Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа
Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.
7. Религиозное радиовещание.
8. Спортивное радиовещание.
9. Развлекательное радиовещание.
10. Другие виды радиовещания.
Обратимся теперь к отечественным подходам к типологии радиостанций. Е. Р. Раскатова считает, что существует два типа радиостанций: информационный и музыкальный, а вот форматов внутри этих типов может быть уже несколько. Формат радиостанции исследователь понимает как «нечто, коренным образом связанное с творческой концепцией радиостанции, нечто, выделяющее данную радиостанцию из ряда ей подобных»68 и предлагает разделить формат радиостанции на следующие составные части.
1. Музыкальный формат: любая радиостанция, к какому бы типу она ни относилась, всегда (ну или в большинстве случаев) передает музыку. Главное здесь – четко определить, какая музыка будет уместной на данной радиостанции. Музыкальный формат включает в себя несколько связанных между собой составляющих: произведения, звучащие в эфире; музыкальная «обложка» станции; подбор передач о музыке.
2. Информационный формат: на радиостанции любого типа в сетке вещания есть выпуски новостей и различные информационные передачи. Информационный формат, так же, как музыкальный, можно разделить на составляющие: способы формирования выпусков новостей; информационные передачи («второй эшелон» новостей); аналитические передачи (или их отсутствие).
3. Имиджевый формат имеет следующие составляющие: в первую очередь, это образ, который создают ведущие в эфире; голоса ведущих; имиджевая реклама радиостанции.
4. Технологический формат определяет количество часов вещания в сутки, идёт ли вещание единым блоком или дробится на несколько выходов в эфир и т. д. Технологический формат базируется на соотношении музыки, информации и речи в эфире. Не менее важно распределение по времени и наполнение утреннего, дневного, вечернего, и ночного вещания и, конечно, ритм вещания.
На приведенной ниже схеме69 (см. Рисунок 1) мы можем видеть иллюстрацию того, какие составляющие формата радиостанции подвержены частым трансформациям. Изменения в этих частях слушатель воспримет адекватно, а вот всё остальное при изменении может не просто разочаровать, но и оттолкнуть аудиторию.
Рисунок 1. Составляющие формата радиостанции
В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Радиовещание в России в 2012 году. Состояние, тенденции, перспективы развития» говорится о том, что определенное влияние на формирование форматов вещания радиостанций оказывает «выставление Федеральной Конкурсной Комиссией (ФКК) на конкурсное рассмотрение радиочастот с определением тематически направленных концепций вещания»70. На сегодняшний день это единственный официальный документ, регулирующий тематическую направленность вещания радиостанций в России. Как мы видим, здесь не учитывается многокомпонентность понятия «формат», он, по сути, приравнивается к тематике.
В настоящее время предложено выносить на конкурс не только готовые частоты, но и права на разработку новых частот. Помимо информационного, детского, культурно-просветительского, развлекательного, спортивного вещания есть и так называемая «свободная концепция» вещания, где нет чётких границ функционального, адресного, территориального и тематического критериев. Здесь преимущество у того соискателя, который представит наиболее интересную концепцию и реалистичное технико-экономическое обоснование. «Свободная концепция» явно лидирует по количеству выставленных на конкурс частот – 57 процентов в 2012 году.
Во время подготовки отраслевого доклада было проведено серьезное эмпирическое исследование, посвященное форматам радиостанций, в ходе которого были опрошены 26 экспертов. Результаты опроса в очередной раз показали, что в медиасообществе не выработан единый язык описания форматов. Тем не менее, опираясь на полученные данные и на результаты факторного анализа, авторы предприняли попытку описать типологические характеристики форматов радиостанций. Отечественные радиостанции исследователи делят на разговорные и музыкальные. Среди разговорных выделяют следующие группы:
1. Станции общего характера (или станции широкого профиля, универсальные, полифункциональные, корневые станции). Они содержат программы разнообразных жанров: «Говорит Москва», «Звезда», «Радио России», «Эхо Москвы».
2. Информационные станции
3. Деловые станции: «Бизнес FM», «Коммерсант FM», «Финам FM».
4. Культурно-просветительские
5. Спортивное радио: «Радио Спорт».
6. Радиостанции для детей: «Детское Радио».
7. Юмористическое радио (разговорно-развлекательные): «Юмор FM» (впрочем, эту станцию чаще относят к музыкально-развлекательным), «Comedy Club FM».
В зоне музыкальных станций исследователи выделяют пять разновидностей:
1. Станциисэстрадной, поп-сисрок-направленностисдля молодых мужчин: «КекссFM», «Максимум», «МегаполиссFM», «Нашесрадио», «ENERGY», «Рок FM», «Хит FM», DFM, ЮFM.
2. Станции той же направленности, но для молодых женщин: «Европа Плюс», «Карнавал», «LoveсRadio», «Шоколад», «Монте-Карло», «Romantika», «Best FM».
3. Станции эстрадной направленности для слушателей зрелого возраста: «Весна FM», с«Добрые песни», с«Дача», «Шансон», «Радио 7», «Ретро FM», «Русское Радио».
4. Станции классической и джазовой музыки (или интеллектуальной музыки): «Орфей», «Классик», «Джаз».
5. Музыкально-информационные
Несколько музыкальных станций рассматриваются как особые случаи и выделяются в отдельные группы. Это «Relax FM»; «Серебряный Дождь», занимающий промежуточную позицию между музыкальными и «разговорными» станциями; «Просто Радио», формат которой плохо поддаётся описанию; «Восток FM».
Впрочем, сами авторы исследования признают, что данная классификация не является полной. Выделенные базовые типы можно трактовать как форматы лишь с большой долей условности.
Изученные подходы к пониманию формата радиостанций демонстрируют, что на сегодняшний момент в радиосфере существует большое число форматов и их разновидностей, отличающихся небольшим набором характеристик. Это позволяет нам сформулировать некоторые закономерности в развитии радиовещания. Форматы «плавают» в меняющемся эфире, они находятся в постоянном движении, в постоянном поиске. Мы можем говорить о постоянном взаимопроникновении и взаимовлиянии форматов, о возникновении подформатов как результате этих изменений и колебаний. Стоит отметить, что в отечественном радиовещании форматов в чистом виде практически не существует: российские радиостанции зачастую представляют собой смешанный формат. Главная характеристика российских радиостанций на сегодняшний день – постоянное переформатирование. Этот присущий СМИ процесс развития, движения неизбежен в условиях жесткой конкуренции. Переформатирование – важнейшее бизнес-решение в борьбе за слушателя, без него невозможна эволюция радиовещания.
На телевидении слово «формат» употребляют не столько применительно к каналу в целом, сколько в отношении отдельно взятых программ. Если понятие «формат телеканала» витает в воздухе, оно до сих пор не определено, то с форматами телевизионных передач дело обстоит немного лучше. В мировой практике существует несколько общепризнанных форматов программ. Впрочем, документально, они тоже до сих пор нигде не закреплены.
Для начала попробуем дать дефиницию понятия «формат» применительно к телевизионным программам. Изучив ряд источников (в основном иностранных, так как форматы создаются и покупаются по большей части за границей), мы выделили несколько подходов к определению формата программы. Во-первых, формат понимается как общая концепция программы, как бренд, охраняемый авторским правом71. С другой стороны, формат программы определяют как лицензию на использование имени, производство и вещание уже готовой версии иностранного продукта72. Специалисты Института интерактивного телевидения (ITV Institute) считают, что формат – это структура программы, ее доминирующий стиль73. Более удачную, на наш взгляд, дефиницию формата, предложила И. Н. Кемарская: это «система договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, то, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя»74. В данном определении отражены важнейшие характеристики формата: его уникальность и одновременно некая «шаблонность» и связь с аудиторией.
Данные версии, безусловно, имеют право на существование, но нам они кажутся неполными. На наш взгляд, ближе всего к пониманию формата подошли эксперты англо-немецкой компании «TV Formats»75. Признавая, что нет жестких, строго зафиксированных правил определения данного понятия, они предлагают сначала дать подробную характеристику той или иной программе, для того чтобы приблизиться к пониманию ее формата. Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория, предполагаемое место в сетке вещания, хронометраж, краткое описание, порядок работы, синопсис, бюджет, дизайн, коммерческие возможности.
В самом формате выделяют два направления: так называемый «paper format» – подробный письменный документ, представляющий первоначальную концепцию программы. И «формат телепрограммы» (TV programme format) – как некий «рецепт», в котором перечислены ингредиенты, которые позволяют производить программу в другой стране; информация, собранная в процессе производства и очень краткое описание структуры программы с акцентом на самом необычном и оригинальном.
На сегодняшний день форматы программ – важнейшая составляющая международного телевизионного рынка. В мире ежегодно проходит несколько крупнейших выставок, на которые съезжаются медиаменеджеры со всех регионов. Например, всем известное шоу «Кто хочет стать миллионером» перепроизводилось на 108 территориях. А местные версии Idol появились в 42 регионах. Такая «массовая» закупка форматов обусловлена сразу несколькими факторами:
– приобретая уже готовый продукт, компания снижает собственные риски: ведь идея уже отработана, и ее эффективность проверена, она дала неплохие результаты. Другой вопрос, что любую программу приходится адаптировать в соответствии с местными особенностями;
– аудитория предпочитает смотреть национальные программы (речь в данном случае идет о том, что выгоднее не закупать сами зарубежные программы – они могут показаться инородными; а приобретать именно формат с последующей его адаптацией);
– возможность приспособить шоу для конкретного рынка.
Какие же форматы телепрограмм существуют на сегодняшний день? В этом вопросе также нет единства мнений. Компания BBC, например, свои программы подразделяет на следующие форматы: анимационные; информационные (сводки новостей – bulletins); документальные драмы; документальные фильмы; игры и викторины; обсуждения; имидж-шоу (makeover), характеризующиеся созданием нового облика, преобразованием участников; реалити шоу; шоу талантов; события и представления (обычно это трансляции значимых спортивных, музыкальных, культурных событий); чтение (ведущие читают какое-то литературное произведение)76.
Шарлотт Вортингтон выделяет всего шесть типов77. Это ток-шоу – обычно их ведет популярный человек; спортивные программы – могут идти в различных вариантах: от прямых трансляций до развлекательных шоу. Музыкальные программы: трансляции концертов, видеоклипы, ток-шоу. Также она выделяет игровые шоу, реалити-шоу и новости как важнейшую составляющую контента.
В этом вопросе с ней солидарна и отечественный исследователь С. К. Степанян78. Она также в первую очередь в качестве отдельного формата выделяет именно новости как основу вещания большинства телеканалов. Новости могут быть разной тематики, направленности и т. д. Все их многообразие она делит на две большие категории: «жесткие» новости (hard news) и «мягкие» новости (soft news). «Жесткие» новости сообщают о политике, экономике, международных отношениях, они информируют о катастрофах, войнах, терактах и т. п. Такие новости обычно жестко связаны с конкретным событием, они должны быть оперативными, потому что если, скажем, о падении самолета сообщить через неделю, информация уже не будет актуальной. Все остальные каналы успеют рассказать об этом по десятку раз, и новость, выражаясь языком телевизионщиков, просто «протухнет». «Мягкие» новости рассказывают про театр, литературу, музыку, кинематограф и т. д.
Кроме того, Степанян выделяет еще одно направление в освещении новостей, которое появилось несколько лет назад и продолжает активно развиваться до сих пор. Речь идет об инфотейнменте, сочетании «жестких» новостей и развлечения, когда серьезные темы преподносятся в более легком, доступном ключе, и рассчитаны на более массовую аудиторию. Такое смешение, пишет исследовательница, рождает пограничные форматы, которые зависят уже от конкретного канала и могут варьироваться в соответствии с его спецификой.
Следующее по значимости место Степанян отдает ситкому (sitcom), который на сегодняшний день является одним из самых популярных и продаваемых форматов. Считается, что первым ситкомом была программа «Amos & Andy», выходившая сначала на радио, а с 1951-го года и на телевидении на канале CBS. В основе передачи – жизнь одних и тех же героев (героя) в рамках одной или нескольких сюжетных линий, поданная в юмористическом ключе. Еще одно важное условие – конкретное место действия: дом, офис, больница, школа и т. п. Обычно в этом формате герои не меняются, а события находят свое логическое завершение к концу серии. Каждая новая серия самобытна и может восприниматься отдельно от предыдущих.
Игровые шоу (game show) появились на телевидении в 1950-х годах. В них могут принимать участие как простые люди, так и знаменитости. Это может быть командная или же «сольная» игра. Основная задача – правильно ответить на вопросы, победить в конкурсе и получить приз. В игровых шоу существует несколько направлений. Самая простая форма – это викторина. В России такие программы появились уже давно. Яркий пример – выходящая в эфир уже с 1990-го года, но до сих пор пользующая популярностью программа «Поле чудес». В другой разновидности игрового шоу участники соревнуются в ловкости и смелости. В «игре знатоков» (panel game) состязаются команды известных людей (экспертов), ведущий обычно тоже известная личность. В отличие от других шоу в этом действующие лица, как правило, не меняются. Участников шоу «поиск работы» (job search) проверяют на «профпригодность». Они должны выполнить множество заданий и показать, что владеют необходимыми для их профессии навыками. Победитель получает приз – контракт на работу по заявленной специальности. Еще одна разновидность – шоу «самосовершенствование» (self-improvement). В его начале участник или его знакомые рассказывают о том, что бы хотели улучшить в его характере, внешности и т. д. Затем группа экспертов помогает герою, дает ему советы или рекомендации, как правильно себя вести, как лучше одеваться, как строить отношения с окружающими и т. п. В итоге участник должен преобразиться, в конце программы его возвращают в привычную обстановку, где уже друзья и родственники должны оценить произошедшие изменения. Еще одна популярная разновидность игровых шоу – «скрытая камера» (hidden camera). Обычно это предполагает веселые и, порой, небезобидные розыгрыши случайных людей. Главное, чтобы камеру никто не заметил, ведь зрителю важна именно непосредственная реакция участников: кто-то от души посмеется, кто-то разозлится, а кто-то может даже упасть в обморок от неожиданности. Похожий формат – «розыгрыш» (hoaxes). В этом шоу, как и в «скрытой камере», разыгрывают людей, но камеру не прячут. В игровом реалити-шоу (real game show) действие длится несколько дней или даже недель. Любовное шоу (dating game show) построено на том, что кто-то добивается благосклонности одного из участников программы.
Информация о работе Типология форматов российских телеканалов