Становление личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:41, реферат

Краткое описание

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

Оглавление

Введение.
Термины:
- Личность
- Психология личности
- Филогене́з
- Онтогене́з
Развитие личности
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат Становление личности человека.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

 

Становление личности человека.

Аспекты:

- Филогенетический;

- Онтогенетический.

Оглавление

  1. Введение.

Термины:

- Личность

- Психология личности

- Филогене́з

- Онтогене́з

  1. Развитие личности
  2. Библиографический список

 

 

  1. Введение.

Личность является  базовой категорией и предметом изучения психологии личности.

Термины:

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

 

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

 

Филогене́з — (в психологии) понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения живых существ; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются: выделение главных этапов эволюции психики живых существ (в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и т. д.; одной из наиболее известных остается схема К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект); выявление условий перехода от этапа к этапу, общих факторов эволюции; выделение главных этапов эволюции форм сознания (в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и т. д.); установление соотношения основных этапов филогенеза (в частности, человеческой психики) и онтогенеза.

«Филогене́з, или Филогения (φῦλον, phylon — племя, раса и γενετικός, genetikos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие (формирование) организмов или группы организмов».

 

Онтогене́з — (применительно к психологии) индивидуальное развитие человека от рождения и до смерти.

«онтогене́з и онтогенезис, онтогенеза, ·муж. (от ·греч. on (род. ontos) - сущий и genesis - происхождение) (биол.). Процесс развития особи от клетки до взрослого состояния».

 

 

  1. Развитие личности.

Личностью человек не рождается, личностью  он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком, по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется.

С мыслью о том, что личностью  человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким  законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию  биологической природы человека к жизни в обществе, выработку  у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

В последние десятилетия усиливается  тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций  разных теорий и подходов, и здесь  намечается также интегративная  концепция развития, принимающая  во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1.  Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2.  Автономия в противоположность  сомнениям и стыду 

(в возрасте около 2—3 лет).

3.  Появление инициативности  в противовес чувству вины 

(примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность  комплексу неполноценности

(возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в  противоположность индивидуальной

серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6.  Интимность и общительность  в противовес личностной

психологической изолированности (около 20 лет).

7.  Забота о воспитании нового поколения в противоположность

«погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью  в противоположность отчаянию

(старше 60 лет).

Становление личности в концепции  Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как  личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

Стадия развития личности

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1.

 

Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка. Удовлетворение со стороны родителей или заменяющих их людей основных биологических и социальных потребностей ребенка данного возраста, в том числе потребности в общении

Недоверие к людям как результат плохого обращения с ребенком со стороны матери или заменяющего се лица. Игнорирование ребенка, пренебрежение им, лишение его любви. Слишком раннее или слишком резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изолированность.

2.

 

Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок воспринимает себя как отдельно существующего, но еще зависимого от взрослых людей человека.

Сомнения в себе и чрезмерно сильно выраженное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения. У него обнаруживаются недостатки в развитии элементарных двигательных умений и навыков, включая хождение и ручные движения. Слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свои недостатки.

3.

Раннее детство

(около 3—5 лет)

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира. Подражание взрослым и включение в полоролевое поведение.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость в поведении. Отсутствие признаков полоролсвого повеления.

4.

 

Среднее детство

(от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов. Развитые познавательные и коммуникативные умения и навыки. Постановка перед собой реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное освоение инструментальных и предметных действий.

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые умения и навыки. Избежание сложных заданий и ситуаций соревнования с другими детьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей».

5.

 

Половое созревание, полростничество и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие будущей временной перспективы (планов на будущее). Самоопределение в вопросах «Каким быть?» и «Кем быть?». Экспериментирование в разных социальных ролях и активный поиск себя. Заинтересованное и интенсивное учение. Четкая полоролевая дифференциация. Становление мировоззрения. Взятие на себя роли лидера в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей. Смещение и смешения временных перспектив: появление мыслей не только о будущем, но и прошлом, фиксация на настоящем. Концентрация душевных сил на самопознании. Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с окружающим миром и с другими людьми. Полоролевая фиксация (отсутствие полоролевой дифференциации). Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидерства. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.

6.

 

Ранняя

взрослость

(от 20 до 45 лет)

Психологическая близость к людям. Стремление к расширению разнообразных контактов с разными людьми. Желание и готовность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и интересная работа. Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция от людей. Избежание близких, особенно интимных, отношений с людьми. Неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Трудности в характере. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств психогенного характера, возникающих под влиянием якобы существующих, действующих, угрожающих сил в мире.

7.

Средняя взрослость

(от 40 – 45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями. Чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание подрастающего поколения.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивная работа. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя самого и исключительная забота о себе в ущерб заботе о других людях, в том числе о близких.

8.

Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожигой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Понимание, что смерть не страшна, и способность примириться с неизбежным.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что время летит слишком быстро. Желание прожить жизнь заново, успеть получить от нее то, что не было получено. Осознание бессмысленности своего существования. Потеря веры в себя и в других людей. Ощущения хаоса, отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго и неразумного начала. Боязнь приближающегося конца жизни.


 

 

 

 

 

Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок  уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э. Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э. Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э. Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться  с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Э риксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает  лишь на отдельные моменты, объясняющие  его ход, и только на некоторые  личностные новообразования, характерные  для соответствующего возраста. Без  должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Информация о работе Становление личности человека