Типология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Личность в качестве общенаучного и житейского термина означает:
1) Индивид как субъект личностных отношений и сознательной деятельности;
2) Устойчивая система социально значимых черт личности, определяющих индивида как члена того или иного сообщества.
В психологии под понятием личность подразумевается некое ядро, начало, соединяющее воедино разноплановые психические процессы индивида и сообщающее его поведению нужную последовательность и стабильность. В зависимости от того, в чем конкретно усматривается данное начало, теории личности разделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, Карл Роджерс), психосоциальные {Альфред Адлер, Карен Хорни и иные неофрейдистские), психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзвнк и другие) .

Оглавление

1.Составление собственной типологии. 3
1.1 Понятие типологии 3
1.2 Описание типов 4
2. Психологический портрет исторической личности И.В.Джугашвили 11
3. Анализ телепередачи «Голые и напуганные» 17
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

zakaz_5486.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

У такого человека свой небольшой набор любимых жестов.

2. Психологический  портрет исторической личности  И.В.Джугашвили

При рассмотрении личности вождя по теории Эриксона многие важнейшие эпизоды раннего детства недоступны для анализа. О результатах прохождения ранних возрастных стадий можно судить по их проявлениям в дальнейшей жизни. Видимо, жестокое детство заложило базисное недоверие к миру, к людям. Сосо рано понял, что в жизни может надеяться только на себя. Школьный возраст (6-12 лет) был упущен для школы и ничего не может сообщить о занятиях ребенка. Во всяком случае, о приобретении каких-то практических, хозяйственных навыков нигде не сообщается. Но, можно с уверенностью сказать, что в стадии возраста игры не были сформированы такие качества, как личная инициативность, предприимчивость, т.к. в переломные, неопределенные моменты наступало состояние заторможенности, выжидания, с жаждой реванша. Сталин мог думать и действовать более эффективно в заданных рамках, лучше чужими руками. Он никогда по-настоящему не работал, ничего не мог делать профессионально, ручная умелость не проявлялась5.

        Обучение  в школе пришлось уже на  возраст подростка. Возможно, на  первых порах обучения, учитывая  определенные старания Сосо, в нем были заложены черты воли, целеустремленности, компетентности, но, скорее всего, это было не наличие настоящих качеств, а результат компенсации негативных последствий детства. У него не сформировалась истинная познавательная активность, он даже в ссылках не стремился повышать свой политический и экономический кругозор, не говоря об общекультурном и интеллектуальном уровне, всегда презирал и завидовал людям, которые превосходили его в этом. Это доказывает, что его успехи в школе были обусловлены жаждой одобрения, а не стремлением к знаниям, он пытался доказать себе и другим, что достоин лучшей участи и поверил, что сможет ее добиться, что и породило необыкновенные амбиции, несгибаемую волю для достижения своих целей. Но выдающимся учеником Джугашвили так и не стал и всю жизнь мучился завистью к товарищам по партии, которые превосходили его по интеллекту, ораторским способностям, умению общаться с массами. Хотя память у него была достаточно развита, он мог цитировать большие отрывки из произведений Маркса, Ленина, производя впечатление на малограмотных новичков, но осмыслить эти труды по-настоящему не мог. Умению строить близкие взаимоотношения он тоже не научился. У него почти не было близких друзей, таких, к которым бы он сохранил теплые чувства на всю жизнь. Он старался эмоционально не вовлекаться в общение, сторонился людей, но научился наблюдать и разбираться в людях, выявлять их сильные и слабые стороны, манипулировать ими для достижения своих целей. Кроме того, научился мастерски скрывать свои чувства и отношения, обладал актерским даром не показывать своих замыслов, умел рассчитать и исподтишка выжидать выгодный момент для удара. В подростковый период сформировались отрицательные новообразования возраста – застенчивость, негативизм, протест. Кризисное противоречие периода ранней зрелости, характеризующееся формированием чувства близости было разрешено деструктивно. Даже в ссылках и тюрьмах он не приобрел настоящих друзей. Попытка обрести хотя бы видимость близости в браке закончилась трагедией, жена рано умерла, оставив грудного ребенка, воспитанием, которого он не занимался. Жену он выбрал психологически слабую, покорную, отношения в браке, возможно, были построены на невротической основе, по садомазохистскому типу.

        В  первой половине периода взрослости, в котором формируются черты  милосердия, заботы о людях, заметно  проявляется внутренняя отверженность  от людей, Сталин больше любит  природу, чем общение с людьми. Во время подготовки восстания  он избегал личного общения  с народом, в гражданскую войну  никогда не был в окопах, в  лазаретах, только в штабах. Основной  метод взаимодействия с людьми  он видел в насилии, коварстве  – с нижестоящими, лести –  с вышестоящими. К власти Сталин пришел в 45 лет, будучи в кризисе середины жизни, поэтому его энергия по самоутверждению была удесятеренной. Через 5 лет он стал уже "непотопляемым". Период с 45 до 74 лет охватывает 2 стадии развития – вторую половину периода взрослости и период старости, в которые проявились все отрицательные стороны извращенной натуры вождя, повлекшие за собой репрессии, самоубийство жены, воцарение Берия. Оба периода были пройдены деструктивно. Период взрослости был закончен формированием чувства отверженности вместо заботы и милосердия, а период старости вместо мудрости завершился формированием чувства одиночества и тоски.

        Таким  образом, можно сделать вывод  о том, что ни один из периодов  по Эриксону, не был пройден Сталиным с положительным исходом. Можно предположить, что описываемые современниками воля, целеустремленность, на самом деле являются навязчивостью, застреванием на какой-то цели или идее. Иначе, в периоды ссылок, тюрем, революций проявлялись бы черты истинного лидера и такие качества деятельной натуры как решительность, приверженность революционной идее, стремление совершенствоваться и разрабатывать теорию нового строя. Сталина же иногда заносило в круги, далекие от большевизма. Он просто выбирал, где выгоднее с точки зрения захвата власти.

        Анализируя  характер Сталина в свете теории личности К. Хорни, можно говорить о неврозе характера,  связанном с нарушением отношений любви, так как он всегда был болезненно чувствителен к вниманию и одобрению со стороны других людей; отношений, связанных с оценкой Я, так как скрытое чувство неполноценности проявлялось в чувстве зависти к тем, кто лучше, и компенсаторной потребности в самовозвеличивании; отношений, связанных с агрессией, которые проявлялись в склонности быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, грубым, распоряжаться, обманывать, и неосознавании своего оскорбительного поведения. Главной линией избавления от коренной тревоги бессознательно было выбрано движение против людей, которое характеризуется недоверием к людям, борьбой, бунтом против них, ради собственной защиты или мести. В ход шли интриги, коварство, устранение конкурентов любыми способами вплоть до физической расправы, но руками других. На основе этого механизма сформировался агрессивный тип невротической личности, который считает, что мир – это арена, где слабых уничтожают.  

        У  Сталина были заметны черты  отчужденности, но является ли  она чертой общей для всех  неврозов или ее можно выделить  как отдельный тип невротической  личности, сказать трудно. Возможно, потребность в возвеличивании, породившая  культ личности, является проявлением  черт отстраненного типа личности, а может быть, порождена проявлением идеализированного образа или потребности в признании у агрессивного типа. Это очень похоже на идеализированный образ, т.к. он был статичным, фиксированным Он не видел у себя никаких недостатков, никаких ошибок, никто не мог изменить его замыслов.

        При  анализе по теории Э. Фромма проявляются черты механизма бегства от свободы по садомазохистскому типу – поглотить окружающих, особенно близких, подавить, заставить служить, манипулируя или угрожая, и черты деструктивного механизма – "непослушные" люди физически уничтожаются, при этом все это прикрывается благородными лозунгами. Внутреннее бессилие у Сталина всегда проявляется заторможенностью в переломные моменты и апатией во время ссылок и в тюрьмах. Его активность, обретает силу лишь, опираясь на высшую силу. Во имя идеи. При этом ему чуждо творческое преобразование мира. Садизм проявляется жаждой власти, которая коренится в слабости. Он возводит громадный административно-командный аппарат, преданный лично ему. Когда наконец-то все самые дерзкие грезы исполнились, стало возможно всему миру отомстить за все лишения и унижения своей жизни. Его манило обладание ВЛАСТЬЮ, которая его очаровывала и которую он использовал для реализации своих невротических комплексов, разрушая мир. Его мучили чувства обиды, зависти и желание всем отомстить за свою неполноценность.

        Своеобразие  сталинского мышления, возможно, было  результатом не только религиозного  обучения и отсутствия опыта  профессиональной деятельности, но  и проявлением мышления авторитарной  личности, не способной к творчеству  и действующей в рамках. Его  навязчивость и негибкость мышления  не давали ему проявить себя  в переломные моменты истории, как это свойственно настоящим  вождям, лидерам и полководцам. Так  в момент начала войны он  испытал полный паралич умственной  деятельности, пока его окружение  не взяло инициативу на себя. Он не обладал прогностическими  способностями, не мог реально  оценить время, нужное для выполнения какого-то решения и приказа. Не будучи военным, хозяйственником, он считал, что все результаты появляются не в результате труда, через определенное время, а мгновенно, как только он подписал приказ.

        Садистские  тенденции проявлялись по отношению  к родным. Он их как бы "любит", поэтому расстроен смертью покорной  первой жены, которая поддерживала  садомазохистский симбиоз и обескуражен  самоубийством второй жены, которая  не стала играть по его правилам, расстроен гибелью сына Яши, хотя  всю жизнь над ним издевался. А разве не садизм – наблюдать, как ведут себя сотрудники, жены которых томятся в лагерях?

        По  отношению к остальному миру  он проявлял черты деструктивизма – разрушал мир, чтобы он не разрушил его. Так как деструктивизм – результат непрожитой жизни, неудивительно, что он проявился у Сталина, который до 40 лет ничем не проявил себя – ни счастливого детства, ни образования, ни профессии, ни заслуг, ни признания. Видимо, ошибочно думать, что он попал под влияние Берия. У Берия детство и юность очень похожи на сталинские. Скорее всего, Сталин очень хорошо понимал этого человека, они дополняли друг друга, поддерживая невротические комплексы друг друга.  

        Исходя из результатов анализа фактов биографии, особенностей поведения и характера Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) в свете психологических теорий личности Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни можно сделать вывод о том, что Сталин был не истинным лидером, а личностью с невротической деформацией характера, что влияло самым отрицательным образом на его политические взгляды и решения и так пагубно отразилось на судьбах миллионов людей на протяжении многих десятилетий. Таким образом, в чем-то удачное стечение обстоятельств, подняло на самый верх невротическую личность, которая, оказывается, способна разрушить целый мир, и ничто, кроме смерти, не могло ее остановить.

 

3. Анализ телепередачи  «Голые и напуганные»

3 сезон 1 серия

Критерий: инстинкт самосохранения.

Герои: Линдси Лайтен, 30 лет, домохозяйка, воспитывает двоих детей, любит и занимается спортом, походы.

Люк Маклайфен, 27 лет, инструктор по выживанию, обучает студентов выживанию в диких условиях, учит разжигать огонь с помощью трения.

Инстинкт самосохранения — это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Реализации этого инстинкта служат такие чувства, как боль и страх. Боль ощущается обычно как аномальное состояние организма, которое необходимо каким-либо образом устранить. Страх заставляет живое существо искать убежища и иногда провоцирует выброс в кровь адреналина. Последний позволяет в течение небольшого времени использовать ресурсы организма более полно (увеличивается сила, с которой могут действовать мышцы, улучшается работа рецепторов и т. п.).

Согласно этому проанализируем, данный сюжет по критерию инстинкта самосохранения.

Инстинкт самосохранения является самым основным и определяющим инстинктом, я считаю его основным и самым сильным, в плане того, что он определяет для человека его главную задачу – выживание как вида. Многие придерживаюсь такого мнения, которое на самом деле, очень легко проверить, если проанализировать все остальные инстинкты, которые являются ничем иным, как составными частями инстинкта самосохранения. Любой инстинкт, будь то инстинкт голода и жажды, материнский инстинкт, инстинкт власти и сексуальный инстинкт, все они направлены на одно, помочь человеку выжить. Я не знаю кто придумал этот мир, но он самым тщательным образом продумал безопасность каждого вида на этой планете, где у каждого живого существа есть такой вот инстинкт, помогающий выжить даже не конкретному существу, а виду в целом. Так что инстинкт самосохранения, в полной форме, мы можем назвать инстинктом выживания.

Данный критерий присутствует в этой серии очень явно, является одним из ключевых моментов.

Детально разобрав все свои качества, необходимые для выживания, определив свое истинное положение в обществе, человек расставит соответствующим образом приоритеты в своей жизни, согласно котором будет стремиться к действительно нужным ему вещам, а проявление инстинкта самосохранения, или лучше назовем его инстинктом выживания, будет более осознанным, а, следовательно, и реакция на любую угрозу, будет максимально эффективной.

 

 

 

День

Мужчина

Субъективные оценки инстинкта самовыживания

Женщина

1

Ведет себя вполне уверенно. Находит оленя и срезать шкуру, для того чтобы воспользоваться как одеялом, сохранения тепла. Раздражен от попадания шипов в ногу.

Ночью испытывает страх .

8

9

Ведет себя более увереннее и позитивнее. Пытается добыть пищу. Находит пещеру для ночлега, защиты от хищников. Собирает траву в пещеру для удобства.

Ночью испытывает страх.

2

Использует свои знания для добывания огня, что бы согреется, но пока не получается.

7

9

Ведет себя сдержанно.

Собирает ветви для костра.

3

Возводит навес из стволов деревьев. Находит мертвое животное и из жилы делает веревку, для того чтобы использовать ее для разведения огня. Испытывает голод.

Постоянно раздражается.

7

7

Раздражена холодом и от частой смены погоды. Мерзнет т.к. не хватает энергии в организме. Собирает хворост для костра. Дает свои волосы для костра. Испытывает голод.

5

Пытается добыть пищу. Находит личинок в которых есть не большое количество энергии. Расстроен что нет нормальной пищи.

5

5

Испытывает усталость и недомагание из-за холода по ночам. Находит пустынный маслен.

7

Инстинкт подсказывает использовать огненный лук. Быстро устает из-за не хватки энергии-давно не ели. Добывает огонь.

8

7

Приносит хворост для костра.

8

Ослаб от голода. Делает ловушку для домана. Расстроились т.к. не нашли еду.

6

9

Забирается на дерево, где находится птичье гнездо, для восполнения белка в организме. Проверяет ловушки

15

Пытается сохранить силы, неподвижно лежа на земле. Опасается присутствия повианов по близости, ищет пути обхода. Находит гнездо с птицами.

8

9

Плохо себя чувствует из-за голода. Испытывает сильнейший стресс. Толкает гнездо. Убивает птицу ради пропитания и выживания.

16

Льет дождь.Переживает что потеряли сандалии и огонь. Спрятались в пещере от дождя.

6

7

Делает сандалии для дальнейшего передвижения по калючкам-защищают от шипов.

21

Бессилен. Испытывает боль от шипов.

5

5

Отправилась на поиски садалий, т.к. знает что без них они не смогут пересечь пустуню. Поддерживает Люка на продолжении всего пути.

Информация о работе Типология личности