Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:41, реферат
В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.
Введение.
Термины:
- Личность
- Психология личности
- Филогене́з
- Онтогене́з
Развитие личности
Библиографический список
Становление личности человека.
Аспекты:
- Филогенетический;
- Онтогенетический.
Оглавление
Термины:
- Личность
- Психология личности
- Филогене́з
- Онтогене́з
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.
Термины:
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.
Филогене́з — (в психологии) понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения живых существ; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются: выделение главных этапов эволюции психики живых существ (в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и т. д.; одной из наиболее известных остается схема К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект); выявление условий перехода от этапа к этапу, общих факторов эволюции; выделение главных этапов эволюции форм сознания (в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и т. д.); установление соотношения основных этапов филогенеза (в частности, человеческой психики) и онтогенеза.
«Филогене́з, или Филогения (φῦλον, phylon — племя, раса и γενετικός, genetikos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие (формирование) организмов или группы организмов».
Онтогене́з — (применительно к психологии) индивидуальное развитие человека от рождения и до смерти.
«онтогене́з и онтогенезис, онтогенеза, ·муж. (от ·греч. on (род. ontos) - сущий и genesis - происхождение) (биол.). Процесс развития особи от клетки до взрослого состояния».
Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.
В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.
То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком, по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
С каждым типом теорий связано свое
особенное представление о
В последние десятилетия
Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду
(в возрасте около 2—3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины
(примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в
(возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в
противоположность
серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной
психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность
«погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой
(старше 60 лет).
Становление личности в концепции Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (таблица 1).
Стадия развития личности |
Нормальная линия развития |
Аномальная линия развития |
1.
Раннее младенчество (от рождения до 1 года) |
Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка. Удовлетворение со стороны родителей или заменяющих их людей основных биологических и социальных потребностей ребенка данного возраста, в том числе потребности в общении |
Недоверие к людям как результат плохого обращения с ребенком со стороны матери или заменяющего се лица. Игнорирование ребенка, пренебрежение им, лишение его любви. Слишком раннее или слишком резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изолированность. |
2.
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) |
Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок воспринимает себя как отдельно существующего, но еще зависимого от взрослых людей человека. |
Сомнения в себе и чрезмерно сильно выраженное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения. У него обнаруживаются недостатки в развитии элементарных двигательных умений и навыков, включая хождение и ручные движения. Слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свои недостатки. |
3. Раннее детство (около 3—5 лет) |
Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира. Подражание взрослым и включение в полоролевое поведение. |
Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость в поведении. Отсутствие признаков полоролсвого повеления. |
4.
Среднее детство (от 5 до 11 лет) |
Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов. Развитые познавательные и коммуникативные умения и навыки. Постановка перед собой реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное освоение инструментальных и предметных действий. |
Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые умения и навыки. Избежание сложных заданий и ситуаций соревнования с другими детьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей». |
5.
Половое созревание, полростничество и юность (от 11 до 20 лет) |
Жизненное самоопределение. Развитие будущей временной перспективы (планов на будущее). Самоопределение в вопросах «Каким быть?» и «Кем быть?». Экспериментирование в разных социальных ролях и активный поиск себя. Заинтересованное и интенсивное учение. Четкая полоролевая дифференциация. Становление мировоззрения. Взятие на себя роли лидера в группах сверстников и подчинение им при необходимости. |
Путаница ролей. Смещение и смешения временных перспектив: появление мыслей не только о будущем, но и прошлом, фиксация на настоящем. Концентрация душевных сил на самопознании. Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с окружающим миром и с другими людьми. Полоролевая фиксация (отсутствие полоролевой дифференциации). Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидерства. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
6.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) |
Психологическая близость к людям. Стремление к расширению разнообразных контактов с разными людьми. Желание и готовность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и интересная работа. Удовлетворенность личной жизнью. |
Изоляция от людей. Избежание близких, особенно интимных, отношений с людьми. Неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Трудности в характере. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств психогенного характера, возникающих под влиянием якобы существующих, действующих, угрожающих сил в мире. |
7. Средняя взрослость (от 40 – 45 до 60 лет) |
Творчество. Продуктивная работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями. Чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание подрастающего поколения. |
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивная работа. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя самого и исключительная забота о себе в ущерб заботе о других людях, в том числе о близких. |
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) |
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожигой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Понимание, что смерть не страшна, и способность примириться с неизбежным. |
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что время летит слишком быстро. Желание прожить жизнь заново, успеть получить от нее то, что не было получено. Осознание бессмысленности своего существования. Потеря веры в себя и в других людей. Ощущения хаоса, отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго и неразумного начала. Боязнь приближающегося конца жизни. |
Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.
Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э. Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.
Третья и четвертая стадии развития, по Э. Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э. Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).
Следующие стадии личностного развития
в теориях отечественных
Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Э риксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.
Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.