Типология конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:34, реферат

Краткое описание

Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностные конфликты могут быть патогенными, позитивными, приводящими к нравственной переоценке, переориентации. В свою очередь, социальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические и т.д. При этом в зависимости от сферы возникновения они бывают семейными, групповыми, в научной, воинской среде, межэтническими и пр. В то же время по своим последствиям конфликты являются позитивными и деструктивными, последние также включают в себя и криминогенные.

Оглавление

Типология конфликтов с. 3
2. Социальная психология личности с. 8
3. Список литературы с. 14

Файлы: 1 файл

Реферат#Социальная психология#.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

ЦЕНТРОСОЮЗ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал  Кооперативного техникума Мурманского  Облпотребсоюза

ЗАТО  г. Снежногорск  
 
 
 
 
 

            Отделение:        заочное
            Специальность:  030504 «Правоведение»
            Группа: СЗЮ-3
 
 

               

                 
               
               

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине «Социальная психология» 
 
 

Студент  _____________   /Гапонова Оксана Витальевна /

                    (подпись) 

Преподаватель _____________   /Тертышникова Анастасия

                                      (подпись)                                           Сергеевна/ 
     
     
     
     
     
     

2010 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Типология конфликтов с. 3
2. Социальная  психология личности с. 8
3. Список  литературы с. 14
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Типология конфликтов.
 

    Конфликты являются вечным спутником нашей  жизни. Взаимодействие людей и их поведение вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся. По мере взаимодействия с другими людьми неминуемо цели, задачи и потребности одних вступать в противоречия с целями, задачами и потребностями других.

    Слово «конфликт» - латинского корня и  в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит  противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.

    Существует  четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностные конфликты могут быть патогенными, позитивными, приводящими к нравственной переоценке, переориентации. В свою очередь, социальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические и т.д. При этом в зависимости от сферы возникновения они бывают семейными, групповыми, в научной, воинской среде, межэтническими и пр. В то же время по своим последствиям конфликты являются позитивными и деструктивными, последние также включают в себя и криминогенные.

    Внутриличностный  конфликт может принимать различные  формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоличия.

    Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина- руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало.

    Внутриличностный  конфликт может также являться ответом  на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

    Межличностный конфликт самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей  за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

    Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

    Конфликт  между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы. А группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение (типичный пример такого конфликта наблюдался в советское время, в эпоху «стахановских вахт», когда энтузиазм одного человека далеко не всегда приветствовался основной массой коллектива, так как вел к увеличению норм выработки).

    Между отдельной личностью и группой  может возникнуть конфликт, если эта  личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

    Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

    Межгрупповой  конфликт. Как правило, взаимодействие очень часто осуществляется в группах, как формальных, так и неформальных.

    Неформальные  организации, которые считают, что  руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

      Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это яркие примеры дисфункционального конфликта.

    Деструктивные конфликты бывают криминогенными и  некриминогенными. К числу криминогенных относятся те, которые приводят к совершению преступлений. Почти абсолютному числу преступлений и иных правонарушений (более 70% случаев) предшествовали конфликты среди осужденных. В результате конфликтов совершаются не только преступления против личности и общественного порядка, но и такие правонарушения, как побеги, членовредительство, самоубийство конфликтующих.

    Кроме того, все эти конфликты укладываются в другую схему типологизации конфликтов – вертикально-горизонтальную.

    По  принципу вертикали возникают конфликты  между администрацией (разного уровня руководством в системе организации) с одной стороны, и отдельными членами организации с другой.

    Простейший вариант вертикальных конфликтов возникает в организации с двухуровневой структурой.

    Если  же в организации структура управления многоуровневая, то возможности вертикальных конфликтов расширяются, причем конфликт обычно развивается между представителями соседних уровней, и чем больше управленческих уровней в организации, тем больше эта вероятность.

    Кроме вертикальных конфликтов на обоих уровнях  административной структуры (администрация  и остальные члены организации) имеют место и горизонтальные конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Социальная психология личности. 

     Личность формируется в результате взаимовлияния биологических (врожденных) характеристик психики индивида и его социального опыта. Поскольку человек уже с момента рождения оказывается в системе разнообразных социальных связей, практически невозможно разделить биологические и социальные детерминанты его будущей личности. Генетически обусловленные черты психики (пол, темперамент, природные задатки) определяют усвоение социального опыта. Последний, в свою очередь, призван преобразовать врожденные черты.

     В настоящее время сложился целый  ряд подходов к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и др.

     В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.

     С точки зрения социологического подхода  личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. В связи с этим уместно привести высказывание К.Маркса о том, что «личность не есть продукт абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных отношений».

     С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция, тип нервной системы и т.д.

Информация о работе Типология конфликтов