ФГБАОУ ВПО Уральский федеральный
университет
имени первого Президента
России Б.Н. Ельцина
ФИЗИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра инновационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инженерная
психология»
на тему
«Характер и типология личности»
Выполнила студентка
специальности Управление
инновационной деятельностью
2 курса группы ФТ-220701
_______________ Золотухина
А.В.
подпись ФИО
Руководитель работы
к.п.н., доцент ______________ Кузина Л.Л.
подпись ФИО
Екатеринбург 2014 г.
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретическая часть
- Основные понятия о характере
- Характер: индивидуальность или типичность?
- Черты характера
- Связь характера с другими сторонами
личности
- Типологии характеров
- Общие понятия
- Типология характеров К. Юнга
- Акцентуации характеров
- Классификации акцентуаций характеров
К. Леонгарда
- Классификация характеров А. Е. Личко
- Типология характеров Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
- Типология характеров Э. Фромма
- Типологическая модель социальных характеров
Б. С. Братуся
Раздел 2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В процессе развития инженерной психологии
произошел переход от изучения отдельных
элементов деятельности к изучению трудовой
деятельности в целом, от рассмотрения
оператора как простого звена системы
управления к рассмотрению его как сложной
высокоорганизованной системы, от машиноцентрического
подхода — к антропоцентрическому. Оператор
стал центральным объектом инженерной
психологии, т.е. теперь стали
рассматриваться психологические закономерности,
психические процессы и свойства личности
в трудовой деятельности. Основным критерием
успешности и эффективности работы оператора
является типология его характера и особенности
личности. Для того чтобы человек был максимально
эффективен в трудовом процессе, он изучается
с точки зрения его профессиональной пригодности.
Она формируется в ходе длительного профессионального
труда, протекающего в определенных социально-экономических
условиях. Со временем формируются не
только отдельные функциональные системы
и психические процессы человека (профессиональное
восприятие, память, мышление и пр.), но
и его личность. Складывается социально-профессиональный
тип личности с определенными ценностными
ориентациями, характером, особенностями
общения и т. п. Эти особенности личности
могут быть препятствием выполнения должностных
обязанностей оператора. Например, сосредоточенность
и дисциплинированность существенно повысят
эффективность труда, и флегматик лучше
справится с работой оператора, чем энергичный,
взрывной холерик.
Итак, изучение характера и типологии
личности вызывает интерес и актуально
для исследования потому, что:
- характер и особенности личности определяют
профессиональную ориентацию и профессиональную
пригодность человека;
- особенности характера влияют на эффективность,
качество, точность, скорость, надежность
действий работника;
- изучение типологии личности важно для
анализа психологической структуры деятельности сотрудника.
Целью курсовой работы является изучить,
как особенности характера человека влияют
на его эффективность в трудовом процессе.
Поставленная цель раскрывается через
следующие задачи:
- изучить понятие характер, основные черты
характера;
- изучить основные типологии личности;
- исследовать, как характер взаимосвязан
с профессиональной деятельностью человека;
- исследовать, как особенности характера
влияют на трудовую эффективность.
Раздел 1. Теоретическая часть
- Основные понятия о характере
Характер — это структура стойких, сравнительно
постоянных психических свойств, определяющих
особенности отношений и поведения личности.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают
под этим именно такую совокупность свойств
и качеств личности, которые накладывают
определенную печать на все её проявления
и деяния. Черты характера составляют
те существенные свойства человека, которые
определяют тот или иной образ поведения,
образ жизни.
- Характер: индивидуальность
или типичность?
Ясно, что характер не наследуется и не
является прирожденным свойством личности,
а также не является постоянным и неизменным
свойством. Отличительной особенностью
характера является то, что он формируется
и развивается под влиянием окружающей
среды, жизненного опыта человека, его
воспитания, то есть носит социальную
окраску. Влияния эти носят, во-первых,
общественно-исторический характер (каждый
человек живет в условиях определенного
исторического строя, определенной социальной
среды и складывается как личность под
их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный
характер (условия жизни и деятельности
каждого человека, его жизненный путь
своеобразны и неповторимы). Поэтому характер
каждого человека определяется как его
общественным бытием, так и его индивидуальным
бытием. Следствием этого является бесконечное
разнообразие индивидуальных характеров.
Однако в жизни и деятельности людей, живущих
и развивающихся в одинаковых условиях,
имеется много общего, поэтому и в характере
их будут некоторые общие стороны и черты,
отражающие общие, типические стороны
их жизни.
Характер каждого человека представляет
собой единство индивидуального и типического.
Каждая общественно-историческая эпоха
характеризуется определенным общим укладом
жизни и общественно-экономическими отношениями,
которые влияют на мировоззрение людей,
формируя черты характера.
- Черты характера
Характер - это неразрывное целое. Общие
черты характера проявляются в отношениях
личности к окружающему миру и к себе.
Поэтому в системе отношений личности
выделяют несколько групп черт характера:
Отношение человека к другим людям, (общительность,
чуткость и отзывчивость, уважение к другим
людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость,
презрение к людям).
Черты, показывающие отношение человека
к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность
к творчеству, добросовестность в работе,
ответственное отношение к делу, инициативность,
настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе,
недобросовестность в работе, безответственное
отношение к делу, пассивность). Отношение человека к труду оказывает
решающее влияние на формирование его
других личностных качеств. Д. И. Писарев
писал: "Характер закаляется трудом,
и кто никогда не добывал себе собственным
трудом насущного пропитания, тот в большей
части остается навсегда слабым, вялым
и бесхарактерным человеком".
Черты, показывающие, как человек относится
к самому себе (чувство собственного достоинства,
правильно понимаемая гордость и связанная
с ней самокритичность, скромность, и противоположные
ей черты: самомнение, иногда переходящее
в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость,
застенчивость, эгоцентризм, эгоизм). Отношение к самому себе проявляется
в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования
личности
Черты, характеризующие отношение человека
к вещам: (аккуратность или неряшливость,
бережное или небрежное обращение с вещами).
Волевые черты характера. Воля является
способностью человека преодолевать препятствия,
добиваться поставленной цели. Конкретно
она выступает в таких чертах характера,
как целеустремленность, решительность,
настойчивость, мужество. Данные черты
характера могут способствовать достижению
как общественно полезных, так и антиобщественных
целей. Для этого важно определить, каков
мотив волевого поведения человека. По
волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
- Связь характера с другими
сторонами личности
Темперамент также не предопределяет
черт характера, но между темпераментом
и свойствами характера существует тесная
взаимосвязь.
От темперамента зависят динамические
особенности проявления характера. Например,
общительность у сангвиника и флегматика
будет проявляться по-разному.
Темперамент влияет на развитие отдельных
черт характера. Одни свойства темперамента
способствуют формированию определенных
черт характера, другие противодействуют.
В зависимости от типа темперамента ребенка
необходимо использовать индивидуальные
приемы воздействия на него, чтобы воспитать
нужные свойства характера.
Существует и обратная зависимость проявлений
темперамента от его характера. Благодаря
определенным чертам характера человек
может сдерживать нежелательные при данных
обстоятельствах проявления темперамента.
Связь характера и способностей выражается
и в том, что формирование таких черт характера,
как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит
в той же деятельности человека, в которой
формируются и его способности. Например,
в процессе труда как одного из основных
видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой
- трудолюбие как черта характера.
- Типологии индивидуальных
характеров
- Общие понятия
Типология характеров, как правило, строится
на существовании определенных типических
черт. Типическими называются черты и
проявления характера, которые являются
общими и показательными для некоторой
группы людей. Соответственно под типом
характера следует понимать выражение
в индивидуальном характере черт, общих
для некоторой группы людей. Сочетания
личностных черт, которые входят в характер
человека, не являются случайными. Поэтому
большая часть людей в соответствии со
своими основными чертами характера может
быть разделена на типовые группы.
Следует отметить, что все существующие
концепции типов характера обладают одним
весьма существенным недостатком. Дело
в том, что каждый человек индивидуален
и не всегда может быть отнесен к определенному
типу. Очень часто у одного и того же человека
оказываются достаточно развитыми самые
разные черты характера. Поэтому возникает
вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного
ответа: что делать с теми людьми, которые
не вписываются в классификацию и не могут
быть отнесены однозначно ни к одному
из предложенных типов? Такая промежуточная
группа людей составляет довольно значительную
часть — до половины всех людей.
- Типология характеров К. Юнга
К. Юнг предложил классифицировать характеры
в зависимости от принадлежности к экстравертированному
и интравертированному типу.
- Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.
- Инровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.
Социо́ника — концепция типов личности и взаимоотношений
между ними, основанная на типологии Юнга
и теории информационного метаболизма
А. Кемпинского, согласно которой «информационный
метаболизм» подобен обмену веществ в
организм. Модифицируя и развивая юнговскую
типологию, соционика утверждает существование
определённых вариантов информационного
обмена между субъектами, в зависимости
от свойственного им «социотипа», называемого
также ТИМ («тип информационного метаболизма»).
На базе типологии Юнга возникла типология Майерс-Бриггс. Она
предназначена для определения одного
из 16 типов личности. Включает в себя 8
шкал, объединенных попарно. Назначение
типологии и тестов — помочь человеку
в определении его индивидуальных предпочтений, —
какие полюса шкал ему более соответствуют.
Шкала E—I — ориентация сознания:
Е (Еxtraversion, экстраверсия) —
ориентация сознания наружу, на объекты, I (Introversion, интроверсия) —
ориентация сознания внутрь, на субъекта;
Шкала S—N — способ ориентировки в ситуации:
S (Sensing, здравый смысл) — ориентировка
на конкретную информацию, N (iNtuition, интуиция) — ориентировка
на обобщённую информацию;
Шкала T—F — основа принятия решений:
T (Thinking, мышление) — рациональное
взвешивание альтернатив;
F (Feeling, чувство) — принятие
решений на эмоциональной основе;
Шкала J—P — способ подготовки решений:
J (Judging, суждение) — предпочтение
планировать и заранее упорядочивать
информацию, P (Perception, восприятие) — предпочтение
действовать без детальной предварительной
подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.
Сочетание шкал дает обозначение одного
из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.