведения осуществляются значительно быстрее. Люди Воспитанные, культурные активнее и сознательнее овладевают новыми правилами социальных контактов, возникновение и развитие которых обусловлено не только уровнем международной духовной жизни, но и их глубоким общечеловеческим смыслом. [2]В современном мире сложились общие правила этикета, которые преломляются в разных сферах жизни людей и пронизывают все виды их общения:
1. уметь быть внимательным к людям во всех ситуациях, видеть и замечать все нюансы, проявлять внимание внешними знаками приличия, донося их до каждого;
2. вежливо обращаться с просьбой о какой-либо услуге и самому быть благодарным за услугу;
3. проявлять сочувствие человеку в его неудачах; разделять с ним радость успеха, проявляя это в соответствующих формах. Предлагать человеку свои услуги и помощь в возможных формах;
4. беречь рабочее и свободное время других людей, не тратить его на бессодержательные, пустые беседы и ни в коем случае не заставлять человека ожидать тебя;
5. разговаривать на языке, понятном большинству присутствующих (всем), не допускать перешептывания в присутствии других или же разговора на непонятном для них языке;
6. не смеяться беспричинно в присутствии людей, не давать им повод думать, что вы смеетесь над ними;
7. стараться не замечать физических недостатков других людей, не разглядывать и не расспрашивать человека о них;
8. не допускать никаких угроз по отношению к человеку, в том числе физических действий;
9. быть терпеливым к мыслям других, их вкусам, не допускать унижения достоинства того, чьи вкусы не отвечают вашим;
10. терпеливо выслушивать того, кто говорит, не перебивая его и проявлять интерес к его мыслям;
11. не навязывать собеседнику тему разговора о себе как наиболее интересную, стремиться больше слушать и расспрашивать чем говорить самому;
12. не подчеркивать своего участия в оказанной услуге, какой бы важной она ни была, не требовать взаимной услуги;
13. следить за своим внешним видом, аккуратностью, чистотой, помня,
14. что неряшливость, неаккуратность, неуважение к себе – это форма неуважения к другим людям, пренебрежение его мыслями.
В конечном счете, самоцель общественного развития – человек, раскрывший в себе полноту своих сущностных сил, универсальная гармоническая личность.
Человек преодолевает отчужденное отношение ко всему в жизни, а значит и отчуждение своей истинной сущности, и сможет относиться к самому себе как к существу универсальному и потому свободному. В наиболее широком смысле эстетическое воспитание понимают как качественное изменение уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может быть как отдельная личность, так и социальная группа и общество в целом. Оно длится на протяжении всей жизни человека, устраняя противоречие в несоответствии между уровнем эстетической культуры человечества обладанием этой культурой (эстетическим опытом) отдельной личностью в каждый конкретный период ее жизнедеятельности.
Содержание эстетического воспитания, его строение противоречивы и многоуровневые. Специфику эстетического воспитания составляют только ему присущие характерные черты: - эстетическое воспитание системно, оно всегда целенаправленно. Способность эстетического отношения человека к миру. Конечный результат связан с формированием личности творческой, самоценной и социально ценной, обладающей высокой эстетической культурой;