Типология конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:34, реферат

Краткое описание

Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностные конфликты могут быть патогенными, позитивными, приводящими к нравственной переоценке, переориентации. В свою очередь, социальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические и т.д. При этом в зависимости от сферы возникновения они бывают семейными, групповыми, в научной, воинской среде, межэтническими и пр. В то же время по своим последствиям конфликты являются позитивными и деструктивными, последние также включают в себя и криминогенные.

Оглавление

Типология конфликтов с. 3
2. Социальная психология личности с. 8
3. Список литературы с. 14

Файлы: 1 файл

Реферат#Социальная психология#.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Здесь важно различать близкие, но не тождественные  понятия: «индивид», «человек», «личность».

     Индивид – понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики, дефференциальной психологии и других отраслей науки. Человек – понятие биосоциальное. Оно шире и в психологическом, и в юридическом смысле понятия «личность». К.К.Платонов говорил, что «личность – это человек как носитель сознания».

     На  Западе отрасль психологии, которая  занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски  личность – это персона.

     Специфика социально-психологического подхода  к пониманию личности заключается в следующем: он объясняет механизмы социализации личности, раскрывает её социально-психологическую структуру, позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на это.

     Специфика социальной психологии личности связана, во-первых, с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы. В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

     Во-вторых, социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.

     В-третьих, социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.

     В-четвертых, социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т.е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.

     Таким образом, социальная психология личности не может обойти проблему мотивации личности в различных видах совместной деятельности людей, проблему мотивации социального поведения.

     Под социальным поведением человека подразумевается форма его активности в обществе и социальных группах, направленная на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности. Регуляторами социального поведения на уровне личности являются ее социальные установки, психологические особенности, ценности, потребности и мотивы. 

     Мотивации социального поведения и аттитюдам  личности уделено особое внимание в настоящем издании.

     Мотивы  и установки поведения могут  быть (полностью или частично) осознаваемы человеком, но могут и совершенно им не осознаваться, особенно если противоречат общественным нормам и отвечающему им «идеальному образу Я» в сознании. В этом случае подлинная мотивация поступков прикрывается рациональной их мотивировкой, оправдывающей сомнительные, с моральной точки зрения, действия.

     Мотивы  могут не сразу осознаваться личностью  и в том случае, если ее социальное поведение осуществляется интуитивно в непривычной для индивида ситуации. Едва ли впервые влюбленная девушка поверит, что ее чувствами руководит потребность продолжения рода. Едва ли малыш, с увлечением малюющий свои первые «шедевры», сознает, что им движет потребность в самореализации.

     Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд  Фрейд, предложив структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа. Он выделяет три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательность. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждения и инстинкты. Существуют два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти.

     Личность  выступает одновременно и как  условие, и как продукт деятельности. Поскольку человек одновременно бывает вовлечен в несколько видов деятельности, приходится говорить об «иерархии деятельностей» с  непременным выделением «ведущей деятельности».

     Иерархия  деятельностей, с точки зрения Леонтьева, определяет структуру личности человека. Но, поскольку признаком деятельности является наличие ее мотива, за иерархией деятельностей лежит иерархия мотивов и потребностей личности.

     Таким образом, социальная психология личности не может обойти проблему мотивации личности в различных видах совместной деятельности людей, проблему мотивации социального поведения.

     Под социальным поведением человека подразумевается форма его активности в обществе и социальных группах, направленная на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности. Регуляторами социального поведения на уровне личности являются ее социальные установки, психологические особенности, ценности, потребности и мотивы. 

     Мотивации социального поведения и аттитюдам  личности уделено особое внимание в настоящем издании.

     Неосознаваемые  мотивы человеческого поведения  стали предметом психоанализа.

     Психоаналитическая  ориентация в социально-психологической теории имеет глубокие корни, уходящие в творчество «отца психоанализа» З. Фрейда.

     Необихевиоризм  полагал социальное поведение детерминированным стимулами, положительно («пряником») или негативно («кнутом») «подкрепляющими» его. Индивид просчитывает количество «пряников» и «ударов кнута», прежде чем совершить действие. Он принимает во внимание не только собственный, но и чужой опыт.

     Когнитивный подход, возражая как против излишнего, с его точки зрения, интуитивизма психоанализа, так и против бихевиорального механицизма, пошел гораздо дальше необихевиоризма в утверждении решающей роли рационального знания в социальном поведении субъекта.

     Несмотря  на историческое соперничество психоанализа, необихевиоризма и когнитивизма, в настоящее время наблюдается тенденция взаимопроникновения их идей. Социальная психология личности обогащается результатами исследований в русле всех трех теоретических направлений, дополняющих и уравновешивающих друг друга.

     Признавая поведение личности зависящим от иерархии ее мотивов, по большей части  неосознаваемых, постъюнгианцы не видят зависимость эту фатальной, а мотивационную структуру жесткой. Свобода рациональной сферы психики, по сути, выражается в свободе интерпретации.

    Мы  непрестанно интерпретируем собственные  эмоциональные реакции и поступки, действия других людей. Мы интерпретируем свое и чужое прошлое в стремлении оценить настоящее и предопределить будущее. Принятие нами решения зависит от интерпретации обстоятельств и собственных способностей. Вместе с тем, характер интерпретации сам детерминирован сложившимися особенностями личности.

     Только  общение, соприкосновение с личностью  другого способно разомкнуть круг, раздвинуть горизонты, расширить диапазон интерпретаций и, следовательно, свободу выбора. Межличностное общение не только предоставляет возможности получения информации и «социального научения», подражания образцам, но и способствует раскрытию потенциала личности посредством переструктурирования ее мотивационной сферы и системы ценностей.

     Как раз на безграничных возможностях межличностного взаимодействия психолога и его клиента, участников группы тренинга основана психотерапевтическая работа глубинных психологов, в первую очередь постъюнгианцев.

     Уже из приведенного выше определения специфики  социальной психологии личности ясно, что эта дисциплина тесно связана с практической работой психолога. Изложение ее теоретической базы, немыслимо без демонстрации приложения теории к опыту общения с реальными людьми, к моему собственному опыту психологического консультирования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Социальная  психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999
  2. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Издательский центр «Академия», 2002
  3. Социальная психология: Учебн. пособие для студ. учр. сред. проф. обр.- М.: Изд. Центр «Академия», 2002

Информация о работе Типология конфликтов