Политический режим, его признаки и типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:11, реферат

Краткое описание

В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
Конкретно политика представляет собой совокупность определяемых коренными интересами тех или иных социальных групп и государств установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей.

Оглавление

Введение
1. Понятие политического режима
2. Тоталитарный режим
3. Авторитарный режим
4. Демократический режим
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ТИПЫ.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

В последние десятилетия  интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики  разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме  того, выдвигались идеи о том, что  переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный  авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим  с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение  определенных задач. Однако авторитарный режим без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократических элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показывает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны и уступают место демократии.

4.  Демократический режим.

 Понятие «демократия»  означает, как известно, «народовластие».  При всей многозначности и  неопределенности этого понятия  можно выделить общие признаки  демократии как современного  конституционного строя и режима  функционирования политической  системы:

- признание народа источником  власти, сувереном в государстве.  Суверенитет народа выражается  в том, что он посредством  выборов формирует государственную  власть и участвует в ее  осуществлении прямо (с помощью  референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через  выбираемые им представительные  органы);                                                                       - периодическая выборность и  сменяемость центральных и местных  органов государственной власти, их подотчетность избирателям;                                                                                                               - провозглашение и реальное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина. 

Особое значение для полноценного функционирования демократической  политической системы имеет гарантированность  прав граждан на участие в управлении государством - избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;                                                                                                                                         - принятие решений большинством и  подчинение меньшинства большинству  при их осуществлении;                                                                                                                                              - демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные  силы, полиция, органы безопасности и  т.п.), используемыми только по прямому  предназначению и строго в рамках законов;                                                                                                                                                                   - доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение  методов насилия, принуждения, пресечения;                                                                                                                           - реальное осуществление принципов  правового государства, в том  числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы  реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы  можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается  на уровне местного самоуправления, а  также в деятельности различных  небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение  избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в  соответствии с наказом избирателей. Плебисцитарная демократия в отличии  от прямой предполагает право граждан  голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие  основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).Наиболее распространенная в современных государствах форма  демократии - представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего  представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать  решения по своему усмотрению, с  учетом интересов не только избирателей  собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном  мире представительной демократии обусловлено  не только размерами современных  государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых  решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также  решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах  и т.п.).

Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм - от лат. pluralis - множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и  т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп - социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных  и т.п. Индивид как составная  часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в  различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового  взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия - как  форма правления, позволяющая многообразным  общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные  решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание  в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми  участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики  указывают на следующие ее слабые стороны:                                                                                                                                     - в ней преувеличена степень групповой  идентификации граждан; их участия  в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает  большинство населения в политический процесс;                                                                                                                                                                  - различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;                                                      - плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости  политического реформирования, поскольку  для принятия решений требует  широкого согласия всех заинтересованных групп.                                                                                                                                            Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно  описывает политический режим современных  западных демократий.

 

Заключение

Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными  в мире являются парламентский и  президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический режим как  способ функционирования той или  другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями  общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом  и каждого человека в отдельности.

Демократия, как свидетельствует  исторический опыт цивилизаций, дает более  широкий выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических  правлений.

Обстановка в мировом  сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону  цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что  следующее столетие станет окончательной  ее победой. Следовательно, и типология  политических режимов уйдет в  прошлое.

 

Список литературы

  1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие.-М.: Белые альвы, 1996
  2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.- Финансы и статистика, 2005.-С.182.
  3. Панарин А.С. Политология. Учебник. - М.: «ПРОСПЕКТ», 2003.
  4. Политология.  Энциклопедический словарь. М., 1991
  5. Пугачев В.П.  Политология.-М.:АСТ-Слово,2010
  6. Соловьев А.И.  Политология. Политическая теория, политические технологии:  Учебник для вузов.- М: Аспект-Пресс,2010
  7. http://knowledge.allbest.ru/political/2c0b65625a3bc78a5c43a89421216d37_0.html

 

 

 


Информация о работе Политический режим, его признаки и типология