Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа
Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.
- Сколько времени требуется,
чтобы из просто канала о
животных превратиться в
- Новую концепцию мы приняли чуть больше полугода назад, но на окончательный переход нужно время. Хотя бы юридически: мы покупаем новый контент, мы заключаем договоры с правообладателем. Поэтому пока мы ждем окончательного завершения всех этих юридических вопросов, графика еще только разрабатывается, рисуется. Но определенные изменения уже внедряются, и по последним исследованиям мы видим, что смотрение увеличилось: значит зрителям интересно, значит мы на правильном пути.
- Как Вы определяете, впишется ли та или иная программа/фильм в формат канала?
- Я, скорее даже, основываясь на опыте, по какому-то наитию отбираю. Хотя, если говорить о наших киноканалах, есть, конечно, определенные правила. Русский Илюзион – только русское кино. Иллюзион Плюс – только американские фильмы, за редким исключением европейские, и то когда это совместное со Штатами производство. И Еврокино, где, понятно, только европейские картины.
- Эти критерии ясны из названия каналов, а помимо них есть какие-то дополнительные требования?
- Да, например, Русский Иллюзион. Раньше он был более широкой направленности. Мы ставили абсолютно все фильмы, главное, чтобы отечественного производства. Но так как фильмовой канал – это очень загруженная ниша на кабельном телевидении, мы поняли, что нужна своя фишка. В первую очередь, мы отстроились от сериальных каналов, максимум что можно увидеть у нас – это телевизионную многосерийную версию фильма, и то в исключительных случаях. Ну и во-вторых, содержание фильмов. С прошлого года мы конкретизировали контент, сделав его более современным. Сейчас в нашей библиотеке фильмы после 2000го года выпуска, за исключением фильмов 1990х, которые уже стали культовыми – Брат, Брат 2, например. Но чернуху, которая до этого была в достаточно большом количестве, мы вывели из сетки. Плюс мы оставили небольшой слот под советскую классику – это всеми уже по сто раз пересмотренные, но все равно любимые фильмы. Также всегда смотрим на актерский состав, участие в кинофестивалях – это дает преимущество. Даже смотрим, к каким праздникам можно приурочить. Например, на 12 апреля показывали «Космос как предчувствие». Банально, но такие вещи всегда работают, это информационный повод.
- То есть если не
соответствует этим
- Не совсем так. Иногда вроде бы все хорошо, по многим параметрам попадание, но не можем взять. Никто ведь не отменял технические вещи – хронометраж. Для кабельных каналов – это вообще больная тема, ведь есть шаг определенный, определенные временные нормы. У нас на «Zooпарке», например, шаг канала – полчаса. Если программа длится час или 52 минуты – это не очень удобно. Но это такой, чисто технический критерий. Главное, что смотрим, – о чем программа. Возьмем «Zooпарк»: само название говорит о том, что речь пойдет о чем-то, приближенном к человеку, пускай даже дикая природа, но близкая к людям. Например, некоторые фильмы Discovery, когда все очень красиво, ярко, необычно, но снято практически одним планом: следят за жизнью, предположим, львов. Мы такое никогда не поставим. Ведь мы ушли в развлечение, а никакого развлечения полчаса смотреть статичную картинку нет. Это для нас неформат.
- Вы уходите в
- Да, мы меняемся, но внутренние
изменения не повлияли на
- Формат для зрителя. А если зритель меняется, нужно ли под него подстраиваться?
- Сложный вопрос. Аудитория имеет свойство перетекать с канала на канал. С этим ничего сделать нельзя – это борьба с ветряными мельницами. Нужно просто как-то завлекать зрителя обратно. Если канал будет метаться за своей аудиторией вправо-влево, вправо-влево, он потеряет лицо, станет непонятным. Самим зрителям, в первую очередь, будет непонятно: что это за канал, что он может предложить, и зачем вообще на него переключаться. Формат становится стереотипом в сознании аудитории. Внутри он может отстраиваться, меняться как угодно, главное, чтобы основная идея не менялась, иначе это уже другой канал. Надо просто изначально очень четко спозиционироваться. Это очень сложно, но это идеальный вариант. Вообще, на мой взгляд, формат – это то, насколько канал будет интересен для зрителя. Ведь, грубо говоря, формат нужен просто, чтобы канал продать.
- То есть формат - это не столько содержательная, сколько экономическая категория?
- Абсолютно. Канал должен продаваться, а для этого он должен быть интересен зрителю. По сути, форматы сейчас расшатаны. Теперь все захватывают аудиторию, борьба идет за рейтинги, отсюда такие резкие скачки. Если бы мне лет пять назад сказали, что на канале Россия 1 будут показывать ток-шоу а-ля Малахов, я бы не поверила.
- Ясно, что все непредсказуемо, и все же: каков Ваш прогноз, будут ли появляться новые форматы, насколько сильно трансформируются старые?
- Сейчас, мне кажется, хватает всего, даже есть пресыщение каналами. Выбирай не хочу. Просто какие-то каналы выживут, а какие-то не выживут. Поэтому надо думать, о том, как позиции удержать, а не как новые завоевать. Вообще я думаю, что через несколько лет мы можем столкнуться с операторской олигополией. Останутся Триколор и Ростелеком – он развивается семимильными шагами. И каждый канал будет бороться за попадание к оператору. Возможно, количество перейдет в качество. Но вообще главная опасность – развитие интернета. Там все настолько мультимедийно, изменчиво, что о форматах говорить не приходится. Все может меняться, «переформатироваться» каждую минуту. Форматом там станет неформат. Что касается телевидения, все-таки, думаю, новые форматы каналов появляться будут, но в рамках уже существующих. Развлечения будут работать всегда. Другой вопрос, что развлечения бывают разными, и уже в рамках развлекательного канала можно найти свою нишу. Главное – четко ее определить, для кабельных каналов это особенно важно.
1
Телеканалы приглушают музыку: Муз ТВ
и MTV меняют формат // Коммерсант.
№136 (4921), 26.07.2012. http://www.kommersant.ru/doc/
3
Телеканал Юрган выйдет в новом формате
уже в апреле // Комсомольская правда. Коми.
25.03.2012 URL: http://komi.kp.ru/online/news/
5 Полную версию интервью с И. А. Полуэхтовой см. в Приложении 6. – С. 110-113.
6 Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 45.
7 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. – 882 с.
8 Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 880 с.
9 Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: Стратегия, 1998. – 222 с.
10 Борецкий Р. А. Информационные жанры телевидения. – М., Прогресс, 1989. – 92 с.
11 Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб.: ИВЭСЭП, 2008. - 182 с.; Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб.: Роза мира, 2006.
12 Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 42-51.
13 Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр // Так работают журналисты телевидения. – М., 2004. – 396 с.
14 Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 14-21.
15 Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 22-24.
16 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект-пресс, 2006. – 312 с.
17 Moran A., Malbon J. Understanding the global TV format. – Intellect Books, 2006. – 187 p.
18 Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр // Так работают журналисты телевидения. – М., 2004. – 396 с.
19 Саппак В.С. Телевидение и мы. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 168 с.
20 Albarran A., Pitts G. The radio broadcasting industry. – Allyn and Bacon, 2001. – 194 p.; Management of Electronic Media. – Cengage Learning, 2009. – 332 p.
21 Смирнов В. В. Формы вещания. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
22 Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997) // Отечественное радио в современных условиях. — М., 1998. Ч.1. — С. 8-45.
23 Радиожурналистика / под ред. Шереля А. А. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 304 с.
24
Брызгалова Е. Р. Реклама уходит на малое
телевидение // Газета.ру, 02.11.2011. URL:
http://www.gazeta.ru/business/
25
Объем рынка маркетинговых коммуникаций
в России в 2012 году. URL: http://www.akarussia.ru/
26
Формат: Сеансу отвечают // Сеанс. № 29-30,
2006. URL: http://seance.ru/category/n/
27 Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / ред. Беркович Т. Л., Миронова Ю. М. Т. 2: Москва, Русский язык, 2001. - С. 321.
28 The Oxford dictionary of English Etymology / edited by Onions C. T. Oxford, 2004. – P. 371.
29 Moran A., Malbon J. Understanding the global TV formats. – Intellect Books, 2006. – P. 21.
30 Большой толковый словарь русского языка / под ред. Кузнецова С. А. СПб.: Норинт, 1998. – С. 1136.
31
Делопроизводство // Библиотекарь.ру. URL:
http://www.bibliotekar.ru/
32 Радиожурналистика / под ред. Шереля А. А. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С 154.
33 Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997) // Отечественное радио в современных условиях. — М., 1998. Ч.1. — С. 32.
34 Большой толковый словарь русского языка / под ред. Кузнецова С. А. СПб.: Норинт, 1998. – С. 1136.
35 Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 22-24.
36
Международные стандарты ТВ-вещания //
Sat-media.net. URL: http://www.sat-media.net/faq/
37 Altheide D., Snow P. Media Logic. L.: Routledge, - 1979. – P. 75.
38 Там же. – P. 82.
39 Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб.: ИВЭСЭП, 2008. - С.46.
40 Дондурей Д. Б. Медиа: взаимодействие
и репрезентативность // Политическая
система России. М.: ИНОП, 2009. URL: http://www.inop.ru/files/
41 Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 51.
42 Формат: Сеансу отвечают // Сеанс. № 29-30,
2006. URL: http://seance.ru/category/n/
43 Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения - М.: Аспект-Пресс, 2011. - С. 175.
44
Формат: Сеансу отвечают // Сеанс. № 29-30,
2006. URL: http://seance.ru/category/n/
45
Новости российского туризма // RATA news. 2012.
URL: http://ratanews.ru/news/news_
46
Путин ответит за митинги перед народом
// РБК daily. 2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/
47 Продолжение «Гражданина Поэта» выйдет на «Дожде» // TV Jam. 05.03.2013. URL: http://www.tvjam.ru/news/810/. (Дата обращения 30.05.2013).
48
«Триколор ТВ» наградил мэтров телевидения
// Клуб любителей спутникового телевидения.
URL: http://sat-univers.info/
49
Телеканалу «Life news» отказали в регистрации
// Lenta.ru. 15.02.2012. URL: http://lenta.ru/news/2012/02/
50 Руководство MTV объяснило причины закрытия «Госдепа» // Журдом. 15.02.2012. URL: http://jourdom.ru/news/11736. (Дата обращения 30.05.2013).
51
Формат: Сеансу отвечают // Сеанс. № 29-30,
2006. URL: http://seance.ru/category/n/
52 Борецкий Р. А. Информационные жанры телевидения. – М., 1960. – С. 45.
53
Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология
жанров современной экранной продукции
// Evartist-библиотека. URL: http://evartist.narod.ru/
54 Рошаль Л. М. Мир и игра. - М.: Наука, 1973. – С. 50.
55 Бахтин М. М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5. Работы 1940х – начала 1960х годов - С. 160.
56
Николаева А. В. Формат и внутрижанровая
речевая структура / Материалы межкафедрального
семинара «Динамика жанров и форматов»
факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова
// Медиаскоп. 2010. URL: http://www.mediascope.ru/node/
57 Cawelti John G. Adventure, mystery and romance: formula stories as art and popular culture. – University of Chicago press, 1977. – P. 137.
58 Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 44.
59 Кемарская И. Н. Формат как способ позиционирования программы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 69.
60 Цвик В. Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 55.
61 Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С.58.
62
Формат: Сеансу отвечают // Сеанс. № 29-30,
2006. URL: http://seance.ru/category/n/
63 Williams R. Television: technology and cultural form. – Routledge, 2003. – P. 34.
64 Сухарева В. А. Что такое формат? Или искусство массовой кулинарии // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 72.
65 Раскатова Е. Р. Формат в радиовещании как термин и как понятие // RELGA, 2011, №19. – С. 23.
Информация о работе Типология форматов российских телеканалов