Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 01:31, реферат
Типы активности субъекта — это характерные способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни, способы их превращения в движущие силы своей жизни в обществе. Можно, по-видимому, проследить, как у одних эти тенденции совпадают (целиком или частично), поддерживают друг друга, а у других — оказываются разобщенными. Одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, другие — на внутренние, индивидуальные, третьи их оптимальным образом соединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.
Введение 2
1.История развития типологического анализа личности 3
2.Основные направления типологического анализа личности 8
2.1.Социально-психологическая и общепсихологическая
типология. 12
2.2.Интегративный типологический подход к изучению личности 18
3.Основные задачи типологического анализа.
Заключение 21
Литература 22
Типологический
анализ личности
Содержание
Введение
1.История развития типологического анализа личности 3
2.Основные направления типологического анализа личности 8
2.1.Социально-психологическая и общепсихологическая
типология.
2.2.Интегративный типологический подход к изучению личности 18
3.Основные задачи типологического анализа.
Заключение
Литература
Введение
Типы
активности субъекта — это характерные
способы соединения личностью внешних
и внутренних тенденций жизни, способы
их превращения в движущие силы своей
жизни в обществе. Можно, по-видимому,
проследить, как у одних эти
тенденции совпадают (целиком или
частично), поддерживают друг друга, а
у других — оказываются разобщенными.
Одни преимущественно опираются
на социально-психологические
Не
трудно заметить, что при таком
подходе оказываются учтенными
три основные модальности личности
— активность, развитие и интегральность,
о которых говорилось выше. А способ
построения типологии личности через
категорию субъекта жизнедеятельности
интегрирует и понятие
Однако, говоря о том, что характер активности личности проявляется в том, на какие внешние или внутренние тенденции опирается личность, противоречиво или гармонично она их соединяет, мы не связываем наличие противоречий только с характеристикой одного типа. Предлагаемый нами способ анализа в принципе опирается на исследование и раскрытие противоречий, через которые осуществляется жизненное движение личности, которые могут превращаться в движущую силу этого движения или его тормоз. Без раскрытия противоречий, без их типизации социально-психологический склад личности не превращается в системное образование,
поскольку
учитывается только параллельность
структуры личности и условий
жизни, но не их взаимодействие. Взаимодействие
же начинает рассматриваться содержательно
только тогда, когда раскрываются внутренние
и внешние последствия
1.История развития типологического анализа личности
Идея
типологии, возникшая еще в древности,
наиболее ярко была представлена классическим
учением о типах темперамента.
Затем она охватила характерологию
и тем самым проникла в персонологию
— учение о личности. Однако собственно
психологические типологии
В
последнее время возник интерес
к своеобразным личностным календарям,
где каждому месяцу рождения соответствует
тот или иной комплекс черт личности
и особенностей ее поведения (вплоть
до любви к власти и умения одеваться).
Идея типов личности как сугубо занимательная
проникает в научную
Однако проблема типологии, возможность выделения тех или иных типов личности имеют не только развлекательное или сугубо прикладное значение (как основа надежности методов исследования личности). Проблема типологии есть своеобразный пробный камень зрелости психологической теории личности, диалектичности ее методологии. Только на марксистской философской основе оказалось возможным понимание диалектики индивидуального и типичного — проблемы, которая стояла еще с древнейших времен.
Аристотель
объявил типизацию и
Большинство
существующих типологий личности остались
классификациями, построенными по разным
(случайным, частичным и т. д.) основаниям,
поскольку не удалось выявить
причины возникновения, движущие силы
развития и условия изменения
того или иного типа. Последнее
возможно только через раскрытие
диалектики социального и биологического,
индивидуального и
Важнейшие
методологические соображения, касающиеся
перехода от социального типа личности
к принципу индивидуализации в психологии,
были высказаны В.С. Мерлиным, Б.Д. Парыгиным,
Г.Л. Смирновым . В.С. Мерлин увидел связь
социально-типичного и
Представляется, что наличие разных точек зрения на проблему индивидуальности отнюдь не ведет к противоречиям между ними. Активность, развитие, интегративность — это основные модальности психологии личности, которые требуют своего синтеза. Этот синтез может осуществиться прежде всего на основе превращения проблемы индивидуальных различий в проблему индивидуально-типологических различий, т. е. на основе объединения тенденций индивидуализации и типизации. Если на уровне анализа психики, психических процессов вопрос об индивидуальных различиях составлял проблему дифференциальной психологии, то на уровне анализа личности он выступал как общепсихологическая проблема индивидуальности. Между тем, по-видимому, сама проблема индивидуальности выступит как типологическая, как проблема индивидуально-типологических различий, как проблема типов личности, если в основу определения типов положить синтез всех трех модальностей личности: активности, развития, интегративности.
Долгое
время познание психологии личности
сводилось к представлению о
ее структуре (совокупности темперамента,
характера и т. д.). Даже когда подчеркивался
динамический характер этой структуры
или динамика ее составляющих, психология
личности выступала как ее психический
склад. В. Н. Мясищев сделал существенный
шаг вперед, представив личность как
систему ее отношений с миром.
Однако и эта система в его
концепции оставалась статичной. Б.
Г. Ананьев поднял принципиальный вопрос
о динамическом характере отношений
личности с миром и развернул
статичную модель личности в динамике
жизненного пути. Был совершен радикальный
переход от вопроса о структурировании
психических элементов в
Школа
Б. Г. Ананьева столкнулась и с
другой трудностью. В основу анализа
жизненного пути личности было положено
его понимание как индивидуальн
2.Основные направления типологического анализа личности
Большинство
существующих типологий личности остались
классификациями, построенными по разным
(случайным, частичным и т. д.) основаниям,
поскольку не удалось выявить
причины возникновения, движущие силы
развития и условия изменения
того или иного типа. Последнее
возможно только через раскрытие
диалектики социального и биологического,
индивидуального и
В
разработке этой проблемы в отечественной
психологии есть несколько различных,
не сведенных воедино тенденций.
Первая и основная заключается в
том, что типология личностей
на уровне теории психологии не разрабатывается.
Психологи исходят из предположения,
что в психологии существует один
тип личности, который берут за
основу социологи, между тем социальные
психологи, которым ближе тезис
о конкретности, неоднородности и
т. д. социальной детерминации, создают
различные типологии или