Политические конфликты: структура, особенности и типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Оглавление

1. Введение …………………………….………………………………..…………….3
2. Политические конфликты: структура, особенности и типология ……………...5
3. Межгосударственные и межцивилизационные конфликты…………………..…9
4.
Политические конфликты тоталитарных и демократических систем………...13
5. Этнополитические конфликты…………………………………..……………….19
6. Заключение ………………………………………………………………………..22
7. Список использованной литературы…………………………………………….23

Файлы: 1 файл

политология контр.работа.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

  1. Введение …………………………….………………………………..…………….3
  2. Политические конфликты: структура, особенности и типология ……………...5
  3. Межгосударственные и межцивилизационные конфликты…………………..…9


Политические конфликты  тоталитарных и демократических  систем………...13

  1. Этнополитические конфликты…………………………………..……………….19
  2. Заключение ………………………………………………………………………..22
  3. Список использованной литературы…………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная  жизнь российского общества. Все  это обуславливает пристальное  внимание социологов к исследованию конфликтов.

В нашей стране сложилась  традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности  борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять  с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех  или иных социальных групп. Обостренные  противоречия порождают открытые или  закрытые конфликты только тогда, когда  они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость  интересов, целей.

Противоречия пронизывают  все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное  обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений  в содержании и формах жизни различных  социальных групп, серьезное нарушение  механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса  общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.

Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма. Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

политические конфликты: структура, особенности и типология

Политический конфликт —  один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и  результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга  властные полномочия или ресурсы. Понятие  политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими  за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию  интересов и признание их общественно  необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство.           

В качестве основной, универсальной  причины конфликта можно назвать  несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

 Причинами конфликтов также являются:

 Вопросы власти. Люди  занимают неравное положение  в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

 Следствие непродуманной  политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

Различие намерений и  поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

 Зависть.

Ненависть.

Расовая, национальная и  религиозная неприязнь и др.

    

Реальная жизнь намного  сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.

Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и  поступками людей, несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

Субъектами политического  конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Значение и места конфликта  в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под  функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. 

выполняют стабилизирующую  роль и могут привести к дезинтеграции  и дестабилизации общества;

способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей  и материальные потери;

стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют  процесс становления новых структур;

обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут  привести к кризису или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые  общие черты, позволяющие отнести  его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;

Таблица 1- Типология конфликтов

По характеру  противоречий

антагонистические;

неантагонистические

По сферам проявления

экономические;

политические;

межнациональные;

международные

По времени  действия

затяжные;

скоротечные

По интенсивности

слабые;

сильные

По масштабам  действия

         локальные;

региональные

По формам проявления

мирные;

немирные

По количеству участников

многосторонние;

двусторонние




 

Такое многообразие типологий конфликта  не случайно. Конфликт в жизни общества выступает как многогранное явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.

Приведенная типология конфликтов может быть расширена в каждом своем пункте. Например, по сферам проявления более детально рассматриваются  конфликты внутригосударственные  и межгосударственные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

межгосударственные и межцивилизационные конфликты

Смысл разделения политических конфликтов на внутриполитические и внешнеполитические более чем очевиден. В последних в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств). Отношения между ними всегда характеризовались взаимной конкуренцией, которая с печальной периодичностью принимала самые острые формы (военные). Принято считать, что государствами движут так называемые национальные интересы. Их основу составляют важнейшие для существования народа-нации потребности: в безопасности, контроле и использовании природных ресурсов, сохранении культурной целостности и национальной специфики. Естественными ограничителями национально-государственных интересов выступают ограниченность ресурсов и национальные интересы других стран.

Реалии XX столетия привели  к тому, что вроде бы достаточно четкое и ясное понятие “национальный  интерес” подверглось существенной метаморфозе. Этот интерес (особенно для  сверхдержав) начал угрожающе разбухать  и достиг планетарных масштабов. Глобализация рынков, технологий, связи, потоков информации привела к  тому, что “национальные интересы”  стали обнаруживать себя далеко за пределами территорий национальных государств. Если, например, нормальное функционирование экономики даже такой  мощной страны, как США, зависит от поставок нефти с Ближнего Востока, то этот регион объявляется зоной  “жизненных интересов” североамериканцев. Если руководители бывшего СССР расценивали  рост западного влияния в Афганистане  как угрозу своей национальной безопасности, они недолго думали, как проще  отстоять свой “национальный интерес”.

Что поделать, современные  технологии не умещаются в рамки  национальных границ. Их масштаб планетарен как по применению, так и по последствиям. Если вырубают тропические леса Амазонки, то через некоторое время плохо будет всем, а не только этому региону. Если Россия загрязняет Байкал, то она вредит не только себе, но и всему миру, ибо, по некоторым оценкам, первый из близких к истощению природных ресурсов — пресная вода, чуть ли не треть которой сосредоточена в знаменитом озере.

По-видимому, современный  мир вплотную подошел к необходимости  создания нового мирового порядка, который  будет основан на приоритете интернациональных, общих для всего человечества интересов. Но пока этого не происходит. Нынешние государства упрямо продолжают претворять в жизнь идею защиты “национальных интересов”, которая в условиях истощения невозобновляемых ресурсов будет неизбежно приводить к увеличению количества межгосударственных конфликтов.

Известные на сегодня способы  противостояния этой тенденции числом невелики, но тем важнее их значение:

интеграционные процессы в экономике (самый яркий пример — достаточно благополучная динамика развития Европейского Союза, потихоньку продвигающегося от экономической  интеграции к политической);

 усиление миротворческой  роли международных организаций  (ООН, ОБСЕ, ОАГ (Организация Американских  Государств), ОАЕ (Организация Африканского  Единства) и др.;

 снижение уровня военного  противостояния под взаимным  контролем;

 привычка к уважению  норм международного права;

 всемерное расширение  общения между народами;

 демократизация внутренних политических порядков в национальных государствах.

Информация о работе Политические конфликты: структура, особенности и типология