Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

 

 

Продолжение Таблицы 4.

 

 

Баяхчан Н. Г.

Бережная М. А.

Полуэхтова И. А.

Славин М. В.

Соколова Т. С.

Томилов В. В.

Ходаринова Е. С.

Наука 2.0

познавательный научный

естественно-научный инфотейнмент

образовательный полифункциональный

познавательный, научный канал

образовательный канал о науке

канал об инновациях

 

 

познавательный канал о науке и технологиях

НТВ

информационно-развлекательный

общественно-политический "скандальный инфотейнмент"

общественно-политический инфотейнмент

скандальный информационно-развлекательный

информационно-развлекательный многопрофильный

скандально-интриго-расследовательский

 

скандальный информационно-развлекательный

Охота и рыбалка

познавательно-развлекательный

познавательно-развлекательный

досуговый

канал для рыбаков и охотников

познавательно-развлекательный канал для рыбаков и охотников

образовательный канал для любителей охоты и рыбалки

 

 

прикладной канал для рыбаков

Первый

развлекательно-информационный

общественно-политический инфотейнмент

полифункциональный информационно-развлекательный

государственный информационный

универсальный

информационно-развлекательный

информационно-развлекательный широкого профиля

Перец

развлекательный канал не только для молодых

"хулиганистый"

и смешной

развлекательный

позитивный канал развлечений

развлекательный

развлекательный "мужской" канал

 

 

развлекательно-юмористический

РЕН ТВ

информационно-аналитический

общественно-политический

информационно-развлекательный

информационно-аналитический-развлекательный

универсальный информационно-развлекательный

информационно-развлекательный

информационно-аналитический с развлекательными элементами


 

 

Продолжение Таблицы 4.

 

 

Баяхчан Н. Г.

Бережная М. А.

Полуэхтова И. А.

Славин М. В.

Соколова Т. С.

Томилов В. В.

Ходаринова Е. С.

Россия 1

информационно-развлекательный

общественно-политический с элементами инфотейнмента

информационно-развлекательный

общественно-политический информационный

универсально-развлекательный

информационно-развлекательный

 

развлекательно-информационный широкого профиля

Россия 2

информационно-познавательный

спортивный информационно-развлекательный

информационно-познавательный канал о спорте

спортивный развлекательно-информационный

спортивный информационно-познавательный

развлекательный канал о спорте

 

спортивный познавательно-развлекательный

Россия 24

информационно-аналитический

информационный

информационный

событийный

новостной

круглосуточный информационный

 

 

 

 

news chаnnel

СТС

развлекательный

семейный развлекательный

развлекательный, современный

развлекательный

сериальный развлекательный канал

развлекательный киносериальный канал для семьи

 

 

 

развлекательный

ТВ 3

развлекательный

развлекательный с элементами инфотейнмента

развлекательно-познавательный

фильмовый канал

"мистический"

развлекательный фильмовый

 

 

развлекательный канал о мистике

ТНТ

молодежный entertainment

молодежный развлекательный

оригинальный развлекательный канал для молодежи

шоу-канал

развлекательный дерзко-молодежный канал

сериалити-канал

 

развлекательный канал с элементами infotainment


 

Продолжение Таблицы 4.

 

 

Баяхчан Н. Г.

Бережная М. А.

Полуэхтова И. А.

Славин М. В.

Соколова Т. С.

Томилов В. В.

Ходаринова Е. С.

MTV

музыкальный entertainment канал для молодежи

реалити-канал с музыкальными элементами

музыкальный шоу-канал

молодежный музыкально-развлекательный

канал для молодых

fun & music

 

 

молодежный развлекательный

TV 1000

канал для любителей кино

фильмовый

развлекательный киноканал

развлекательный киноканал

канал для киноманов

киноканал

 

 

 

киноканал


 

В опросе принимали участие:

Баяхчан Н. Г. – заместитель директора по информационному вещанию ВГТРК, руководитель программы «Вести Москва»;

Бережная М. А. – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой телерадиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета;

Полуэхтова И. А. – доктор социологических наук, руководитель отдела социологических исследований Аналитического центра Видео Интернешнл;

Славин М. В. – генеральный директор канала «Теледом»;

Соколова Т. С. – программный директор компании «Клуб 100»;

Томилов В. В. – заместитель руководителя телеканала «Север»;

Ходаринова Е. С. – продюсер телеканала «Санкт-Петербург»

 

Приложение 4

Интервью с доктором филологических наук, профессором, заведующей кафедрой телерадиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета М. А. Бережной

 

- Марина Александровна, какое определение «формату телеканала»  Вы бы дали?

- Если мы будет отталкиваться от понятия формата на радио – ведь сначала именно там это возникло, то формат – это концепция, которая включает в себя ориентацию на конкретную аудиторию и стилистику транслируемой информации. Формат – это некая упаковка, которая продается определенной аудитории. То есть для конкретной аудитории мы должны упаковывать наш канал конкретным образом. Откуда возникли музыкальные форматы? Допустим, канал Ретро для людей после 50 лет – им нравится слушать такую музыку. Соответственно подбирается наполнение канала (я не говорю содержание – именно наполнение). Потому что формат включает в себя очень много того, что мы называем контентом: это и голоса, и поведение ведущих, характер диалогов, это темпоритм программы и, конечно, темы. Но больше даже не сами темы, а то, как о них говорят. Мы же чувствуем, когда выбираем товар, что он должен быть определенным образом упакован. Для женщин – это что-то с бантиками, для мужчин – нечто более строгое, сдержанное. Мне кажется, формат канала формируется по таким же принципам.

Не стоит забывать, что внутри любого формата можно создать подформаты. Внутри развлекательных, например, – подформаты для мужчин, женщин, детей и т. д. Все-таки ориентация на аудиторию наиболее важна. Мы проводили исследование, оказалось, что даже так называемые семейные канала ориентированы в большей степени на женщин, у мужчины ведь нет достаточно времени смотреть телевизор – эту функция в семье выполняет женщина. Очень важно соответствовать выбранному направлению. Помните, когда на «Домашнем» появилась программа «В круге света» с Сорокиной? Домашний традиционно ассоциируется с чем-то мягким, расслабляющим, семейным. И тут вдруг политическая, жесткая программа. Я, с одной стороны, порадовалась, но с другой – очень удивилась: на кого рассчитана передача? Ведь женщина, которая смотрит кулинарные программы, программы о воспитании, едва ли будет смотреть «В круге света» – в круг ее интересов такая программа не вписывается. Ну и долго этот проект на «Домашнем» не продержался, что логично: мы ведь не продаем мясо в магазине для духов.

- Помимо того, что формат  – это упаковка, какие еще составляющие  включает это понятие?

- Это, в первую очередь, технические  характеристики, такие как хронометраж. Плюс тематический набор, стилистика, характер общения с аудиторией, даже цветовая политика канала.

- Нужно ли менять «упаковку»? Если да, то как часто, от чего это зависит?

- Возвращаясь к уже сказанному: зачем вообще нужен формат в нашем коммерциализированном мире? Это упаковка, по которой потребитель понимает, для него это или не для него. Если меняется потребитель, значит должно происходить какое-то переформатирование, потому что аудитория устает от одного и того же. Это уже закон маркетинга. Поэтому и необходимы исследования – чтобы определять предпочтения аудитории и вовремя меняться самим.

- На сегодняшний день, на Ваш взгляд, каких форматов не хватает аудитории?

- У нас практически нет программ для подростков. Есть детские канала, а вот аудитория подростков не изучена, мы ее не понимаем, стилистику этого слоя пока никто не уловил. Подросток плавает, ему не за что зацепиться – он мечется между каналами. Та же ситуация с каналами для пожилых людей. Есть отдельные попытки создать подходящие для них программные форматы, но на уровне канала их интересы не отражены, хотя это и очень многочисленная аудитория.

- Свободных ниш на  телевидении осталось не так  много, почему же эту не спешат занимать?

- А зачем ориентироваться на пожилую аудиторию? Это экономически не оправдано, они же уже все купили, у них все есть. Телевидение ориентируется на платежеспособного зрителя.

- Многие считают, что  в большей степени в ближайшие  годы будет развиваться развлекательный  сегмент. Вы согласны с этим?

- К сожалению, наверное, это действительно  так. Но потребность в просвещающем, а не расслабляющем телевидении никуда не уйдет. У нас мало каналов для искушенной интеллектуальной публики, именно потому, что она, эта публика, к сожалению, не массовая. В последнее время телеканал «Культура», на мой взгляд, становится интереснее. Он наконец утратил прежнюю архаику, больше повернулся к молодежи. Но вместе с тем у нас нет такого канала, как, например, французский Mezzo – канал классического искусства, классической музыки. Там нет ведущих, там нет новостей, он знакомит зрителей с самыми интересными театральными постановками – не обязательно с застывшей классикой, есть и современные спектакли. У нас нечто похожее попытались создать в интернете – на Искусство-ТВ. Там тоже есть трансляции, интервью без корреспондента, когда в центре внимания известный деятель культуры. В эфирном пространстве такого нет. С исчезновением канала «Совершенно секретно» у нас пропал и этот формат. Не хватает канала, где были бы неформатные программы. А еще хочется «неторопливого» телевидения. Я однажды в Америке нашла такой канал: он завораживал своим спокойствием, отсутствием агрессии. У нас же на всех каналах корреспонденты, ведущие, гости говорят на повышенных тонах, бодрятся, кричат. Пожилые люди, например, такой темпоритм плохо воспринимают. Да и вообще человек устает от любой привычной упаковки, дублирование одних и тех же форматов стимулирует определенную усталость. Поэтому внутри каждого формата необходимы периодические прорывы.

- Вы упомянули про  американское телевидение. А можно  ли взять формат канала, как  это делается с программами, и перенести на другую почву?

- В целом воспользоваться идеей, конечно, можно, но в конечном счете все опять упирается в аудиторию. Мы же программы адаптируем к своей действительности, канал тоже придется адаптировать, причем, скорее всего, гораздо серьезнее, чем программы, потому что формат канала – более сложное и многогранное понятие. Плюс мы не можем полностью перенять сетку вещания, а это важная составляющая формата.

 

Приложение 5

 

Интервью с генеральным директором канала «Теледом» М. В. Славиным

 

- Михаил, как бы Вы определили формат канала «Теледом»?

- Я бы сказал так: это позитив с интеллектом. Существует достаточно много каналов, которые позиционируют себя как позитивные, то есть каналы хорошего настроения, хорошего вкуса жизни. Я как идеолог нашего канала считаю, что мы даем не только позитив, но и интеллект – интеллектуальные программы. Я считаю, что смех без причины – признак, сами знаете чего. Мы придерживаемся мнения, что такого быть не должно. Скажем, если у нас программа юмористическая, ну например, программа «PROспект», это юмор на уровне Саши Черного, Аркадия Аверченко. Это смешно, но это не смешно просто потому, что смешно. Во всем есть своя основа, своя мысль. Наши программы они – не люблю слово «обучают» – они, скорее, развивают (даже взрослых людей), они развлекают, но стараются рассказывать что-то новое. У нас нет политики, насилия, сериалов со «стрелялками» – хотя это самое, что ни на есть, развлекательное телевидение. Подводя итог – у нас положительный канал со смыслом.

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов