Типология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Личность в качестве общенаучного и житейского термина означает:
1) Индивид как субъект личностных отношений и сознательной деятельности;
2) Устойчивая система социально значимых черт личности, определяющих индивида как члена того или иного сообщества.
В психологии под понятием личность подразумевается некое ядро, начало, соединяющее воедино разноплановые психические процессы индивида и сообщающее его поведению нужную последовательность и стабильность. В зависимости от того, в чем конкретно усматривается данное начало, теории личности разделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, Карл Роджерс), психосоциальные {Альфред Адлер, Карен Хорни и иные неофрейдистские), психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзвнк и другие) .

Оглавление

1.Составление собственной типологии. 3
1.1 Понятие типологии 3
1.2 Описание типов 4
2. Психологический портрет исторической личности И.В.Джугашвили 11
3. Анализ телепередачи «Голые и напуганные» 17
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

zakaz_5486.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Составление собственной типологии.

1.1 Понятие типологии

Личность в качестве общенаучного и житейского термина означает: 
1) Индивид как субъект личностных отношений и сознательной деятельности; 
2) Устойчивая система социально значимых черт личности, определяющих индивида как члена того или иного сообщества.

В психологии под понятием личность подразумевается некое ядро, начало, соединяющее воедино разноплановые психические процессы индивида и сообщающее его поведению нужную последовательность и стабильность. В зависимости от того, в чем конкретно усматривается данное начало, теории личности разделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, Карл Роджерс), психосоциальные {Альфред Адлер, Карен Хорни и иные неофрейдистские), психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзвнк и другие)1.

Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц, В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества, в западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова, например, типология Карла Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительностъ, переживание оценки, интуитивность, экстравертиеная или интраеертивная направленность.

Существует и типология, предложенная Эрихом Фроммом, который выделяет следующие элементы личности: накопительство, ориентация на обмен, восприятие, использование и др. Отзвуки персонологических классификаций можно выявить во многих социально-психологических типологиях, в частности при построении типологии личности по признаку комфортности личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности2.

В эмпирических исследованиях обладает силой типологизация — некая группировка испытуемых, сходных с определенным усредненным образом. Выделение многих характеристик, показателей, черт личности, например, посредством факторного анализа, предоставляет возможность построить многомерное пространство признаков — личное пространство. Обращение психологов к проблемам типологизации личности вынуждено потребностью прогнозировать ее поведение и дальнейшее развитие, необходимостью разработки самых оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

1.2 Описание типов

Типология покупателей магазина сегмента- премиум класса.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ  покупатель

Как правило, это человек худощавый, среднего роста. Люди этого типа бывают и полными – но это уже представители не столь яркие, отличающиеся периодическими сменами активности и апатии. Вообще у Деятельных достаточно бойко работают все железы внутренней секреции – в том числе слезные, поэтому у них так часто имеется столь характерный «блеск глаз».

Это подвижный, шустрый живчик, который даже постоять-то на одном месте спокойно не может – то и дело словно приплясывает. Всегда заметен в обществе в силу своей высокой активности. Это, как правило, люди, занимающиеся политикой, общественной работой, тренеры, руководители туристических групп и спасательных команд, часто люди свободной профессии (близкой к бизнесу).

Говорит быстро, торопится; фразы отрывистые, короткие. У женщин этого типа встречается голос с высокими, даже визгливыми интонациями. Мимика, жестикуляция – все быстро меняющееся. На лице во время общения пробегает целый калейдоскоп эмоций. Хотя сами жесты бывают нечеткими, словно на смазанном фотоснимке. Легко переключается с темы на тему. Часто не умеет слушать собеседника – все время пытается перебить. Но не потому, что хочет привлечь к себе внимание, а затем, чтобы не забыть пришедшую на ум мысль. Одежду такого человека можно сразу и не заметить, особенно на фоне его кипучей двигательной активности. Предпочтительные цвета – серый, черный, коричневый. В клеточку и в елочку – то есть то, что носит большинство. Если он не на тренировке – не наденет спортивный костюм. Вообще-то пиджак часто предпочтительнее для такого человека – по карманам удобно рассовывать ручки, визитки, записные книжки и т.п.

Деятельные женщины, как правило, пользуются косметикой редко и весьма умеренно (наносят только легкие штрихи – иногда весьма неточные). Во всяком случае, не в их характере торчать перед зеркалом часами, накладывая тени или делая прическу (поэтому у большинства таких женщин короткие стрижки). Однако эти дамы не совсем безразличны к собственной внешности: во всяком случае, вполне в их характере на бегу посмотреться в какую-нибудь витрину.

 

 

СОМНЕВАЮЩИЙСЯ покупатель

Чаще всего – астенического телосложения (худощавый, с непропорциональными конечностями). Вообще определенная нескладность – один из главных его признаков: даже если представитель этого типа будет полноватым – все равно это будет довольно несоразмерная фигура…

Неспортивен –потому что к спорту в принципе относится с прохладцей, да и вообще считает себя неспособным ни к какому соревнованию – и к спортивному в особенности. Ему в условиях соревновательного прессинга легче уступить.

Движения такого человека нерезкие, медлительные, жесты «фиксированы», эмоции выражены не сильно – вообще сила испытываемых им чувств слабо отражается в его внешних реакциях. Речь такого человека медленная и часто сбивчивая – не потому, что он не знает сути предмета, а потому, что постоянно размышляет – как бы это лучше сказать? И чтобы выиграть время для такого размышления, засоряет свою речь всякими «словами-паразитами» вроде «э-э-э…». «понимаете ли», «так сказать» и тому подобное.

Если его грубо перебить или вообще начать психологически подавлять – спорить он не будет, и даже сделает вид, что согласен. Однако это не значит, что он на самом деле согласился! Часто собеседник бывает совершенно разочарован, когда в результате слышит от Сомневающегося отказ. А на самом деле эти люди при внешней своей интеллигентности и мягкости имеют в характере очень твердый стержень, и в конце концов под сильным давлением их можно сломать, но не согнуть.

Любимые цвета – пастельные, неяркие, мягкие: бежевый, палевый, салатовый, бледно-голубой. Основной признак одежды у людей этого типа – некая поношенность. Потому что они очень не любят менять старую привычную одежду на новую. В привычной обстановке и в привычной одежде им комфортнее всего.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ покупатель

Как ни странно, по большому счету демонстративные люди редко бывают красивыми в каноническом смысле этого слова. Черты лица, как правило, крупные, фигура тоже не всегда стройная… Но их внешняя яркость, раскованность и даже определенная самоуверенность привлекают к ним внимание больше, чем к другим, а затем постепенно практически все выбирают именно демонстративную личность потому, что его или ее уже выбрали другие. Одежду представитель такого типа выбирает либо ультрамодную, экстравагантную, либо, если на такое нет средств, надевает "живописные лохмотья", одеваясь нарочито небрежно, но так, чтобы это привлекало внимание, бросалось в глаза. Все аксессуары – ручки, платки, кольца и т.п. обязательно яркие, блестящие, заметные. Но вот системы в этих украшениях зачастую вовсе нет. Из-за этого такой человек иногда выглядит совершенно безвкусно…

Обязательно модная или сверх-экстравагантная прическа (даже если не совсем к лицу). У женщин в волосах непременно всяческие фенечки, заколочки, бантики и т.п. Вообще нередко на демонстративной женщине, как на елке, масса украшений НА и ВО всех местах ее тела. Только потому, что она убеждена: каждая, даже самая незаметная составляющая ее внешности обязательно должна быть чем-то приукрашена!

И еще в одежде демонстративных людей не хватает рациональности и целесообразности. Если вещь красивая, модная, дорогая – значит, ее надо носить, не считаясь с тем, удобно это или нет, функционально или не очень. Именно демонстративные дамы, к примеру, в дорогих меховых манто до пола ездят в метро (подметая все платформы и эскалаторы – зато как шикарно и все оглядываются!). А то и еще хуже: одна яркая представительница данного типа как-то жаловалась, что купила себе маленький автомобиль, а теперь не может на нем ездить – длинная норковая шуба в педалях путается! А на предложение ездить в куртке или полушубке ответила с жаром: «Что вы! Я без этой шубы чувствую себя как голая!» То есть речь уже идет не о функциональности, а о безопасности жизни. И красота, возможно, требует жертв, но наверное, не таких…

Нередко главное качество одежды или домашней обстановки для демонстративной личности – «фирма». Он никогда не скажет, что его мебель производства ближайшей фабрики и обошлась ему недорого – обязательно выдаст ее за дорогую импортную. Ни за что не признается, что его в общем-то симпатичная и оригинальная одежда куплена в секонд-хенде. Более того, формируя свой гардероб, представитель этого типа купит лучше один дорогой «фирменный костюм», чем три не худших, но более дешевых. И даже аргументы, что с тремя костюмами у него будет гораздо больше возможности выглядеть моднее и свежее, его не остановят. Ярлык решает все!

Что касается косметики, то она у демонстративных женщин (и большинства демонстративных мужчин) присутствует всегда. Женщина такого типа не выйдет ненакрашенной даже выносить мусорное ведро. Причем макияж чаще всего яркий, акцентированный3.

Мимика – богатая, жесты – широкие, патетические. Каждый жест – словно законченное театральное действие. Речь – зачастую набор готовых штампов; интонации или трагические, с надрывом, или откровенно клоунские (в зависимости от темы беседы). Эмоции – через край: и плач, и хохот, хотя на самом деле ему может быть вовсе не так больно и не настолько смешно. При этом он может быть очень хорошим слушателем (потому что в силу своего характера бессознательно отражает все реакции собеседника).

 

 

 

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ покупатель

В основном крепко сбитое тело, мощные ноги (такая «пирамидальная» фигура). Рост – чаще средний или чуть выше среднего, - но если речь идет о взрослых представителях.

С другой стороны, низкорослых представителей этого типа вроде бы и не так много встречается, но связано это нередко с тем, что все они, как правило, сидят в местах не столь отдаленных – потому что драчливость и вседозволенность, вызванные структурой личности, накладываются на желание «уважать себя заставить». Одежда Непосредственных – словно выражение их бессознательного протеста против общепринятых норм: как можно более удобная для них, но нередко попирающая все существующие приличия и каноны. К примеру, они запросто могут надеть классический костюм и кроссовки. И специфическая мужская мода примерно двухлетней давности - так называемый "интеллектуальный спортсмен» (пиджак и джинсы) – была выдумана словно специально для Непосредственных. Но больше всего они любят обыкновенный спортивный костюм (или одежду спортивного стиля), в крайнем случае - камуфляжную униформу: во многом потому, что бессознательно всегда готовы подраться… Любимый цвет - черный, коричневый, темно-синий.

Речь у таких людей прямолинейная, фразы «рубленые», построены в повелительном наклонении; тон жесткий, часто приказной. Эмоциональные реакции взрывные и несдержанные, может запросто обидеть человека, но этого не заметить – и продолжать говорить с ним дальше, как будто ничего не случилось. Если же вы сами его невзначай обидели, то будьте уверены – он вам оскорбления тут же вернет назад, не считаясь с окружающей обстановкой и вашим положением. Ответы на вопросы - быстрые и нередко довольно грубые.

 

ЭСТЕТСТВУЮЩИЙ покупатель

Внешне этот человек выглядит немного странно. Руки-ноги болтаются словно бы сами по себе, фигура угловатая, движения неуклюжие – потому что все в нем в принципе не согласовано. Иногда может показаться, что у него странная походка (а он всего лишь., к примеру, старается не наступать на трещинки на асфальте). В мимике, жестикуляции тоже некая разорванность – скажем, рот может улыбаться, а глаза – плакать. И наоборот. При этом никогда толком не поймешь, грустит такой человек или радуется… Иногда кажется, что его жесты и мимика существуют как бы отдельно от него самого. Более того, зачастую (особенно для демонстративных людей) его слова кажутся ложью, хотя он говорит правду, – потому что не подкреплены общепринятыми жестами4.

Общая «несогласованность» этого типа отражается и в одежде – как правило, их собственный стиль иногда может быть понятен только им, более того, может разительно отличаться от окружающих. Поэтому часто эти люди в глазах других выглядят просто нелепо. Любимые цвета - сочетания черного и белого с красной или синей нотой: именно из-за тяги к символике. Ведь у этих цветов больше всего разных символических, у них и в аксессуарах: вообще все их украшения большей частью маленькие, незаметные, не обязательно дорогие, но весьма для них значимые – каждая цепочка, кулон, бисерная фенечка или кольцо может обозначать что-то особое для них, но совершенно недоступное для понимания большинства.

Такие люди, как правило, молчаливы и вообще плохо контактны – их трудно понять окружающим. Поскольку их поступки во многом выглядят нелогичными (точнее, подчинены их собственной внутренней логике). Но если вы невзначай коснулись его увлечения да еще и продемонстрировали ему хотя бы минимальное понимание – этот человек начнет говорить, причем даже с жаром. Обидеть такого человека и трудно, и легко – потому что обижается он зачастую не на то, что «принято считать» обидным. На довольно грубое оскорбление он может и не среагировать. А на безобидную шутку среагировать весьма болезненно.

ПРИЗЕМЛЕННЫЙ покупатель

Внешне такой человек словно оправдывает свое название – коренастый, невысокого роста, крепкий. Во всем облике чувствуется прежде всего устойчивость – так же уверенно стоит он на собственных позициях и так же упрямо может отстаивать свою точку зрения.

Для него все должно укладываться в строгие рамки и иметь определенную форму, в том числе и одежда. Любимый цвет – различные оттенки серого. Гардероб таких людей практически всегда состоит из модных, качественных и добротных вещей, аккуратно подогнанных по фигуре. Одевается такой человек всегда «по правилам» - так, как «принято и положено». В разговоре обычно немногословен, эмоции выражает умеренно, ответы на вопросы не выпаливает, как Непосредственный, а отвечает словно «вразвалочку» - не торопясь, но со знанием дела (иногда переходящим в поучение). Во многом стиль его общения зависит от того, кто перед ним.

Информация о работе Типология личности