Политический режим, его типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 07:26, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая формы политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.
Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.
В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.

Оглавление

Введение……………….…………………………………….………………3
1. Понятие политического режима……………………………………..…4
2. Тоталитарное государство………………………………………..……..6
3. Авторитаризм…………………………………………………...………..9
4. Демократия…………………………………………………….………..11
Заключение……………………………………………………..…………..14
Список литературы…………………………………………………..…….16

Файлы: 1 файл

реферат.rtf

— 191.81 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Амурский государственный университет

(ГОУ ВПО «АмГУ») 
 

Факультет экономический.

Кафедра конституционного права 
 

РЕФЕРАТ 
 

на тему: политический режим, его типология 

По дисциплине  «политология» 
 
 
 
 
 

Исполнитель 

студент группы  С-93                                                                   С. П. Коледенко  
 
 

Руководитель                                                                                                                        к. ф. н., доцент                                                                                  С. А. Кичигин 
 
 

Благовещенск 2010 
 

ПЛАН: 

     Введение……………….…………………………………….………………3

    Понятие политического режима……………………………………..…4

    Тоталитарное государство………………………………………..……..6

    Авторитаризм…………………………………………………...………..9

    Демократия…………………………………………………….………..11

    Заключение……………………………………………………..…………..14

    Список литературы…………………………………………………..…….16

 

ВВЕДЕНИЕ 

        Рассматривая формы  политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или  «архия»  (власть)  установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти:  автократия,  охлократия,  диктатура и пр.

  Политический режим откладывает отпечаток не только на характер  проведения  государственной политики, но и в целом на всю политическую  жизнь общества.  В какой-то мере содержательные характеристики  политического режима использовались  при классификации политических систем.  Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие  той или иной степени  политической свободы,  политико-правовое положение  личности, методы  деятельности государственных органов.                 

  В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены  основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.

 

    ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

     

   Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как  совокупность средств  и методов осуществления  экономической и политической власти   определенных групп и классов.1

  Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть  обеспечивает свое  господство в стране  и управление обществом.2

   Политический режим  представляет собой  способ функционирования  политической системы общества, определяющей характер  политической жизни общества.3

  Характер политического режима  зависит от следующих моментов:

- от реального функционирования структур политической системы (государства,  партий,  общественных организаций);

- степени гласности в работе органов  власти, их открытости   для контроля  и воздействия со стороны общественного мнения;

-процедур отбора  правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;

-состояния законности и реальной  силы ее в обществе, особенностей  политической культуры  и политических традиций.

    Основные формы правления следующие:

1.Автократия- самовластии, неограниченная  власть одного лица (монарха, президента)

2.   Аристократия- власть знати, привилегированного  большинства знатных (лучших) людей

3. Плутократия - власть богатых,  господство в обществе  «денежных мешков»

4. Тимократия - власть привилегированной   верхушки состоятельных людей

5.          Теократия- власть церкви и духовенства

6.       Геронтократия-  власть старейшин, старшего поколения людей

7.  Демократия-  народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

8. Охлократия-  власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям

9. Монархия-  власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.

10. Олигархия-  власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)

11. Полиархия-  власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии , при которой  на действия правительства заметно  влияют различные  общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей , фермеров и пр.)

12. Анархия-  отсутствие власти,  безвластие,  вызывающее дезорганизованность в обществе

13. Диктатура  -неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц,  политической партии и т.д.

14. Бюрократия- чрезмерная  власть чиновников  в обществе (заботящихся главным образом  о себе)

  Важно заметить, что в реальной жизни  многие из этих форм  могут накладываться друг на друга. В частности,  хорошо «уживаются»  вместе теократия  и монархия.  Иногда, к сожалению,  совместимы теократия и диктатура,  демократия и анархия  и т.д. Кроме того, иные из перечисленных  здесь форм в какой-то мере тавтологичны, т.е. повторяют друг друга и обозначают весьма схожие  ситуации правления в обществе. Все же многообразие типов  государств по политическому режиму  сводится обычно к трем формам:  тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между ними-  в характере власти и степени обеспеченности прав и свобод граждан.

 

    ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

   Тоталитаризм как тип политической системы возник  в ХХ веке.  В конце 20х годов  английская газета «Таймс» писала  о тоталитаризме  как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

  Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг. и получила развитие  в последующие десятилетия. Она широко использовалась  Западом в целях идеологической борьбы  против коммунистических стран.  Первые классические теоретические исследования  по проблемам тоталитаризма- работы Ф.Хайека  « Дорога  к рабству» (1944) и Х.Аренд « Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского  « Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка  эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

  Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма  не имели особого успеха.

  Общими отличительными признаками тоталитаризма  являются стремление  к всеобъемлющей организованности общества  и полному контролю  за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы  в соответствии  с революционной  по своему характеру  социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной  свободы и социальных противоречий.

    Главной общей предпосылкой  тоталитаризма является индустриальная стадия  развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую    индокринацию (насильственное  внедрение идеологии,  доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран  появились мощные  организационные монстры-  монополии, регулирующие  целые отрасли промышленности  и наладившие тесное  взаимодействие с государством.

  Тоталитаризм представляет собой  специфическую попытку разрешения обострившегося  в ходе общественного развития  реального противоречия  между усложнением социальной организации  и индивидуальной свободой.               Отец итальянского  фашизма Муссолини отмечал: « Мы первыми заявили,  что чело сложнее  становится цивилизация, тем более ограничивается   свобода личности».4

  Одной из важнейших субъективных  предпосылок тоталитаризма  является психологическая неудовлетворенность человека  атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных  коллективистских общинных и религиозных  связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.

  Психологическая неудовлетворенность существующим  строем, а также привлекательность  тоталитаризма  резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов,  вливающих  свежую кровь  и новую энергию  в тоталитарные движения.  Кризис резко усиливает  бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых  для тоталитаризма  социальных предпосылок- появления значительных по численности  и влиянию  социальных слоев,  непосредственно участвующих  в тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается  в первую очередь  через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию  и люмпенизацию общества. Наиболее  решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы- промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания , утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

  С помощью социальной демагогии тоталитарные движения   могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло  в основном из социальных и этнических маргиналов,  мастерски использовали  требования крестьян  о безвозмездной раздаче  помещичьих земель,  чтобы впоследствии отнять у них  всю землю,  а также массовое недовольство солдат  и всего населения разрушительной войной.

  В Германии социальной опорой национал- социалистического тоталитаризма  стал «новый промежуточный» класс-  многочисленные конторские  служащие, машинистки, учителя,  торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно  ухудшилось по сравнению  с привилегированным положением  промышленных рабочих,  защищенных сильными  профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены  национал-     социалистического движения в первые годы  его существования были   значительно беднее тред-юнионистов или членов  социал-демократической партии.

  Общие предпосылки тоталитаризма  следующие:

    индустриальная стадия развития;

    нарастание  рациональности и организованности в жизни общества;

    появление монополий  и  их срастание с государством;                                                                                                                           

    этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;

    массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;

    эмоциональная уверенность   в возможности быстро  улучшить жизнь  с помощью рациональных  общественных преобразований;

    психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество;

    острый социально-экономический кризис, резко  усиливающий беды и недовольство населения;

    появление многочисленных  маргинальных слоев.    

Суть тоталитарного  государства в том, что власть  правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права  и свободы граждан предельно ограничены.

 

    АВТОРИТАРИЗМ 

Информация о работе Политический режим, его типология