Политический режим, его типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 07:26, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая формы политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.
Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.
В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.

Оглавление

Введение……………….…………………………………….………………3
1. Понятие политического режима……………………………………..…4
2. Тоталитарное государство………………………………………..……..6
3. Авторитаризм…………………………………………………...………..9
4. Демократия…………………………………………………….………..11
Заключение……………………………………………………..…………..14
Список литературы…………………………………………………..…….16

Файлы: 1 файл

реферат.rtf

— 191.81 Кб (Скачать)

  Авторитаризм характерен как для обществ, прошающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит  автократический, не ограниченный законами  характер власти,  с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством  общественных сфер, особенно экономики  и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм ( самовластие) или небольшое число  носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц ( военная хунта,  олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность  власти, ее неподконтрольность  гражданам. При этом власть может править с помощью законов,   но их она  принимает  по своему усмотрению.

3. Опора (реальная  или потенциальная) на силу.

4. Монополизация власти и политики , недопущение  реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме   возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии  их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения  собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая  при  этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

  Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную  власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую  автономию личности и общества во внеполитических сферах.

  Авторитаризм вполне совместим  с уважением всех других, кроме политических,  прав личности.  В то же время в условиях авторитаризма  граждане не имеют каких-либо  институциональных гарантий своей  безопасности и автономии.

  Авторитарные политические системы очень разнообразны.  Это-монархии,  деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр.  Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой,  с помощью массового истребления  и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии,  Африке и Латинской Америке оправдывали  свое существование  необходимостью  национального освобождения и возрождения.

  Если взять теперь наше отечество, то Россия, по мнению исследователей, во все времена в той или иной мере  «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры-правление царя Ивана  Грозного ( 1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский  народ  по своей природе нуждается в авторитарной власти  и любит авторитарных вождей.

 

4. ДЕМОКРАТИЯ

   В переводе с греческого  «демократия» означает  «власть народа».                                                                                                                                                                   Существуют три конкретные модели народовластия. Рассмотрим их.

Так, античная демократия, которая сводилась  к власти большинства населения, на деле превратилась  в охлодемократию, или охлократию,- власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона  (427-347 гг. до н.э.)  и Аристотеля (  384-322 до н.э.)  такой тип  управления обществом основан  не на законах,  а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого   сладкоголосого и крикливого  демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

  Другой негативный опыт «коллективистской» модели  народовластии дала социалистическая демократия в бывшем СССР и в других странах. Она по существу  представила собой  псевдодемократию (  демократию на словах), поскольку означала  полное подавление  отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией.  Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действие властей.

  Однако и  «индивидуалистическая» и либеральная  демократия, нацеленная на максимально неограниченную  личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад общества и на практике может стать олигархо- или анархо-демократией или, еще хуже,- тем и другим вместе.  

  В частности, олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь  добавляется та или иная доза олигархии- обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков.

  В свою очередь, анархо-демократия  представляет подчас безвластие;  когда на фоне соблюдения тех или иных  демократических процедур (например, выборов власти)  в обществе фактически правят   вседозволенность,         беззаконие, преступность.

  Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель  имеет свои плюсы, и минусы.

  Как бы то ни было, но наиболее развитые современные общества возглавляются  демократическими  государствами.  Их суть в том, что граждане имеют право  участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

  Важнейший принцип демократии состоит в том, что источником власти в обществе является народ. Это означает, что народ непосредственно участвует в самоуправлении, в разработке и принятии законов, решений ( путем их открытых обсуждений, формулирования,  одобрения на референдумах и пр.)- прямая демократия;  либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их- представительная демократия.

   Обе эти системы имеют свои плюсы и минусы. Так, прямая демократия  из-за недостаточной политической  грамотности и настроя  на сиюминутную выгоду избирателей,  из-за их эмоциональной неуравновешенности                             и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет у принятию  неоптимальных решений. Кроме того,   проведение опросов  и референдумов сложно  и дорого стоит.

  Представительная демократия (репрезентативная)  в этом плане более рациональна,  поскольку  управлением занимаются  относительно небольшие группы  профессионалов. Но тут есть и ряд недостатков:  в межвыборный период  народ  в основном отстранен от власти, есть опасность отрыва  народных избранников от рядовых граждан, проявлений  бюрократизации, коррупции,  работы на собственные  интересы и т.д.

  Второй важный  принцип  демократии-выборность основных органов государства. Он предполагает  действие  в обществе специальных  юридических норм  (избирательного права),  регулирующих участие      граждан в выборах, их право избирать  и быть избранными  в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых   общественными организациями выборов.

  Следующий  демократический принцип- подчинение меньшинства большинству  при принятии и выполнении решений. Однако наряду  с этим меньшинство  всегда вправе иметь  и отстаивать свое  особое  мнение.

  Четвертый принцип- самый главный для демократии. Это-гарантия  основных прав и свобод  для каждого члена общества и равноправие  граждан.  Главный он потому, что  демократия- не самоцель. Она нужна лишь как средство   обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе, зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен  или страдает?

  Наконец, еще одна существенная черта демократии- открытый характер общества. Характерные черты открытого общества:

- это общество со свободной конкурентной и рыночной  экономикой,  интегрированной  в остальной хозяйственный мир;

- это общество  с самобытной национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена  с культурами других стран;

- это общество, в котором уважают  и соблюдают права людей, поощряют развитие  гражданского общества;

- нет запретов  на честную и полную информацию;

- нет закрытых социальных элит; успех каждого зависит от его личных усилий и трудолюбия.

  Опыт многих стран показывает, что демократия успешно  развивается лишь  в тех обществах, которые готовы к ней- материально, интеллектуально и психологически.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  В заключение данной работы можно сделать следующие краткие выводы:

1. Политический режим представляет собой  способ функционирования  политической системы общества, определяющий характер политической  жизни в государстве.

2. Характер политического режима зависит  от реального функционирования структур  политической системы (государства, партий, общественных организаций) , степени гласности в работе  органов власти,  их открытости для контроля и воздействия со стороны  общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора  руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе.

3. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.

4. Общими отличительными признаками тоталитаризма  являются   стремление к всеобъемлющей организованности общества  и полному контролю  за личностью.

5. Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося  в ходе общественного развития реального противоречия  между усложнением  социальной организации  и индивидуальной свободой.

6.Авторитарный режим по своим качественным признакам  во многом схож с тоталитарным режимом.

В то же время авторитарное государство отличают такие недемократические признаки, как:

- неограниченная власть (диктатура)  одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной хунты;

-недопущение (или строгое ограничение  и контролирование) политической оппозиции;

-жесткий контроль  политической сферы общества  (госбезопасность,  охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона);

-опора на силу и принуждение к повиновению властям (на армию и другие «силовые» структуры);

- отстранение граждан  от реального влияния на власть и ограничение их прав и свобод.

7. Либеральный режим более  прогрессивен, чем авторитаризм и тоталитаризм.                                                   

8.  Понятие демократии гораздо сложнее, чем  просто «народовластие».                                                                                                                              Суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

9. Демократия представляет  собой форму  правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс  компромиссные решения.

10. Существует прямая демократия - народ непосредственно участвует в самоуправлении  и принятии законов и представительная демократия- народ выбирает своих представителей  в органы власти, контролирует и сменяет их.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 

1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие.-М.: Белые альвы, 1996

2. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991

3.  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник.-М.: Аспект Пресс, 1997

5. Хайек Ф.А. Дорога к рабству//Новый мир.1991. №7.

Информация о работе Политический режим, его типология