Теоретические основы конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Действующая Конституция Республики Беларусь является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности. Правовой порядок в Белоруссии основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Оглавление

Введение 2
Понятие, сущность и функциональное назначение Конституци 3-6
Понятие, сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля 6-9
Порядок принятия, изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь 9-10
Заключение 11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.50 Кб (Скачать)

 

ТЕМА.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

    Введение

 

2

 

  1. Понятие, сущность и функциональное назначение Конституции

 

3-6

 

  1. Понятие, сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля     

 

 

6-9

   

  1. Порядок принятия, изменений и дополнений Конституции  Республики Беларусь

 

 

9-10

     

          Заключение

 

      

 

11

       

           Практические задания

 

 

 

12-13

 

           Список использованных источников

 

14


 

 

Введение

Действующая Конституция Республики Беларусь является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности. Правовой порядок в Белоруссии основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Общепризнанным во всех странах  является положение о том, что  конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. Поэтому любой закон, административный или иной правовой акт, противоречащий конституции, является недействительным и не должен применяться.

Сущность конституции  представляет собой запись соотношения  политических сил, существующих на момент её принятия, и определяется в ее функциях и признаках.

Понятие конституционного контроля как формы проверки на соответствии конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции.

В данной работе при рассмотрении «Понятие конституционного контроля» описываются три основных теории (органическая, институциональная, естественно-правовая), а также рассматривается вопрос, в чем состоит сущность конституционного контроля.

Вопрос о порядке принятия, изменения и дополнения Конституции  Республики Беларусь рассмотрен в соответствии с разделом VIII Конституции Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, сущность и функциональное назначение конституции.

 

Термин «конституция» с латинского переводится как «учреждение».  В общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и  государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

Первая конституция в  мире была принята в 1787 году – Конституция  США, которая действует до настоящего времени. В Европе первая конституция была принята в 1791 году – Конституция Польши.

В эпоху «феодализма» использовалось выражение «основной закон». Эта же формулировка и сегодня и сегодня иногда является аналогом слова «конституция». В частности, Конституция ФРГ, принятая в 1949 году, имеет название «Основной Закон». Самым распространённым  является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. А также законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В соответствии с ст. 137 Конституции Республики Беларусь «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения  закона, декрета или указа с  Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения  декрета или указа с законом  закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом [1 c.45].

Однако для определения  конституции чисто формальной конституции  ее основополагающего значения как  акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью общественных отношений, попадающих в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции закрепляют, по меньшей мере, два важных аспекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина  согласно ст. 21 Конституции Республики Беларусь; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства [2 c.34].

Сущность конституции  заключатся в том, что она является  ограничителем власти государства, устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Оптимальным вариантом с  учетом международных стандартов является урегулирование интересов всех социальных слоев общества, интереса отдельного индивидуума и общества в целом. Конституция часто принимается в  условиях политической борьбы разных слоев населения и является итогом  принятие компромисса, например между правящими силами и оппозицией.

Сущность Конституции  определяется в ее функциях и признаках. Функции конституции: юридическая, политическая, экономическая, социальная, духовно-идеологическая.

Юридическая функция проявляется в том, что конституция является основным законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений. Это значит, что на её основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях, для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, ст. 57 «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Порядок прохождения  воинской службы, основания и условия  освобождения от воинской службы либо замена её альтернативной определяется законом»[1 c.16]. Белорусская Конституция имеет примерно около ста ссылок на закон.

 Как правило, прямое действие конституции означает, во-первых, что нормы конституции обязательны для законодательной, исполнительной и судебной властей, а также для органов местного самоуправления; во-вторых, что гражданин, считающий свои права нарушенными, может обратиться в суд, ссылаясь на соответствующую статью конституции и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие конкретизирующих норму законов или подзаконных актов;

Политическая функция  заключается в том, что Конституция  является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы [3c.30].

Экономическая функция заключается  в том, что Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и  частную ст. 13 Конституции Республики Беларусь «Собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет  всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует  всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию  государственной и частной экономической  деятельности в социальных целях.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность  государства. Земля сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут  быть определены и другие объекты, которые  находятся только в собственности  государства, либо установлен особый порядок  перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует  трудящимся право принимать участие  в управлении предприятиями, организациями  и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни. [1 c.6-7]

Социальная функция заключается  в том, что в статье 1 Конституции  провозглашено, что Республика Беларусь является социальным государством «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство…»

Духовно-идеологическая функция  заключается в том, что изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры.

Признаками конституции являются: преемственность, народный суверенитет, прямое действие, стабильность конституции, реальность, легитимность.

Народный суверенитет  в конституции всегда выделяет, что она принимается народом или от имени народа. Народный суверенитет означает, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу, «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных конституцией».

Прямое действие конституции  означает, что заинтересованный субъект имеет право требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

Легитимность конституции  означает, что новая Конституция  должна быть принята таким способом, который указан в предыдущей конституции.

Широкий спектр конституционных  функций дает представление о  важности и значении Конституции для государства, общества и каждого гражданина.

 

  1. Понятие и сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля.

 

Под контролем понимают такую  систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.

Идея утверждения органа, ответственного за соблюдение конституции, возникла в США ещё в ХVIII веке и стала революционным событием, ибо долгое время, особенно в Великобритании, господствовало представление о всевластии парламента.

Впервые она была реализована  в США в XIХ веке. Сегодня институт конституционного контроля существует в абсолютном большинстве государств.

Термин «конституционный контроль» подразумевает любую  форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти. Для обоснования конституционного контроля использовались три основные теории.

Органическая теория исходила из того, что поскольку конституция – акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должен противоречить акту учредительной власти.

Институциональная теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого.

Естественно-правовая теория или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина, и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

Естественно, что конституционный  контроль возможен только там, где действует  писаное право, в том числе  писаные конституции, положения  которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.

Специфика судебной власти по сравнению с «политическими властями» - законодательной и исполнительной, заключается в ее относительном  постоянстве и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля. Конституционный Суд, как орган государственной власти, имея все его характерные черты тем не менее обладает особой правовой природой. Во-первых, это орган правосудия, специализированный в решении конституционно-правовых вопросах. Это, прежде всего, конституционно-правовые споры: именно толкование и примечание конституции образует подлинное ядро этих споров.  
 Во-вторых, конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Именно это является основной обязанностью конституционного суда, в то время как для большинства государственных органов лишь соблюдение и исполнение конституции является достаточным.

Информация о работе Теоретические основы конституции