Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:43, контрольная работа
Причинные типологии индивидуальных различий опираются на представления о единстве мира, но их основным содержанием и смыслом является единство личности и относительная независимость человека, позволяющая объяснить и регулировать его поведение, исходя из него самого. Эти типологии объединяют едиными принципами своего построения реактивность и активность, аффект и интеллект, отношения и мотивацию.
. Типология и диагностика свойств личности по параметру направленности, которая включала следующие методики:
1.1. Конструктивность мотивации (КМ);
1.2. Методика когнитивной ориентации (локус контроля по Д.Б.Роттеру);
1.3. Самооценка направленности контакта (по К.Томасу);
1.4. Направленности личности (по В.Смейкалу и М.Кучеру)
1.5. Потребность в достижении (по Ю.М.Орлову)
1.6. Потребность в общении (по Ю.М.Орлову)
2. Диагностика интересов, склонностей и способностей личности по параметру возможностей человека
2.1. Диагностика интеллектуальных способностей
2.1.1.Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра
2.1.2. Методика «Творческие способности»
2.2. Диагностика интересов и профессиональных склонностей.
2.2.1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО-М Е.А.Климова)
2.2.2. Карта интересов Е.А.Голомштока
2.2.3. Структура интересов В.Хеннинга
ВВЕДЕНИЕ
Причинные типологии индивидуальных различий опираются на представления о единстве мира, но их основным содержанием и смыслом является единство личности и относительная независимость человека, позволяющая объяснить и регулировать его поведение, исходя из него самого. Эти типологии объединяют едиными принципами своего построения реактивность и активность, аффект и интеллект, отношения и мотивацию. Способы функционирования этих личностных образований выступают как смыслообразующие мотивы и, одновременно, как характеро- и темпераменто-образующие формы включенности личности в деятельность. При таком объединении мотивации, темперамента и характера разрешается как проблема оснований причинных типологий, так и «узловой вопрос исследования характера», поставленный С.Л.Рубинштейном, «в плане перехода от ситуативных мотивов в устойчивые личностные побуждения («Принципы и пути развития психологии»)
Диагностика темперамента связана с характером личности, а также зависит от системного анализа мотивации человека. Соответственно, основания причинных типологий темперамента и характера оказываются находящимися в едином «рубинштейновском узле» с основаниями типологии мотивации. Реактивность и активность, проявляющиеся в формирующемся темпераменте и характере, постепенно расширяют личностный смысл индивидуально-своеобразных способов и стиля деятельности, формируется более адекватная самооценка, а речевая саморегуляция поведения начинает доминировать над сенсорной.
Способы деятельности выступают не только основообразующими факторами темперамента и характера, но и основами мотивации. При этим динамическая сторона мотивации обращена к темпераменту, а содержательная – к характеру. Это означает, что в мотивации осуществляется синтез реактивности и активности человека, представленный индивидуально-своеобразными особенностями саморегуляции поведения.
В обобщенной форме эти особенности саморегуляции выступают как сложившиеся в сфере общения программы, стратегии поведения, имеющие нравственное значение и связанные с образами «Я». Поэтому диагностика и типология мотивации могут опираться не только на опосредованное ее познание через синтетическое проявление свойств реактивности и активности, но и на непосредственное выявление стратегий поведения. Имеющая собственный внутренний критерий содержательного построения, причинная типология мотивация объединяет подобные же типологии темперамента и характера, совместно применяемые к интегральной характеристике индивидуальности. Становится возможным оперативное установление не только актуальных, но и потенциальных возможностей человека применительно к основным видам деятельности, типам профессий и специализаций.
В теоретическом плане определение стратегий мотивации осуществлено в соотнесении их с характеристиками, предложенными В.А.Якуниным. Всего им выделяется 4 стратегии, объединенные дихотомически:
1. Интернальная стратегия – внутренне определенного поведения;
2. экстернальная – внешне определенного поведения;
3. Субъектная – в тенденции к самоизменению поведения;
4. Объектная – в тенденции к объективации поведения.
Для составления типологического профиля личности по параметрам «направленность» и «возможности» нами было проведено психологическое исследование личности по ряду психодиагностических методик, которые были сгруппированы в следующие блоки:
1. Типология и диагностика свойств личности по параметру направленности, которая включала следующие методики:
1.1. Конструктивность мотивации (КМ);
1.2. Методика когнитивной ориентации (локус контроля по Д.Б.Роттеру);
1.3. Самооценка направленности контакта (по К.Томасу);
1.4. Направленности личности (по В.Смейкалу и М.Кучеру)
1.5. Потребность в достижении (по Ю.М.Орлову)
1.6. Потребность в общении (по Ю.М.Орлову)
2. Диагностика интересов, склонностей и способностей личности по параметру возможностей человека
2.1. Диагностика интеллектуальных способностей
2.1.1.Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра
2.1.2. Методика «Творческие способности»
2.2. Диагностика интересов и профессиональных склонностей.
2.2.1. Дифференциально-диагностически
2.2.2. Карта интересов Е.А.Голомштока
2.2.3. Структура интересов В.Хеннинга
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПО ПАРАМЕТРУ НАПРАВЛЕННОСТИ
МЕТОДИКА «КОНСТРУКТИВНОСТЬ МОТИВАЦИИ»
Впервые создана Р.Бернсом («Развитие Я-концепции и воспитание») и адаптирована В.П.Трусовым («Социально-психологические исследования когнитивных процессов»).
Инструкция:
Испытуемому предлагается представить то, что он – экзаменатор, оценивающий предлагаемый ниже суждения так, что неудовлетворяющие из них лично него оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с его личным мнением, или близкие к нему – четверкой или пятеркой. Оценка 3 не используется вовсе (см. прил. №1).
Обработка результатов:
Необходимо сложить количество баллов по четырем группам вопросов («медведь», «тигр», «пантера», «лев»).
«Медведь»: 22 балла;
«Тигр»: 25 баллов;
«Пантера»: 23 балла;
«Лев»: 26 баллов.
Для перевода «сырых» баллов в значения по шкале 20 – 80 мы используем специальный коэффициент и получаем следующие значения:
«Медведь»: 67баллов;
«Тигр»: 74 балла;
«Пантера»: 69 баллов;
«Лев»: 76 баллов.
Интерпретация:
Основным способом взаимодействия для испытуемого является тип «Лев» (лидирует с небольшим преимуществом по сравнению с типом «Тигр»). Тип взаимодействия – «Да – Да»., т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. На основе интернальности и экстравертности испытуемый устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).
МЕТОДИКА КОГНИТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (ЛОКУС КОНТРОЛЯ ПО Д.Б.РОТТЕРУ)
Инструкция:
Испытуемому необходимо прочитать каждое высказывание и решить, с каким их них он согласен в большей степени (см. прил. №2).
Обработка результатов:
Осуществляется по ключу в соответствии с двумя основными измерениями локуса контроля личности:
Экстернальность: 6 баллов;
Интернальность: 16 баллов.
Для перевода «сырых» баллов в значения по шкале 20 – 80 мы используем специальный коэффициент и получаем следующие значения:
Экстернальность: 36 баллов;
Интернальность: 64 балла.
Интерпретация:
О направленности локуса контроля можно судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим. У испытуемого явно преобладает интернальный (внутренний) локус контроля, который распространяется не только на характеристики личности, но и на особенности деятельности.
САМООЦЕНКА НАПРАВЛЕННОСТИ КОНТАКТА (ПО К.ТОМАСУ)
Инструкция:
Из двух вариантов формулировок каждого вопроса необходимо выбрать предпочтительный. Нужно также выразить предпочтение соответствующими баллами (см. прил. №3).
Обработка результатов:
По ключу подсчитывается количество баллов по каждому из направлений:
Соперничество: 28 баллов;
Сотрудничество: 30 баллов;
Избегание: 27 баллов;
Приспособление: 23 балла;
Компромисс: 26 баллов.
Для перевода «сырых» баллов в значения по шкале 20 – 80 мы используем специальный коэффициент (1,66) и получаем следующие значения:
Соперничество: 46 баллов;
Сотрудничество: 50 баллов;
Избегание: 44 балла;
Приспособление: 38 баллов;
Компромисс: 43 балла.
Интерпретация:
Для испытуемого характерен тип «сотрудничество» в разрешении конфликтов.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (ПО В.СМЕЙКАЛУ И М.КУЧЕРУ)
Инструкция:
На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа (а, б, с). Из ответов необходимо выбрать тот, который лучше всего выражает точку зрения (см. прил. №4).
Обработка результатов:
Если указанная в «ключе» буква занесена в рубрику «больше всего» -- 2 балла, если «меньше всего» -- 0 баллов.
Направленность на себя: 10 баллов;
Направленность на взаимоотношения: 22 балла;
Направленность на задание: 28 баллов.
Интерпретация:
Для перевода «сырых» баллов в значения по шкале 20 – 80 мы используем специальный коэффициент (2/3) и получаем следующие значения:
Направленность на себя: 27 баллов;
Направленность на взаимоотношения: 35 баллов;
Направленность на задание: 39 баллов.
Интерпретация:
Для испытуемого характерна направленность на задание, что отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Такой человек охотно сотрудничает с коллективом, что повышает продуктивность группы.
В сравнении с другими личностными опросниками мы видим совпадение по основным характеристикам: испытуемый направлен на разрешение заданий, самостоятелен, решителен. Проявляет волю, упорство. В некоторой степени агрессивен, имеет высокий интеллект.
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ (ПО Ю.М.ОРЛОВУ)
Инструкция:
Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие вопросы (см. прил. №5).
Обработка результатов:
За каждый ответ ставится 1 балл и подсчитывается сумма.
ПД=15 баллов.
Для перевода «сырых» баллов в значения по шкале 20 – 80 мы используем специальный коэффициент и получаем следующее значение: 59 баллов.
Интерпретация:
Данные опросник интерпретируется скорее не буквально, а в смысле выражения отношения личности к деятельности, мотивации достижения. Высокий уровень свидетельствует о высокой мотивации достижений испытуемого.
ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ (ПО Ю.М.ОРЛОВУ)
Инструкция:
Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие вопросы (см. прил. №6).
Обработка результатов:
За каждый ответ ставится 1 балл и подсчитывается сумма.
ПД=22 балла.
Для перевода «сырых» баллов в значения по шкале 20 – 80 мы используем специальный коэффициент и получаем следующее значение: 60 баллов.
Интерпретация:
Данные опросник интерпретируется в смысле выражения отношения личности к миру и к самому себе, как общественному существу.
Для построения типологического профиля личности по параметру направленности мы переводим первичные баллы в «стены».
КМ – «Л» -- 10; «М» -- 8; «Т» -- 9; «П» -- 8.
РТ – «Э» -- 1; «И» -- 9.
КТ – «Соп.» -- 4; «Сотр.» -- 5; «Изб.» -- 4; «Приспос.» -- 3; «Компром.» -- 3.
ПД (м) – 7;
ПО (м) – 3;
НС (м) – 1;
НЗ (м) – 2;
ВД (м) – 2.
Ведущим способом взаимодействия для испытуемого является тип «Лев» (лидирует с небольшим преимуществом по сравнению с типом «Тигр»). Тип взаимодействия – «Да – Да», т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. У испытуемого преобладает интернальный локус контроля, что свидетельствует о самоконтроле, готовности к целенаправленной деятельности и активности для достижения успеха. Испытуемый характеризуется повышенной когнитивной активностью, высоким уровнем потребностей в достижении и в общении.
ПРОФИЛЬ МОТИВАЦИИ АКТИВНОСТИ ПО ПАРАМЕТРУ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(шкала 20 – 80)
Название характеристики мотивации | ПРОФИЛЬ МОТИВАЦИИ АКТИВНОСТИ | ||||||
| 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Тип хар-ра | 20-34 (Х) | 35-49 (П-Х) | 50-64 (П-М) | 65-80 (М) | |||
Э-С стратегия («М») |
|
|
|
| 67 |
|
|
«Приспособление» |
| 38 |
|
|
|
|
|
Направ-ть на себя | 27 |
|
|
|
|
|
|
Э-О стратегия («Т») |
|
|
|
|
| 74 |
|
«Соперничество» |
|
| 46 |
|
|
|
|
Экстернальность |
| 36 |
|
|
|
|
|
Направл-ть на вз-вие |
| 35 |
|
|
|
|
|
Интернальность |
|
|
|
| 64 |
|
|
ПО |
|
|
|
| 60 |
|
|
ПД |
|
|
| 59 |
|
|
|
Напр-ть на задачу |
| 39 |
|
|
|
|
|
И-С стратегия «П» |
|
|
|
| 69 |
|
|
«Избегание» |
|
| 44 |
|
|
|
|
И-О стратегия (Л») |
|
|
|
|
| 76 |
|
«Сотрудничество» |
|
|
| 50 |
|
|
|
«Компромисс» |
|
| 43 |
|
|
|
|