Типология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:36, реферат

Краткое описание

Понятие личности – одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 17.84 Кб (Скачать)

Понятие личности – одно из главных в социологии, т.к. в  рамках микроуровня человеческого  познания, человек является главным  субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия – человек, индивид, личность. Понятие «человек» выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что человек  есть часть живой природы и  некоторые природные моменты  свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят, чего же больше в  человеке – животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не проста, но, очевидно, что на формирования человека влияют как биологические, так и  социальные факторы.

Понятие «человек» употребляется  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).

Индивид – это единичный  представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов  и т.д. Индивид – наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контексте «один из…» Социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируются ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность – совокупность, сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуща индивидуальность. Индивидуальность подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия  рассматривает личность с точки  зрения ее положения в мире как  субъекта деятельности, познания и  творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности  психологических процессов, свойств  и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и  т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Г.В.Ф. Гегель и Н. Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Ч.Х. Кули, Р. Дарендорф, Р. Мертон и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

 

Личность, как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это  в свою очередь предполагает наличие  у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой принцип  поведения, основанный на мировоззренческих  установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности к  действиям.

  Существует несколько подходов к проблеме выделения типов личности. Наиболее распространен следующий подход. Каждое время создает в обществе определенные типы, их можно обозначить как нормативные (модальные) – это некий абстрактный образ, вобравший в себя самое типическое, характерное для данной эпохи. Это социально-исторический тип личности (интеллигент, революционер, белогвардеец, новый русский). Свою лепту в типологию социологии личности внес немецкий социолог Р. Даренфорд, отталкиваясь от понятия Аристотеля – «гомополитикус» – человек политический. Дарендорф назвал еще 4 типа:

1.  Гомофабер – человек работающий, т.е. человек несущий отпечаток социальной принадлежности (политик, интеллигент).

2.  Гомоконсумер – человек-потребитель продукции массовой культуры, среднемассовый тип своего времени в культурном и нравственном аспекте.

3.  Гомоуниверсалис – человек, меняющий занятия. Если крестьянин 19 в. это человек одного вида деятельности, современный массовый человек на протяжении даже одного дня меняет множество занятий – на работе он профессионал, в транспорте он пассажир, в магазине – покупатель, вечером – участник какого-нибудь действия (например, зритель в театре).

4.  Гомосоветикус – советский человек, человек, зависящий от государства, закрытый, либо подчеркнуто патриотичный, коллективист. Другой синоним – одномерный человек: на работе он винтик, вне работы эти люди как копии похожи друг на друга.                                                

Также в  социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации.

Традиционалисты ориентированы  в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение  к традиционным нормам, независимость  и пренебрежение авторитетами, установки  на саморазвитие во что бы то ни стало.

Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной  и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь  на получение удовольствий «здесь и  сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний.

 

 

 

 


Информация о работе Типология личности