Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:49, контрольная работа
Действующая Конституция Республики Беларусь является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности. Правовой порядок в Белоруссии основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Введение 2
Понятие, сущность и функциональное назначение Конституци 3-6
Понятие, сущность конституционного контроля. Система органов конституционного контроля 6-9
Порядок принятия, изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь 9-10
Заключение 11
В Республике Беларусь функции контроля за соблюдением конституционной законности возлагаются на Конституционный суд, что отражается в статье 1. Закона Республики Беларусь «О конституционном суде Республики Беларусь» «Контроль за конституционностью нормативных актов в республики Беларусь осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь.
Конституционный
Суд учреждается для
Полномочия, и порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь на сегодняшний день определяется Конституцией, Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» 1994 года в редакции от 15.06.2009 №26-3, Регламентом Конституционного Суда от 18 сентября 1997 года.
Общество вправе и через конституционный суд оспаривать форму и содержание государственной власти, способы ее осуществления. Но своими решениями конституционный суд сам влияет на конституционное волеобразование и волеопределение союза граждан. Через конституционный суд можно оспорить любой акт власти, имеющий основополагающее значение и решением суда объявить неконституционной любую серьезную политическую акцию, противоречащею принципам права.
Таким образом, Конституционный Суд является высшим конституционным органом специализированного конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства, в целях ограничения публичной власти и обеспечения баланса властей, верховенства естественного права над позитивным, конституцией над законом, принципов права над политическим и административным усмотрением. Достижением этих целей составляют содержание деятельности конституционного суда, то есть осуществление конституционного правосудия, и тем самым раскрывается юридическая природа и предназначение, место конституционного суда в механизме государственной власти.
Сущность конституционного контроля заключается в его принципах. Основными принципами деятельности Конституционного Суда является: законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.
Законность Конституционного Суда заключается в статье 2-1 Закона Республики Беларусь «О конституционном суде» «Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.
При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности»[4].
Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственность за неуважение к Конституционному Суду лил вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно- технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу, что отражено в статье 2-2 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде».
Коллегиальность Конституционного суда заключается в коллегиальном
рассмотрении дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда.
Гласность – это открытое рассмотрение дел, кроме случаев, если это необходимо для сохранения государственных секретов или охраняемой законом тайны, могут проводиться закрытые заседания. Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично.
Равноправие и состязательность
сторон заключается в том, что
стороны пользуются равными правами.
Конституционное
Различаются несколько основных разновидностей органов конституционного контроля:
а) обыкновенные суды общей юрисдикции всех инстанций (США, Норвегия. Япония, Мексика), но окончательно решение может быть принято только высшей судебной инстанцией;
б) верховный суд (Швейцария, Ирландия, Колумбия);
в) специальные конституционные суды, обособленные от других судебных органов (Италия, Испания, Австрия);
г) специальные органы несудебной
юрисдикции. Например, во Франции и
ряде других стран конституционность
законов проверяются
Насколько конституционный контроль находится в центре всей системы контроля за законностью, настолько конституционное правосудие (или конституционная юстиция) находится в центре системы органов конституционного контроля. Введение государством в свою правовую систему конституционно-правовых вопросов специализированным учреждениям, стоящим над обычными судами, так как решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам.
Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.
Конституционный суд призван не допускать узурпации государственной власти, постоянно поддерживать состояние, при котором возможна лишь ограниченная власть.
3.Порядок принятия,
изменений и дополнений
История принятия конституции выработала несколько способов:
а) конституция принимается сувереном – королем, князем и другими;
б) конституция дарится колониям бывшими метрополиями « откроированные конституции – хартии);
в) конституция принимается субъектами федерации;
г) конституции принимаются парламентом либо специальным органом, созданным для разработки конституции;
д) принимаются на референдуме. Принятие конституции всем народом это основная черта конституции и в настоящее время она признается доминирующей в конституционной теории и практике многих стран;
г) принятие конституции правительством с последующей передачей текста на утверждение в парламент.
Любая, даже самая
совершенная конституция
В зависимости от особенностей процедуры при внесении изменений и дополнений в конституцию все их можно разделить на несколько видов: гибкие, жесткие, смешанные.
Смешанная конституция, как правило, это конституция у которой некоторые её части утверждаются по-разному.
Гибкая конституция
Жесткая конституция имеет сложную процедуру внесения изменений. Например, Конституция Республики Беларусь является жесткой конституцией, что соответствует статье 138 Конституции Республики Беларусь «Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом статья 138 Конституции Республики Беларусь»[1 c.45].
Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее трех месяцев.
Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Изменения и дополнения конституции могут быть приняты, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Решения об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
То, что Конституция Республики Беларусь является «жесткой» говорит и тот факт, что разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент, парламент, правительство, суд», VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.
Заключение
На территории современной Республики Беларусь существовало несколько правовых документов, отвечающих сущности конституций. Одним из первых таких правовых актов был Статут Великого княжества Литовского. В последующем была принята Всемирная конституция Белорусской Народной Республики. Характерной чертой этой конституции было то, что она была принята под влиянием большевиков, лишала отдельных лиц избирательным правом, носила открыто классовый характер. При образовании СССР была принята новая конституция, которая несильно отличалась от прежней конституции. Принятая впоследствии Конституция БССР в 1937 году закрепляла принцип равноправия граждан, хотя и в очень ограниченном виде. Впервые было закреплено право на труд, провозглашались политические права и свободы граждан, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании, часто происходило так, что в законе было закреплено, а в жизни это было формальностью. Аналогичная конституция была принята в 1978 году.
В настоящее время Конституция Республики Беларусь является самым важным нормативным правовым актом, который регулирует конституционно- правовые отношения, имеет высшую юридическую силу. Принятая Конституция в марте 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 1996 году содержит преамбулу и девять разделов, всего 146 статей.
Подводя итоги можно сказать, что не смотря на ряд проблем, сегодня в Белоруссии это унитарное демократическое социальное правовое государство с безусловным верховенством права и высшей юридической силой Конституции (ст. 7 Конституции Республики Беларусь) реально воплощаются в жизнь принципы конституционного строя, как политико-правовой основы формирования гражданского общества и правового государства, с широким признанием и гарантированием прав человека.
Практическое задание
Иностранный гражданин ходатайствует о признании его беженцем. Какое решение будет принято по его ходатайству, если он: или
а) покинул государство прежнего обычного местожительства вследствие голода, эпидемии и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – иностранному гражданину ходатайствующему в предоставлении статуса беженца будет отказано в связи с тем, что ходатайство не является обоснованным, так как он не является «иностранным гражданином находящемся на территории Республики Беларусь в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений»[ 5] согласно Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» статье 18 части 1;
б) является гражданином с двойным гражданством - иностранному гражданину ходатайствующему в предоставлении статуса беженца будет отказано согласно Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» статья 43 часть 2 «Иностранцу, ходатайствующему о защите, может быть отказано в предоставлении статуса Беженца и (или) дополнительной защиты, если: иностранец имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться»[5];
в) в отношении которого имеются объективные основания предполагать, что совершил тяжкое преступление - иностранному гражданину ходатайствующему в предоставлении статуса беженца будет отказано в соответствии с
Законом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» статья 3 «В республике Беларусь статус беженца, дополнительная защита не могут быть предоставлены иностранцам:
в отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международно-правовых актах, принятых в целях реализации мер в отношении подобных преступлений;
в отношении которых имеются объективные основания предполагать, что они совершили тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на территорию Республики Беларусь;»[5].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ