ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
(г.Москва)
Факультет экономики и
финансов
РЕФЕРАТ
по дисциплине : Политология
на тему:
Политический режим , его признаки и типология
Выполнила: студентка очно-заочного
отделения, 1 курса,
Даниелян Диана
Принял: Нецветаев Виктор
Георгиевич
Москва – 2012
г.
ПЛАН
Введение
1. Понятие политического режима
2. Тоталитарный режим
3. Авторитарный режим
4. Демократический режим
Заключение
Список источников
Введение
Как функционирует политическая
система, кому принадлежит реальная
политическая власть в обществе, какими
методами она осуществляется, каковы
объем и гарантии прав и свобод
личности, как соотносятся и взаимодействуют
гражданское общество и государство?
Для ответа на эти вопросы в
политологии используется понятие
«политический режим».
Политология занимает видное
место среди наук об обществе. Это
место определяется тем, что политология
изучает политику, роль которой в
жизни общества очень велика. Политика
связана со всеми сферами общества
и активно воздействует на них. Она
воздействует на судьбы стран и народов,
на отношения между ними, влияет
на повседневную жизнь человека. Вопросы
политики, политического устройства,
демократии, политической власти, государства
касаются всех граждан, затрагивают
интересы каждого. Поэтому проблемы
политики, политической жизни никогда
не утрачивали и тем более не утрачивают
сейчас актуального значения буквально
для всех членов общества.
В связи с указанными причинами
в настоящее время приобретают
особую актуальность научные исследования
политики, наращивание знаний о политической
сфере, развитие теорий политики и политической
деятельности. Этими вопросами и
занимается наука о политике - политология.
Являясь наукой о политике, политология
анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы
и явления, всю политическую сферу
жизни общества.
Современная политология
начала формироваться с конца XIX
- начала ХХ века. В наши дни она
превратилась в одну из самых влиятельных
обществоведческих наук и наиболее
широко распространенную учебную дисциплину.
Ключевой категорией политологии
является политика. Политика - явление
сложное и многогранное. Это явление
изучается и осмысливается учеными
уже около двух с половиной
тысячелетий. Но и в настоящее
время редкий политолог решается
категорически и однозначно высказаться
о том, что собственно является сущностью
политики.
В современном мировом
обществоведении существует множество
истолкований понятия «политика». Однако
среди большого количества подходов
преобладают определения политики
через власть и отношения властвования.
Политика трактуется как такая сфера
взаимоотношений между людьми, которая
касается, главным образом, проблем
деятельности власти и управления.
Конкретно политика представляет
собой совокупность определяемых коренными
интересами тех или иных социальных
групп и государств установок
и целей, которыми они руководствуются
во внутренних и международных делах,
а также их практическую деятельность
по осуществлению выработанного
курса и достижению намеченных целей.
1. Понятие политического
режима
Согласно наиболее распространенному
толкованию, режим определяется как совокупность
средств и методов осуществления экономической
и политической власти определенных групп
и классов. Политический
режим- это те средства и методы, которыми
данная власть обеспечивает свое господство
в стране и управление обществом. Политический
режим представляет собой способ
функционирования политической системы
общества, определяющей характер политической
жизни общества.
Характер политического
режима зависит от следующих моментов:
- от реального функционирования структур
политической системы (государства, партий,
общественных организаций);
- степени гласности в работе органов власти,
их открытости для контроля и воздействия
со стороны общественного мнения;
-процедур отбора правящих групп, выдвижения
и подбора руководителей;
-состояния законности и реальной силы
ее в обществе, особенностей политической
культуры и политических традиций.
Основные формы правления
следующие:
1.Автократия- самовластии,
неограниченная власть одного
лица (монарха, президента)
2. Аристократия- власть знати, привилегированного
большинства знатных (лучших) людей
3. Плутократия - власть богатых, господство
в обществе «денежных мешков»
4. Тимократия - власть привилегированной
верхушки состоятельных людей
5. Теократия- власть церкви и духовенства
6. Геронтократия- власть старейшин, старшего
поколения людей
7. Демократия- народовластии, власть всего
народа, широких слоев общества
8. Охлократия- власть толпы, людей с площади,
склонных к неблагоразумным действиям
9. Монархия- власть одного правителя-монарха
(шаха, султана, короля и пр.
10. Олигархия- власть немногих, небольшой
группы людей (богачей, политиков, военных
и пр.)
11. Полиархия- власть многих, власть в руках
трех и более лиц: военной хунты, Политбюро
ЦК КПСС и т.д.; форма демократии , при которой
на действия правительства заметно влияют
различные общественные организации (профсоюзы,
союзы предпринимателей , фермеров и пр.)
12. Анархия- отсутствие власти, безвластие,
вызывающее дезорганизованность в обществе
13. Диктатура -неограниченная власть одного
лица (диктатора) , группы лиц, политической
партии и т.д.
14. Бюрократия- чрезмерная власть чиновников
в обществе (заботящихся главным образом
о себе)
Важно отметить, что в реальной
жизни многие из этих форм могут накладываться
друг на друга. В частности, хорошо «уживаются»
вместе теократия и монархия. Иногда, к
сожалению, совместимы теократия и диктатура,
демократия и анархия и т.д. Кроме того,
иные из перечисленных здесь форм в какой-то
мере тавтологичны, т.е. повторяют друг
друга и обозначают весьма схожие ситуации
правления в обществе. Все же многообразие
типов государств по политическому режиму
сводится обычно к трем формам: тоталитарной,
авторитарной и демократической. Главные
различия между ними- в характере власти
и степени обеспеченности прав и свобод
граждан.
2. Тоталитарный
режим
Недемократические политические
режимы принято подразделять на тоталитарные
и авторитарные.
Тоталитарные политические
режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные
идеи содержались в большинстве
утопических моделей общественного
устройства, выдвигаемых политическими
мыслителями разных эпох, начиная
с античности. Теория тоталитаризма
складывалась в основном на основе
анализа политических режимов социалистических
стран, фашистских режимов в Италии
и Германии. Однако после того, как
фашистский и нацистский режимы были
ликвидированы, а в странах социализма
произошла относительная либерализация,
возникли проблемы с адекватностью
описания с помощью этой теории особенностей
различных политических режимов, тяготевших
к тоталитаризму. Тоталитаризм плодотворнее
трактовать как нормативное понятие,
находящее большее или меньшее
практическое воплощение в идеологии,
политическом движении и реальной политической
системе. В таком плане тоталитаризм
характеризуется стремлением к
всеобъемлющей организованности общества
и полному контролю за личностью
со стороны власти, к радикальному
преобразованию всей общественной системы
в соответствии с революционной
по своему характеру социальной утопией,
не оставляющей места для индивидуальной
свободы и социальных противоречий.
Характерные черты тоталитаризма:
- идеологизация всей общественной
жизни при монопольном господстве
«единственно верной» идеологии (классовой,
расовой, националистической), жестокое
подавление всякого инакомыслия;
- господство предельно централизованного
политического движения во главе
с массовой партией тоталитарного
типа. Эта партия срастается с государством
(«партия-государство») и сосредотачивает
всю полноту власти в обществе.
Партия-монополист становится
ядром всей политической системы;
- запрет на всякую политическую оппозицию;
господствующая партия контролирует создание
и функционирование любых общественных
объединений;
- тотальное манипулирование общественным
сознанием с помощью всеохватной
системы пропаганды и агитации, формальной
коллективистско-демократической мобилизации
и мобилизированного участия (в
выборах, манифестациях и т.д.), в
политическом сознании целенаправленно
формируется представление о
единстве власти и народа;
- монопольный государственный контроль
над экономикой, средствами массовой
информации, культурой, религией и т.д.
вплоть до личной жизни граждан, бытовыми
и даже брачно-семейными отношениями;
- доминирование в управлении методов
насилия, принуждения, террора; наличие
мощного аппарата социального контроля
и принуждения (службы безопасности,
армия, милиция и т.д.). Слепая вера
и страх - главные ресурсы тоталитарного
управления;
- предельная централизация государственной
власти, сакрализация (обожествление)
ее носителей, культ вождей.
Возникновение тоталитарных режимов было
вызвано рядом предпосылок. Среди них
наиболее общими считаются сложность
перехода ряда стран к индустриальной
стадии развития при слабости и неукорененности
демократических институтов, атомизация
общества в результате быстрого разрушения
доиндустриальных социальных структур
и институтов, неспособность правящих
элит решать проблемы модернизации с помощью
механизмов права и свободного рынка.
Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае
роль и место этих факторов, их сочетание
различны. Но их успешное использование
тоталитаристскими силами стало возможным
только в чрезвычайных обстоятельствах,
близких к национальной катастрофе. Таковыми
стали первая мировая война, а затем жестокий
мировой экономический кризис конца 20-х
годов. Именно страны, наиболее сильно
затронутые историческими катаклизмами,
оказались в конце концов во власти тоталитаристских
сил. В зависимости от господствующей
идеологии и особенностей политической
практики тоталитарные режимы подразделяют
на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Коммунизм (социализм) стал исторически
первой и классической формой тоталитаризма.
В нем черты тоталитаризма представлены
в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо
учитывать, что коммунизм вырос из вековой
мечты человечества о всеобщем равенстве,
социальной справедливости и разумно
организованной общественной жизни. В
коммунистической идеологии содержатся
гуманные, имеющие общечеловеческий характер
ценности. К тому же с середины 50-х годов
произошла либерализация этого режима,
и он почти не прибегал к массовым репрессиям.
Фашистский режим впервые был установлен
в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты
были выражены не в полной мере. В государстве
влиятельные позиции сохранили король,
аристократия, офицерский корпус и церковь.
Итальянский фашизм своей целью провозглашал
не столько радикальное строительство
нового общества, сколько возрождение
итальянской нации и величия Римской империи,
установление порядка, твердой государственной
власти. Национал-социализм как реальный
политический и общественный строй утвердился
в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный
тоталитарный режим, многое заимствующий
у советского коммунизма, в частности
формы организации тоталитарной партии
и государства. Главной целью он провозглашал
мировое господство арийской расы, для
достижения которого стремился к крайней
милитаризации и безудержной военной
экспансии, к геноциду в захваченных странах
и территориях. Таким образом, главные
различия основных разновидностей тоталитаризма
отчетливо выражены в их целях (соответственно:
коммунизм, возрождение империи, мировое
господство арийской расы) и социальных
предпочтениях (рабочий класс, потомки
римлян, германская нация).
Необходимо иметь в
виду, что тоталитаризм - это не только
определенная диктаторская политическая
система. Тоталитаризм как тенденция
к заорганизованности жизни общества,
ограничению личной свободы и
подчинения индивида государственному
и иному социальному контролю
в той или иной степени проявляется
и в странах Запада, что делает
борьбу за совершенствование демократии
актуальной в любом обществе.
3. Авторитарный режим
Авторитарный политический
режим можно определить как неограниченную
власть одного лица или группы лиц,
не допускающую политическую оппозицию,
но сохраняющую автономию личности
и общества во внеполитических сферах.
Признаки авторитарного
режима:
- автократизм или небольшое число
носителей власти (монарх, диктатор,
военная хунта, олигархическая группа);
- неподконтрольность власти народу, сужены
или сведены на нет действия принципов
выборности государственных органов
и должностных лиц, подотчетность
их населению;
- игнорируется принцип разделения
властей, глава государства, исполнительная
власть доминируют, роль представительных
органов ограничена;
- монополизация власти и политики,
недопущение реальной политической
оппозиции и конкуренции (иногда
отсутствие разнообразных политических
институтов может быть следствием незрелости
гражданского общества);
- отказ от тотального контроля над
обществом, невмешательство или
ограниченное вмешательство во внеполитические
сферы, прежде всего в экономику;
- в качество методов государственного
управления доминируют командные, административные,
в то же время отсутствует террор,
практически не применяются массовые
репрессии;
- отсутствует единая идеология;
- права и свободы личности главным
образом провозглашаются, но реально
не обеспечиваются (прежде всего, в
политической сфере);
- личность лишена гарантий безопасности
во взаимоотношениях с властью;
- силовые структуры обществу практически
неподконтрольны и используются
подчас в политических целях.