Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 01:31, реферат
Типы активности субъекта — это характерные способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни, способы их превращения в движущие силы своей жизни в обществе. Можно, по-видимому, проследить, как у одних эти тенденции совпадают (целиком или частично), поддерживают друг друга, а у других — оказываются разобщенными. Одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, другие — на внутренние, индивидуальные, третьи их оптимальным образом соединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.
Введение 2
1.История развития типологического анализа личности 3
2.Основные направления типологического анализа личности 8
2.1.Социально-психологическая и общепсихологическая
типология. 12
2.2.Интегративный типологический подход к изучению личности 18
3.Основные задачи типологического анализа.
Заключение 21
Литература 22
Сегодняшняя
задача состоит в том, чтобы не
просто устанавливать факторное
соответствие тех или иных этапов,
событий и обстоятельств жизни
с теми или иными особенностями
и чертами личности, а в том,
чтобы раскрыть их причинную связь.
Исходной является зависимость личности
от объективных характеристик
При таком подходе активность личности определяется не абстрактно, а именно через то, как ею преобразуется совокупность обстоятельств, направляется ход жизни, формируется жизненная позиция. Динамика жизни перестает определяться через течение событий, а становится зависимой от характера активности личности, от ее способности организовать и направить события в желательном направлении. Такой подход не только динамичен, но и тенденциален. Система личностных отношений рассматривается как система внутренних тенденций личности, направленных на преобразование или усиления действия внешних условий ее жизни. Однако последние также рассматриваются не статически, а как объективно содействующие или затрудняющие активность личности тенденции.
Категория
субъекта жизнедеятельности раскрывает
способ организации личностью жизни.
Это значит, что одновременно со
структурированием жизни, ее периодизацией,
типичной для всех людей (образ жизни
и т. д.), учитывается способ организации
(управления, направления, прогнозирования
и т. д.) жизни самой личностью.
Организация личностью жизни
осуществляется не параллельно, а при
одновременном встречном
2.1.Социально-
Возвращаясь
к вопросу, каков же переход от
социально-психологической к
Социальная и общая психология личности должны совместными силами объяснить, как личность отражает и выражает, реализует в личной и общественной жизни общественные тенденции. Характер совпадения внешних и внутренних тенденций (гармонический, противоречивый, разобщенный, разорванный и т. д.) обнаруживает реальные движущие силы жизни личности. Способность более индивидуальным или более типичным образом отразить и выразить общественные тенденции, соотнестись с более частными или более сущностными из них, способность превратить эти тенденции во внутренние движущие силы и на этой основе включиться в общественную жизнь, организовать личную жизнь — это все диалектические основания типологии личности.
В
советской психологии достаточно исследована
одна из форм активности личности. которая
по праву может рассматриваться
как движущая сила личности, — это
направленность. Даны типологические
определения направленности (коллективистическая,
эгоистическая, индивидуалистическая
и т. д.). Однако если включить личность
с той или иной направленностью
в контекст жизни, то окажется, что
та или иная направленность соотносится
с разными социально-
Одни противоречия могут образовываться объективным ходом жизни, ее случайностями или даже общественными закономерностями, но их общий признак в том, что они не могут быть разрешены личностью, даже если она проявляет активность, включается в их решение. Другие, будучи объективны по своему происхождению, требуют активности — участия людей для своего разрешения, но не усилий отдельной личности, а только совокупности индивидов. Третьи, будучи объективны по происхождению, могут ускоряться, поддерживаться в тенденции к разрешению любой личностью, четвертые — только данной. Это одна группа объективных по происхождению и градуированных по степени возможности их разрешения личностью противоречий.
Другая группа связана со способом включения в жизнь личности, с ее качеством как субъекта, организующего жизнь, с ее особенностями осуществления жизни. Большая или меньшая активность, большая или меньшая интегрированность жизненных отношений, их противоречивость или гармоничность и т. д. порождают личностные и социально-психологические противоречия. В качестве оснований для их классификации важно ввести способ организации личностью жизни — ее жизненную позицию, и способ проведения этой позиции во времени и обстоятельствах жизни — жизненную линию.
Кроме того, для характеристики личности как субъекта жизнедеятельности чрезвычайно важен способ разрешения личностью противоречий. В философской и социологической литературе разрабатывается понятие смысла жизни или жизненной концепции , которое также существенно характеризует способ организации личностью жизни. Последний, по-видимому, есть интеграл трех составляющих: жизненной позиции, жизненной линии и концепции (или смысла) жизни. Все три категории должны быть разработаны как психологические категории.
Как
возможно эмпирическое исследование столь
интегральных и сложных образований?
Должно ли оно непременно носить лонгитюдинальный
характер? Предварительное исследование
показало, что классификацию
Наиболее
яркой иллюстрацией способа анализа
личности через жизненные противоречия
может быть анализ двух феноменов
— «ухода» и «возложения
Феномен
«возложения ответственности» также
проявляется в самых
Широко распространенной является модель фиксированной позиции, когда жизненная линия изменяется и, напротив, требует отказа от старой позиции. Наиболее ярким примером является модель взаимоотношений родителей с взрослыми детьми, когда родители фиксируются на своей роли наставников, руководителей, сохраняя позицию менторства, поучения, уже не соответствующую новому типу отношений. Это также приводит к возникновению противоречий, способ решения которых характеризует личность.
Ригидность
жизненной позиции проявляется
в нежелании расширять и
На
основании эмпирического
интервью, наблюдений, биографических данных и опросов. Использовался позитивный опыт классификации противоречий М. Дейча.
По характеру жизненной позиции для личности может быть типично:
1.
Преобладание внутренних (рефлексивных)
противоречий; преобладание противоречий
между внешними и внутренними
тенденциями; направленность
2.
Преобладание противоречий, связанных
с повышением или снижением
ценностного уровня жизни,
3.
Повышение или понижение
4.
Разобщенность, единство или
5.
Позиция личности
По характеру жизненной линии выделяются такие типологические индикации:
1.
Последовательность —
2.
Расширение или сужение
3.
Масштаб и повторяемость