Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

Добавим, что многие эксперты говорят об определенной усталости аудитории от привычных общедоступных каналов. На фоне этого популярность нишевых неэфирных каналов будет расти, что влечет интерес к этому сегменту со стороны рекламодателей. Ведь, как известно, «Большая тройка» популярна в большей степени среди пожилых людей, которые менее интересны рекламодателю. Нишевые же эфирные и неэфирные каналы пользуются спросом платежеспособной молодой аудитории, за которой и «охотится» рекламодатель. Мониторинг выходов рекламы на тематических каналах за 2012 год, проведенный компанией TNS, показал, что в кабельно-спутниковом сегменте около трехсот эксклюзивных рекламодателей, не размещающихся на эфирном телевидении. Причем, одну из лидирующих позиций стабильно занимает категория «Автомобили», что вполне закономерно, так как аудитория таких каналов имеет более высокий уровень доходов.

Кроме того, постепенно нишевое телевидение становится не только площадкой, выгодной рекламодателям, но и площадкой, интересной с точки зрения влияния на общественное мнение. Яркие тому примеры – телеканалы «RT» (ранее Russia today) и «Дождь», а в апреле 2013 года собственный канал «Вместе РФ» запустил Совет Федерации.

Что касается направленности вновь появляющихся форматов, точнее, подформатов, то, скорее всего, активнее продолжит развиваться развлекательный сегмент. Предпочтения аудитории, несмотря на ее усиливающуюся фрагментацию, в последние годы остаются практически неизменными. Нет основания предполагать, что в ближайшие годы вкусы зрителя кардинально поменяются. На современном телевидении наблюдается функциональный перекос в содержании. Функция развлечения стала доминирующей, и это общая тенденция для всей медиасферы. В частности, в московском радиоэфире долю развлекательного контента оценивают в две трети от всего вещания, далее следует информационный и просветительский контент – 27% и 6% соответственно128.

Похожая ситуация и на телевидении. По данным Аналитического центра «Видео Интернешнл», изучившего сетки вещания девяти крупнейших эфирных телеканалов («Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, Рен ТВ, ТНТ, «Домашний», «Перец», ТВ3), развлекательный контент (туда исследователи включают сериалы, фильмы, развлекательные программы) занимает 59% эфира на этих каналах. При добавлении туда же анимации, доля развлекательного показа и вовсе достигает 64%.

Как отмечает А. В. Шариков, изменения в функциональности телевизионного контента во многом предопределены сдвигом от идеологической пропаганды к коммерческой рекламе129. Усиление развлекательной функции произошло за счет ослабления функции просветительской и, в значительной мере, информационной. Это подтверждают и приведенные исследователем расчеты функциональной представленности на ведущих российских телеканалах («Первый канал», «Россия 1», НТВ). Очевидно, что развлекательная функция доминирует: на «Первом канале» с результатом 70,7%; на «России 1» – 71,1%; на НТВ – 62,2%. С учетом того, что подавляющая часть населения смотрит как раз каналы «большой тройки», можно утверждать, что на телевидении произошел функциональный сдвиг в развлечение.

Такое засилье развлекательного контента, безусловно, во многом обусловлено предпочтениями аудитории. Сегодняшний зритель мало чем отличается от зрителя четырехлетней давности, он также большую часть времени проводит за просмотром сериалов и развлекательных программ, чуть меньше внимания уделяет фильмам и новостям (см. Рисунок 4)130.

Рисунок 4. Спрос аудитории на различные жанры телепередач,

в % от времени просмотра

На общедоступных каналах традиционно больше всего зрителей у отечественных сериалов. В этой связи хочется отметить рост «Пятого канала», чья доля в 2011 году увеличилась на 65%, а к середине 2012 года выросла еще почти на 50% и достигла 4,5%. Такие изменения отчасти объясняются тем, что в эфире стали повторять популярные сериалы прошлых лет («Убойная сила», «След» и т. д.). На нишевых эфирных каналах массовую аудиторию собирает кинопоказ и развлекательные программы.

Впрочем, не смотря на то, что информационное вещание, безусловно, утратило былые позиции, оно до сих пор остается существенной частью сетки вещания многих каналов. Ведь, как бы то ни было, телевидение остается мощнейшим информационным ресурсом для большинства людей. Доказательством этому может служить существование специализированных, чисто информационных каналов. И эта тенденция едва ли исчезнет в ближайшие годы.

Кроме того, и исследователи, и сами зрители сходятся во мнении, что на современном телевидении не хватает каналов для подростков. Форматы для детей есть, для молодежи от 18 лет есть, а вот стилистику подростков и их потребности пока не может нащупать ни один канал. М. А. Бережная считает, что не хватает также форматов для пожилых людей (см. Приложение 4)131. Есть отдельные попытки создать подходящие для них программные форматы, но на уровне канала их интересы не отражены, хотя это и очень многочисленная аудитория. Судя по всему, она просто не интересна рекламодателю, гонящемуся за более платежеспособной частью населения.

Существует также запрос на познавательное телевидение. Уже сейчас эта потребность актуализирована. На диаграмме132, отражающей жанровую направленность программ неэфирных каналов, видно, что сразу за развлекательным следует именно познавательный контент, и доля его в общем вещании едва ли уменьшится в ближайшие годы (см. Рисунок 5). Впрочем, считают эксперты, даже те просветительские элементы, которые будут присутствовать, подаваться будут в жанре инфотейнмент.

 

Рисунок 5. Жанровая направленность программ неэфирных каналов России (декабрь 2012 года)

 

Кроме того, некоторые опрошенные нами эксперты высказывают мнение, что могут появиться этнические форматы, отражающие интересы диаспор. М. В. Славин считает, что «могут появиться этнические каналы, которые будут отражать культуру, интересы этнических групп, – тенденция, на мой взгляд, вполне вписывающая в современное общественное развитие. Я не имею в виду канал для мигрантов из ближнего зарубежья, хотя, возможно, появится и такой формат»133.

Если число форматов в ближайшее время едва ли кардинально изменится, то вот потребность в качественном контенте возрастет. Вещатели сконцентрируются не на освоении новых ниш, а на укреплении позиций в уже созданных. Эта тенденция уже находит отражение в том, что производители телевизионных программ приобретают все более заметное место на рынке, получая при этом возможность занять сильные переговорные позиции при заключении сделок с каналами.

Очевидным трендом в развитии форматного телевидения будет постепенное сближение с интернетом, заимствование форм и жанров из всемирной сети. Это происходит уже сейчас. В 2011 году на телевидение пришел «человек из Интернета» – Максим Голополосов, ведущий программы «+100500» (обзор наиболее ярких роликов из Сети). Его появление на телеканале «Перец» стало следствием стабильного успеха интернет-видеошоу с таким же названием, многие выпуски которого имели по несколько миллионов просмотров. Впрочем, на телевидении успех пришел не сразу: в течение первых месяцев аудитория программы была минимальной, и все сразу заговорили о невозможности переноса интернет-программ на эфирную почву. Однако со временем шоу набирало популярность, и по итогам года средние рейтинг (0,6 %) и доля (2,1 %) превысили соответствующие показатели по каналу в целом.

Высказывается мнение, что именно интернет, а не каналы-конкуренты станут главной опасностью уже через год-два. Так Т. С. Соколова отмечает, что «в сети все настолько мультимедийно, изменчиво, что о форматах говорить не приходится. Все может меняться, «переформатироваться» каждую минуту»134. За такими изменениями телевидение едва ли сможет угнаться. Впрочем, оптимисты успокаивают, что едва ли это произойдет слишком скоро. Тем более что часть аудитории (старшее поколение) в любом случае в ближайшие годы останется привержена телевизионным каналам. Как бы то ни было, в условиях гибридизации потокового и нелинейного телевидения, которое позволяет зрителю самому выбирать не только контент, но и время его просмотра, очень важно изначально правильно выстроить формат, привлечь «свою» аудиторию.

 

Заключение

Подводя итоги исследования, можем отметить, что мы выполнили все задачи, которые ставили перед собой. Мы проследили историю происхождения понятия «формат», основные тенденции его употребления. Зародившись еще в XVII веке как исключительно типографский термин, слово «формат» постепенно обрастало новыми значениями. Из полиграфии его заимствовала радио-, а потом и телевизионная индустрия. Применительно к электронным медиа «формат» изначально обозначал лишь технические характеристики: хронометраж, стандарт вещания, способ доставки контента. Позже в это понятие начали вкладывать не только внешние параметры, но и концептуальные, смысловые свойства.

В Россию слово «формат» применительно к телевизионному процессу пришло позже, чем во многие другие страны. Появление нового понятия стало естественной реакцией на изменявшиеся условия медиарынка. 1990-е годы стали временем трансформации СМИ, характеризовавшейся, в первую очередь, переходом на «коммерческие рельсы». Формат стал выступать уже как медиаэкономическая категория, он стал средством ведения диалога со зрителем и удовлетворения запросов аудитории и, следовательно, способом привлечь рекламодателя.

Рассмотрев соотношение понятий «формат» и «жанр» мы выяснили, что их главное сходство – в выполнении схожих функций невербального диалога со зрителем. Основное же отличие проявляется в степени устойчивости признаков: неизменных в жанре и вариативных в формате. Жанр – категория статичная, тогда как формат находится в постоянном поиске и развитии.

В ходе исследования мы изучили опыт радиоиндустрии в описании форматов радиостанций и в типологизации форматов, а также рассмотрели понятие «формат телепрограммы». Как выяснилось, в этих отраслях определение форматов так же хаотично, единый язык относительно данного понятия до сих пор не выработан. Однако медиаиндустрия стремится к упорядоченности, что отражено, в частности, в отраслевом докладе «Радиовещание в России в 2012 году. Состояние, тенденции, перспективы развития»135. Авторы доклада предприняли попытку конкретизировать категорию «формат радиостанции» и выявить основные типы радиостанций в отечественном эфире.

Рассмотренные нами подходы демонстрируют, что на сегодняшний момент и на радио, и на телевидении существует большое число форматов и их разновидностей, отличающихся небольшим набором характеристик, а вот форматов в чистом виде практически нет. Основной вывод, который мы сделали в ходе анализа форматов радиостанций и форматов телепрограмм: формат обязательно надо связывать с несколькими критериями, не зацикливаясь только на функциональном основании или же на тематике, необходимо учитывать многокомпонентность данного понятия.

Изучив существующие дефиниции категории «формат», пообщавшись с экспертами, мы выявили наиболее часто встречающиеся трактовки данного понятия:

- формат как стандарт, эталон, соответствие  определенным нормам и правилам;

- формат как концепция СМИ; набор идей, ретранслируемых через это СМИ;

- формат как определенный вид  контента;

- формат как гарант коммерческого  успеха, способ привлечь конкретную  аудиторию;

- формат как нечто, обеспечивающее  тесную связь с потребителем;

- формат как набор особенных, уникальных характеристик, отличающих данный медиапродукт от других;

- формат как набор определенных  ограничений.

На основе проанализированной информации, мы сформулировали основные величины, определяющие формат телеканала. Это, прежде всего, концепция канала, его тематика, нацеленность на конкретную аудиторию, форма подачи материала, стилистика транслируемой в эфире информации, манера работы ведущих, «одежда» канала, режим вещания.

Также мы предложили свое определение категории «формат телеканала» – это совокупность параметров, определяющих контент канала и особенности его донесения до конкретной аудитории, а также выделяющих этот канал из ряда ему подобных. И сформулировали основные свойства и характеристики формата: гибкость, взаимопроникновение и взаимовлияние, структурность, универсальность, но вместе с тем уникальность, и вживляемость.

Чтобы построить типологию форматов, мы провели эмпирическое исследование, состоящее из двух частей: экспертного опроса и анализа сеток вещания сорока четырех каналов за недельный период. На первом этапе исследования нам удалось выявить три основных формата по функциональному основанию: информационные, познавательные и развлекательные. Затем мы выделили основные типы форматов и подформатов на современном российском телевидении:

  1. Каналы широкого профиля.
  2. Новостные каналы широкого профиля, деловые, региональные.
  3. Информационно-познавательные каналы широкого профиля, военно-патриотические, религиозные, спортивные (с футбольным, теннисным, хоккейным, экстремальным подформатами).
  4. Киноканалы/фильмовые каналы: отечественные фильмы; зарубежное кино; жанровое кино.
  5. Музыкальные каналы: подформаты – отечественная музыка, музыка «шансон», хип-хоп; интерактивный канал.
  6. Детские развлекательные и познавательно-развлекательные каналы.
  7. Познавательные каналы: исторические, культурно-просветительские, научно-популярные, образовательные, о здоровье.
  8. Познавательно-развлекательные каналы: подформаты – прикладной/досуговый.
  9. Развлекательно-познавательные каналы для женщин, о животных.
  10. Развлекательные каналы: молодежный киносериальный, развлекательно-юмористический, молодежный шоу-канал.

Стоит отметить, что на российском телевидении форматы редко существуют в «чистом» виде: чаще наблюдается смешение, взаимодействие нескольких форматов или подформатов. Именно характер этого смешения и определяет особенности каждого отдельного канала, делает его уникальным, узнаваемым, закрепляет за ним определенную аудиторию. Количество подформатов постоянно растет, что доказывает нашу гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Это подтверждают и данные экспертного опроса, и анализ сеток вещания, и результаты изучения самого быстро развивающегося сегмента телеиндустрии – фильмовых каналов.

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов