Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

В любом формате каналы стараются найти свою «изюминку», которая выгодно отличала бы их от конкурентов. Немаловажно также соответствовать заявленному формату, ведь зритель ждет от вещателя контент определенного типа, определенной тематики, и если его ожидания будут обмануты, он переключится на другую «кнопку», благо их выбор и сейчас велик, а с переходом на цифровое вещание станет еще больше. С другой стороны, как мы уже отмечали, формат – категория динамичная, находящаяся в постоянном развитии, поэтому очень важно вовремя реагировать на запросы аудитории, трансформируя, совершенствуя свой формат, но, в то же время, кардинально не отклоняясь от изначально заявленной концепции.

По прогнозам экспертов, которых мы опросили в ходе исследования, в ближайшие несколько лет число форматов не будет существенно меняться. Скорее, внутри уже существующих возникнут новые подформаты. Возможно также появление этнических каналов, каналов для подростков и пожилых людей – но, скорее всего, это будут не новые отдельные форматы, а подформаты. Кроме того, опрошенные эксперты прогнозируют возникновение новых познавательных каналов, но с развлекательным оттенком. Также эксперты предсказывают качественный рост каналов – вещатели большее внимание будут уделять контенту как основному способу привлечения аудитории.

 

Библиография

Печатные источники

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
  2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. – 882 с.
  3. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. – М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 344 с.
  4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Кузнецова С. А. СПб.: Норинт, 1998. – 1241 с.
  5. Борецкий Р. А. Информационные жанры телевидения. – М.: Прогресс, 1989. – 92 с.
  6. Бубукин А. Н. Какое радио мы слушаем? // Шоу-мастер. 2000. №1 – С. 48-50.
  7. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 880 с.
  8. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 190 с.
  9. Дуков Е. В. Формат или ценности? // Наука телевидения. Вып. 5. М., 2008. – С. 25-27.
  10. Европейская классификация телевизионных и радио программ (EBU System). – Женева, 2007. – 40 с.
  11. Забулионите А.-К. И. Тип и типологический метод в философии культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – СПб., 2000. – 20 с.
  12. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб.: ИВЭСЭП, 2008. – 182 с.
  13. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб.: Роза мира, 2006. – 86 с.
  14. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / ред. Беркович Т. Л., Миронова Ю. М. Т. 2: Москва, Русский язык, 2001. – 560 с.
  15. Картозия Н. Б. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент // Меди@льманах. 2003. № 3. – С. 24-26.
  16. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 40-47.
  17. Кемарская И. Н. Формат и телесценарий // Журналист. 2009. № 6. С. 40.
  18. Кемарская И. Н. Формат как способ позиционирования программы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 65-70.
  19. Коломиец В. П. Телевизионные новости: happy end обязателен. // Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. Т. 1. М., 2007.
  20. Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр // Так работают журналисты телевидения. – М., 2004. – 396 с.
  21. Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 14-21.
  22. Лащук О. Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 34-37.
  23. Любимов Б. И. Семьдесят лет британского вещания /Под ред. Я. Н. Засурского. – М., 1995. – 70 с.
  24. Мельник Г. С., Почкай Е. П. Методы научного анализа журналистского творчества. – СПб., 1996. – 240 с.
  25. Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 447 с.
  26. Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С.53-58.
  27. Радиовещание в России в 2010 году. Состояние, тенденции, перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. О. Я. Ермолаевой, А. В. Шарикова. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2011. – 72 с.
  28. Радиовещание в России в 2011 году. Состояние, тенденции, перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. О. Я. Ермолаевой, А. В. Шарикова. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2012. – 92 с.
  29. Радиовещание в России в 2012 году. Состояние, тенденции, перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. О. Я. Ермолаевой, А. В. Шарикова. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2013. – 92 с.
  30. Радиожурналистика / под ред. Шереля А. А. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 304 с.
  31. Раскатова Е. Р. Формат в радиовещании как термин и как понятие // RELGA, 2011, №19. – С. 22-26.
  32. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2-х т. / Под редакцией А. Г. Качкаевой и И. В. Кирия. – М., 2007.
  33. Рошаль Л. М. Мир и игра. – М.: Наука, 1973. – 190 с.
  34. Саппак В.С. Телевидение и мы. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 168 с.
  35. Смирнов В. В. Формы вещания. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
  36. Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 22-24.
  37. Сурикова Т. И. Смысловое понятие «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 25-29.
  38. Степанян С. К. Формат телеканала. Новое понятие в СМИ // Журналистика и медиарынок. 2006. № 10. С 46-47.
  39. Степанян С. К. Формат телепрограммы как рыночный товар // Журналистика и медиарынок, 2006, № 4. С 42-43.
  40. Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997) // Отечественное радио в современных условиях. — М., 1998. Ч.1. — С. 8-45.
  41. Сухарева В. А. Что такое формат? Или искусство массовой кулинарии // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2010. – № 10. – С. 70-74.
  42. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. – М.: Стратегия, 1998. – 222 с.
  43. Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2012. – 102 с.
  44. Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2013. – 100 с.
  45. Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: изд-во МГУ, 2005. – 240 с.
  46. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект-пресс, 2006. – 312 с.
  47. Типология и классификация в социологических исследованиях / отв. ред. Андреенков В. Г., Толстова Ю. Н. - М.: Наука, 1982. – 296 с.
  48. Чантлер П., Стюарт П. Основы радиожурналистики. – М.: ГИТР, 2008. – 335 с.
  49. Шкондин М. В. Трансформация типологических структур российских СМИ: системные аспекты // Вестник Московского университета. Серия Журналистика. 2000. № 1. – С. 34-37.
  50. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. – М.: изд-во МГУ, 1985. – 183 с.
  51. Albarran A., Pitts G. The radio broadcasting industry. – Allyn and Bacon, 2001. – 194 p.
  52. Albarran A. Management of Electronic Media. – Learning, 2009. – 332 p.
  53. Altheide D., Snow P. Media Logic. L.: Routledge, 1979. – 256 р.
  54. Cawelti John G. Adventure, mystery and romance: formula stories as art and popular culture. – University of Chicago press, 1977. – 344 p.
  55. Ch. Worthington. Basics Film-Making 01: Producing. – AVA Publishing, 2010. – 176 p.
  56. ESCORT 2007. Система классификации радио и телевизионных программ Европейского вещательного союза (EBU). – Женева, 2007. – С 12-14.
  57. Moran A. TV formats worldwide. – Intellect Books, 2010. – 332 p.
  58. Moran A., Malbon J. Understanding the global TV format. – Intellect Books, 2006. – 187 p.
  59. The Oxford dictionary of English Etymology / edited by Onions C. T. Oxford, 2004. – 1024 p.
  60. Williams R. Television: technology and cultural form. – Routledge, 2003. – 172 p.
  61. Worthington Ch. Basics Film-Making 01: Producing. – AVA Publishing, 2010. – 176 p.

 

Электронные ресурсы

  1. Бабич Н. С. Эволюция типологического метода в западной социологии XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – М., 2010. URL: http://www.isras.ru/files/File/Avtoreferat/avtoreferat_Babich.pdf. (Дата обращения 30.05.2013).
  2. Брызгалова Е. Р. Реклама уходит на малое телевидение // Газета.ру, 02.11.2011. URL: http://www.gazeta.ru/business/2011/11/02/3821486.shtml. (Дата обращения 30.05.2013).
  3. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции // Evartist-библиотека. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm. (Дата обращения 30.05.2013).
  4. Второй мультиплекс получил десять каналов // Сайт «Минкомсвязь России». URL: http://www.rsoc.ru/press/publications/news17880.htm. (Дата обращения 30.05.2013).
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://www.grazkodeks.ru. (Дата обращения 30.05.2013).
  6. Делопроизводство // Библиотекарь.ру. URL: http://www.bibliotekar.ru/deloproizvodstvo-1/19.htm. (Дата обращения 30.05.2013).
  7. Дондурей Д. Б. Медиа: взаимодействие и репрезентативность // Политическая система России. М.: ИНОП, 2009. URL: http://www.inop.ru/files/Chapter14.pdf. (Дата обращения 30.05.2013).
  8. Единые требования «классификатор» к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции НП «Медиа Комитет». М., 2003. // Сайт «НП Меди Комитет». URL: http://www.mediakomitet.ru/index.php. (Дата обращения: 25.11.2012).
  9. История реалити ТВ // Реалити шоу. URL: http://www.realityshou.ru/realiti-tv/. (Дата обращения 30.05.2013).
  10. Маградзе Р. Развлекательный формат: каналы для удовольствия // Телеспутник. 2011. URL: http://www.telesputnik.ru/archive/pdf/174/24.pdf. (Дата обращения 30.05.2013).
  11. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 12-14 мая 2011. URL: http://www.vestnik-mgou.ru/mag/2010/ling/1/st7.pdf (Дата обращения 30.05.2013).
  12. Материалы межкафедрального семинара «Динамика жанров и форматов» факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова // Медиаскоп. 2010. URL: http://www.mediascope.ru/node/520. (Дата обращения 30.05.2013).
  13. Материалы сайта «European journal of communication». URL: http://ejc.sagepub.com. (Дата обращения 30.05.2013).
  14. Материалы сайта «MediaGuide». URL: http://www.mediaguide.ru. (Дата обращения 30.05.2013).
  15. Международные стандарты ТВ-вещания // Sat-media.net. URL: http://www.sat-media.net/faq/mezhd_standarti.html. (Дата обращения 30.05.2013).
  16. Национальный отчет «TV Index Plus. Аудитория тематических каналов. Электронные измерения. Декабрь 2011-февраль 2012»
  17. Национальный отчет «TV Index Plus. Аудитория тематических каналов. Электронные измерения. 2012»
  18. Неформат телеформата // Менеджер. Кино. № 1, 2008. URL: http://www.unifin.ru/publications/290.php. (Дата обращения 20.11.2012).
  19. Николаева А. В. Формат и внутрижанровая речевая структура / Материалы межкафедрального семинара «Динамика жанров и форматов» факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова // Медиаскоп. 2010. URL: http://www.mediascope.ru/node/416. (Дата обращения 30.05.2013).
  20. Новости российского туризма // RATA news. 2012. URL: http://ratanews.ru/news/news_16032012_11.stm. (Дата обращения 30.05.2013).
  21. Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов // Сайт «Президент России». URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=53066&PSC=1&PT=3&Page=4. (Дата обращения 30.05.2013).
  22. Продолжение «Гражданина Поэта» выйдет на «Дожде» // TV Jam. 05.03.2013. URL: http://www.tvjam.ru/news/810/. (Дата обращения 30.05.2013).
  23. Путин ответит за митинги перед народом // РБК daily. 2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/politics/562949982287083. (Дата обращения 30.05.2013).
  24. Руководство MTV объяснило причины закрытия «Госдепа» // Журдом. 15.02.2012. URL: http://jourdom.ru/news/11736. (Дата обращения 30.05.2013).
  25. ТВ-измерения. // По материалам сайта международной исследовательской группы TNS. URL: http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/tv/. (Дата обращения 15.02.2013).
  26. Телеканалу «Life news» отказали в регистрации // Lenta.ru. 15.02.2012. URL: http://lenta.ru/news/2012/02/15/nolife/. (Дата обращения 30.05.2013).
  27. «Триколор ТВ» наградил мэтров телевидения // Клуб любителей спутникового телевидения. URL: http://sat-univers.info/trikolor-tv/254-novosti-trikolor-tv-23.html. (Дата обращения 30.05.2013).
  28. Указ Президента РФ от 24.06.2009 N 715 / URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=53066&PSC=1&PT=3&Page=4 (Дата обращения 30.05.2013).
  29. Формат: Сеансу отвечают // Сеанс. № 29-30, 2006. URL: http://seance.ru/category/n/29-30/vertigo-nulevyie/format/format. (Дата обращения 30.05.2013).
  30. Формат телепрограммы // Масс-медиа: словарь терминов и понятий. URL: http://www.slovarmedia.ru/a/spiski30/termin106.html. (Дата обращения 30.05.2013).
  31. Шариков А. В. Телевидение и общество: нравственный конфликт // Художественная культура/Art & Culture Studies. № 1 (6), 2013. URL: http://sias.ru/magazine/about_journal.php. (Дата обращения 30.05.2013).
  32. Шахманова Ю. А. Что такое хороший нишевой канал? // Спутниковый мир. 2012. URL: http://satsis.net/news/4819-chto-takoe-horoshiy-nishevoy-telekanal.html. (Дата обращения 30.05.2013).
  33. Audience measurement // Nielsen Media Research. URL: http://nielsen.com/us/en/reports.html. (Дата обращения 15.03.2012).
  34. Audiovisual Media Service Directive. URL: http://ec.europa.eu/avpolicy/reg/avms/index_en.htm. (Дата обращения 30.05.2013).
  35. Format creation // TV formats. URL: http://www.tvformats.com/formats.html. (Дата обращения 30.05.2013).
  36. Formats // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/tv/programmes/formats. (Дата обращения 30.05.2013).
  37. Hilton R. Protecting television formats // Сайт «International format lawyer association». URL: http://www.ifla.tv/uk-rah-protectingrights.html. (Дата обращения 30.05.2013).
  38. Robert A. Levine. Is there a «Secret» to Success in Reality TV Formatting? // www.tsi.brooklaw.edu. URL: http://tsi.brooklaw.edu/commentary/there-secret-success-reality-tv-formatting. (Дата обращения 30.05.2013).
  39. Kidde R. Does copyright exist in TV formats? // www.kuits.com/ URL: http://www.kuits.com/news/does-copyright-exist-in-tv-formats. (Дата обращения 30.05.2013).
  40. Oren T. How to format // www.flowtv.org. URL: http://flowtv.org/2007/10/how-not-to-format-or-what-the-global-format-trade-could-teach-tim-gunn/. (Дата обращения 30.05.2013).
  41. TV programme format. // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http:// http://en.wikipedia.org/wiki/TV_format. (Дата обращения 30.05.2013).
  42. TV show format // The interactive television dictionary. URL: http://www.itvdictionary.com/definitions/tv_show_format_definition.html. (Дата обращения 30.05.2013).

 

Приложение 1

Таблица 2. Топ-20 тематических каналов по месячному охвату136.

 

 

Приложение 2

Таблица 3. Распределение программ-лидеров в сетках вещания российских телеканалов.

канал/категория программы

Н

ХФ

СЕ

ДФ

МФ

СТ

СП

МТ

МП

ОС

Д

 

А

 

РШ

 

ИШ

 

Ю

 

РП

 

ПП

 

И

 

ДР

Детский

       

56,9

               

9,3

   

15,3

   

Детский мир

 

31,6

   

49

                     

19,4

   

Дом кино

 

52,9

25,2

                         

21,9

   

Домашний

 

29,8

20,1

                       

18,5

     

Еврокино

 

100

                                 

Закон ТВ

 

9,8

30,2

                         

31,1

   

Звезда

20,5

30,7

 

23,6

                             

Иллюзион +

 

100

                                 

Карусель

       

43,8

 

15

                 

37,6

   

Культура

13,8

   

25,1

                       

19,8

   

Мать и дитя

       

20,6

 

12,8

                 

55,3

   

МИР 24

31,1

11,7

18

                               

Моя планета

     

26,9

                       

73,1

   

Муз ТВ

             

14,8

       

17,2

   

20,3

     

Наука 2.0

     

61,2

                       

34,1

   

НТВ

34,9

 

22,3

           

14,5

                 

Охота и рыбалка

                             

2,6

97,4

   

Первый

30,3

 

12,4

             

12,5

               

Перец

 

23,5

                       

23,7

29,4

     

Пятый

31,7

17,6

31

                               

РБК

58,9

                   

27,8

       

11,5

   

РЕН ТВ

26,8

 

16,9

           

13,5

                 

 

 

Продолжение Таблицы 3.

 

канал/категория программы

Н

ХФ

СЕ

ДФ

МФ

СТ

СП

МТ

МП

ОС

Д

 

А

 

РШ

 

ИШ

 

Ю

 

РП

 

ПП

 

И

 

ДР

Россия 1

41,1

 

18,5

                       

9,5

     

Россия 2

         

22,3

53,5

                 

12,1

   

Россия 24

55,8

         

13,7

                 

11,5

   

Русский Иллюзион

 

100

                                 

Союз

31,9

                             

45,8

 

10,5

СТС

   

35,7

 

19,1

                   

24,8

     

ТВ 3

 

15,8

40,5

                         

23,8

   

ТВЦ

28,7

20

                           

12,7

   

ТНТ

 

20,7

34,6

                       

28,5

     

Шансон ТВ

             

67,2

8,2

               

24,6

 

A-One

             

79,1

15,8

           

3,8

     

Bridge TV

             

100

                     

Disney

 

3,2

51,1

 

45,7

                           

MTV

             

10,4

       

18,7

   

20,8

     

O2 TV

             

93,8

 

5,1

         

1,1

     

RU TV

             

57,5

42,5

                   

TV 1000

 

100

                                 

TV 1000 Action

 

100

                                 

TV 1000 Русское кино

 

100

                                 

Viasat explorer

     

100 

                             

Viasat history

 

7,5

 

92,5

                             

Zooпарк ТВ

     

11,1

                     

45,4

29,3

   

 

 

Приложение 3

Таблица 4. Результаты эскпертного опроса: «Как бы Вы определили формат перечисленных каналов?»

 

Баяхчан Н. Г.

Бережная М. А.

Полуэхтова И. А.

Славин М. В.

Соколова Т. С.

Томилов В. В.

Ходаринова Е. С.

Домашний

семейный развлекательно-познавательный

семейный развлекательный

женский познавательно-развлекательный

семейный позитивный

познавательно-развлекательный канал для женщин

"бытовой" канал для женщин

 

 

 

женский развлекательно-прикладной

Звезда

военный информационно-развлекательный

военно-патриотический информационный

патриотический информационно-развлекательный

военный информационно-познавательный

патриотический

военный информационно-развлекательный

 

военный информационно-развлекательный

Карусель

познавательный канал для детей

детский познавательно-развекательный

детский познавательно-развлекательный

детский образовательный

канал для детей

обучающий, развлекающий канал для детей

 

 

детский образовательно-развлекательный

Культура

познавательно-информационный

просветительский

культурно-просветительский

элитарный культурный

просветительский канал о культуре

познавательно-информационный о культуре

 

 

 

просветительский канал о культуре

Мать и дитя

познавательно-развлекательный

семейный познавательный

досуговый канал для матерей

семейный развлекательно-познавательный

информационно-познавательный канал для семьи

познавательный канал для матерей

 

познавательный канал для молодой семьи

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов