Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа
Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.
- аналитические программы (А). Сюда мы отнесли программы, которые не просто информируют зрителя о тех или иных событиях, а выявляют и разъясняют причинно-следственные связи внутри этих событий.
- реалити-шоу (РШ)
- игровые шоу (ИШ): сюда относятся всевозможные игры, викторины, программы типа makeover (по определению BBC – преобразование участников), розыгрыши.
- юмористические программы (Ю)
- развлекательные программы (РП), основное их качество – зрелищность, функция – рекреативная. Сюда мы отнесли программы, не попавшие в другие категории, содержание которых носит преимущественно развлекательный характер.
- познавательные программы (ПП)
- истории жизни (И). Программы подобного типа мы решили выделить в отдельную категорию, так как на современном телевидении такие передачи достаточно распространены. Обычно в центре повествования – судьба одного-двух людей.
- другое (ДР). Программы, которые не подходят ни под одну из заявленных категорий.
Оговоримся, что наша классификация условна и представляет собой идеальную модель. Например, программы по аудиторному признаку (в частности, передачи для детей) в отдельную категорию мы выносить не стали. Об этой составляющей формата речь пойдет чуть дальше. Для удобства типологизации и в соответствии с целями исследования мы относили ту или иную программу только к одной категории, хотя в реальности, конечно, передач «чистого типа» немного. Чаще наблюдается смешение, взаимодействие типов: например, программа может быть и юмористической, и анимационной одновременно. В нашей работе мы выбирали то определение, которое в большей степени отражает суть программы и которое важно для нас в рамках данного исследования.
Изучая сетки вещания, за основу анализа мы брали то количество тайм-слотов, которое отводится в эфире программе определенной категории. Мы не учитывали длительность таких программ и место в сетке вещания, определяющим для нас был количественный критерий. Приведем алгоритм наших действий на примере «Пятого канала». Возьмем сетку вещания за 19 марта 2013 года (см. Таблицу 1). Мы видим, что на «Пятом канале» во вторник 19 марта в большей степени представлены новости (36,4%) и сериалы (36,4%), затем художественные фильмы (13,6%), аналитические программы (9%), развлекательные программы (4,6%) и документальные фильмы (4,6%).
Таблица 1. Сетка вещания телеканала «Пятый канал» за 19.03.2013
Время |
Название программы |
06.00 |
«Сейчас» Н |
06.10 |
«Живая история»: «Маннергейм против Гитлера» ДФ |
07.00 |
Информационно-развлекательный канал «Утро на «5» Р |
09.45 |
«Место происшествия» Н |
10.00 |
«Сейчас» Н |
10.30 |
«Грозовые ворота». СЕ |
12.00 |
«Сейчас» Н |
12.30 |
«Грозовые ворота». СЕ |
15.00 |
«Место происшествия» Н |
15.30 |
«Сейчас» Н |
16.00 |
«Открытая студия» А |
17.00 |
«Вне закона. Потерянный след» СЕ |
17.30 |
«Вне закона. Потерянный след» СЕ |
18.00 |
«Место происшествия» Н |
18.30 |
«Сейчас» Н |
19.00 |
«Портфель с амулетом» СЕ |
19.30 |
«Портфель с амулетом» СЕ |
20.00 |
«Идеальная жена» СЕ |
20.30 |
«След» СЕ |
22.00 |
«Сейчас» Н |
22.25 |
«След» СЕ |
23.10 |
«Ночное происшествие» ХФ |
01.05 |
«Курьер» ХФ |
02.55 |
«Отпетые мошенники» ХФ |
Проанализировав сетки вещания каждого дня исследуемого периода, мы пришли к следующим результатам: на «Пятом канале» лидируют новости (31,7%), им чуть уступают сериалы (31%), затем идут художественные фильмы (17,6%), документальные фильмы (8,5%), аналитические (4,9%), развлекательные программы (3,5%), анимация (2,1%) и познавательные программы (0,7%). Для наглядности мы построили диаграмму, показывающую распределение передач того или иного типа в эфире «Пятого канала» (Рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение программ в сетке вещания «Пятого канала»
в период 19.03.2013-25.03.2013
Подробные результаты анализа сеток вещания других телеканалов можно увидеть в Приложении 2. Для каждого канала мы выделили три лидирующие категории, в наибольшей степени влияющие на определение формата.
Итак, изучив сетки вещания каналов, мы выделили основные форматы по функциональному основанию. В итоге мы получили следующие пункты: информационные, познавательные, развлекательные. Однако отметим, что в большинстве случаев едва ли можно говорить о «чистом» формате. В реальной практике чаще наблюдается смешение, взаимодействие нескольких форматов или подформатов. В таких случаях, называя формат телеканала, на первое место мы ставим более важную, сущностную характеристику. Например, если канал информационно-развлекательный, значит информационный и развлекательный контент в процентном соотношении примерно равны друг другу, однако информационные программы преобладают в сетке вещания. Если же канал развлекательно-информационный, значит развлекательных передач в эфире больше.
Следующие уровни типологизации – по тематическому и по жанровому основанию. Тематический критерий дает нам следующие подкатегории: каналы широкого профиля; общественно-политические; спортивные; деловые; религиозные; культурно-просветительские; научно-популярные; образовательные; исторические; юмористические. По жанровому критерию можем выделить следующие пункты: новостные; музыкальные; фильмовые; анимационные; шоу-каналы.
Однако разделение каналов только по
функциональному и тематическому признаку
не дает полноценного представления об
их форматах. Как мы уже не раз отмечали,
формат не может существовать отдельно от аудитории, он является
инструментом привлечения конкретного
зрителя. Поэтому при характеристике формата
нам кажется не просто важным, но необходимым
говорить о его целевой аудитории. Здесь
можно выделить каналы общей направленности,
каналы для мужчин/женщин/детей/
Кроме того, важнейшая характеристика любого формата – это его уникальность, выражаясь сленговым языком, некая «фишка». В тех случаях, когда тематика, аудиторная направленность, стилистика, жанровое наполнение или иной параметр является одним из ключевых отличительных признаков канала, эта характеристика определяет «подформат» канала. Зачастую эту уникальность подчеркивают в названии или слогане.
Комбинации выше перечисленных критериев дают достаточно большое количество форматов. По итогам проанализированных данных мы выделили следующие типы форматов и подформатов каналов на современном российском телевидении. В список мы включили не только те сорок четыре канала, сетки вещания которых мы проанализировали, но и ряд других каналов, подходящих под представленные категории.
На основании проанализированных данных, мы можем говорить о том, что у некоторых каналов формат определен достаточно четко, у других же нет ярко доминирующего типа контента: там наблюдается смешение нескольких категорий. Чаще всего некая «эклектичность» наблюдается у каналов первых кнопок, которые мы отнесли к каналам широкого профиля. Как отмечает И. А. Полуэхтова125, это вполне объяснимо, так как эти каналы являются заложниками собственной универсальности и вынуждены отчасти подбирать контент по принципу «что-нибудь для каждого». В свою очередь, неэфирные каналы обычно выбирают достаточно узкую направленность, в соответствии с которой выстраивают более четкую концепцию. Это требование рынка: постепенное проникновение платного телевидения влечет за собой закономерное ужесточение борьбы за аудиторию, фрагментация которой все больше углубляется.
Отметим, что количество так называемых подформатов постоянно растет. Наиболее заметное дробление происходит в сегменте фильмовых каналов. На заре развития кабельных сетей стали появляться каналы советского кино. Чуть позже в противовес отечественному контенту стали запускать каналы с зарубежными, но тоже «архивными» фильмами. Концепция деления на наше-иностранное долгое время определяла характер рынка, однако постепенно значимыми становятся и иные характеристики. Так с ростом рейтингов сериалов появился спрос на подобные каналы. Первым отечественным сериальным форматом стал вышедший в 2003 году «Телеклуб», еще через три года запустили «Много ТВ», затем «Феникс+Кино», а в 2012 году ВГТРК представила еще два сериальных канала: «Русский роман» и «Русский бестселлер». Со временем стали появляться каналы, специализирующиеся на конкретном жанре («Комедия ТВ», «Настоящее Страшное ТВ») или, например, на стране-производителе («Индия ТВ»). Так фильмовый канал «Кинопоказ», в сетке вещания которого были лучшие современные зарубежные фильмы, через несколько лет после первого выхода в эфир «распался» на «Кинопоказ-1» и «Кинопоказ-2», которые условно можно обозначить как Action и Drama. И это, как отмечают эксперты, общая тенденция. На сегодняшний день только по спутниковому телевидению распространяется 52 фильмовых канала, 34 из которых производят в России.
Оговоримся, что представленная нами типология форматов – это далеко не полный перечень, так как нами была изучена только часть существующих на сегодняшний момент каналов. В рамках данной работы нам важнее понять принцип, по которому можно описывать формат того или иного канала.
В ходе проводимого опроса экспертов мы также выясняли, какие форматы каналов могут появиться в России в ближайшие годы. Говоря о будущем форматного телевидения, большинство экспертов сходятся в том, что едва ли в ближайшие годы на телевидении появятся какие-то принципиально новые форматы. Скорее, внутри уже имеющихся будет происходить поиск новых форм, форматы будут дробиться, перетекать друг в друга. В результате этого дробления будут возникать все новые и новые подформаты, будут происходить постепенные внутренние изменения. Процесс этот, как мы уже отмечали, идет уже сейчас, и с каждым годом он будет только усиливаться, особенно в развлекательном сегменте.
На сегодняшний день один из самых быстро растущих сегментов на российском медиарынке – рынок неэфирного телевидения, включающий спутниковый, кабельный и IPTV-сегменты. Число абонентов так же, как число доступных каналов, увеличивается ежегодно. Предложения расширяют и небольшие телекомпании, и крупные корпорации, вокруг которых постепенно создаются тематические семейства. Аудитория дифференцируется все сильнее, потому вещатели активнее ищут свое «лицо» и свой формат. Картина распределения зрительских предпочтений с каждым годом все меньше напоминает пирог, где большая часть поделена между такими крупными каналами как «Первый», «Россия 1» и НТВ, постепенно количество «кусочков» увеличивается (см. Рисунок 3). По данным компании TNS, в 2012 году доля аудитории неэфирных тематических каналов выросла на 18 %. Абсолютно все измеряемые неэфирные телеканалы (это 135 каналов) продемонстрировали рост показателя месячного охвата по сравнению с 2011 годом (см. Приложение 1)126.
Рисунок 3. Доли аудитории телеканалов в 2012 году
(Аудитория: все 4+)127
Естественным следствием нарастающей конкуренции становится стремление вещателей найти собственную нишу, отстроиться от конкурентов и прочно закрепить за собой определенную аудиторию. Это желание отражает, в том числе, тот факт, что многие общенациональные каналы скорректировали свои целевые аудитории в 2012 году.
Наиболее радикальные изменения произошли на канале «Disney», сменившем «Семерку». О сужении ориентиров с аудитории «все 6–54» на «все 10–45» в конце 2012 года объявил СТС. С лета 2013 MTV окончательно станет «Пятницей», чей зритель – 14–44 лет. О причинах, побудивших «Проф-медиа» пойти на такие изменения, писали уже не раз. Одна из них – канал полностью перестал соответствовать изначально заявленному формату. Эклектичный эфир, в котором перемешался практически несовместимый контент (от хип-хоп клипов до советской анимации), не мог удовлетворить аудиторию, а в последнее время основой вещания на MTV и вовсе стали реалити-шоу. Неопределенность внутри самого канала, хаотичность программирования привела к тому, что по итогам сезона 2011/2012 канал занял последнее место среди эфирных телесетей, уступив даже более нишевому каналу «2×2». Одновременно Муз-ТВ ушел в кабель, уступив место новому проекту – телеканалу «Ю», для которого «Пятница» станет основным конкурентом.
Информация о работе Типология форматов российских телеканалов