Типология форматов российских телеканалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Файлы: 1 файл

диссертация.doc

— 2.49 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

 

Факультет медиакоммуникаций
Магистерская программа «Менеджмент в СМИ»
Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

 

 

 

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Типология форматов российских телеканалов

 

 

Студент группы № 743Ж

Тютюнина А. В.

 

Научный руководитель:

к. п. н., профессор,

Шариков А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 
Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.

Между тем, употребляют его достаточно часто. О популярности данного понятия мы можем судить, в том числе, на основании его активного использования в материалах СМИ: «Муз ТВ и MTV меняют формат»1, «Полностью соответствуя формату НТВ, это шоу делает ставку на скандал»2. «Телеканал "Юрган" выйдет в новом формате уже в апреле»3, «Телеканал "Санкт-Петербург" – первый телеканал сити-формата в Северной столице»4. Почему же это слово употребляют так охотно? Что это – требование времени, отражение новых реалий или просто мода? Что такое «формат телеканала», и какие форматы каналов существуют на российском телевидении?

Появление слова «формат» и его закрепление в русском языке явилось естественной реакцией на размывание основных понятий, организующих СМИ: жанр и стиль. Тяга к употреблению иностранного понятия отразила стремление медиасферы к упорядоченности и определенности. Однако как раз определенности «формат» не добавил. Как отмечает один из опрошенных в ходе исследования экспертов И. А. Полуэхтова, «каждый человек понимает "формат" по-своему, при этом все приблизительно представляют, о чем идет речь»5. Возникновение нового понятия породило ряд дискуссий среди исследователей СМИ о его соотношении с привычными жанром и стилем. Однако до сих пор по данному вопросу не выработано единого мнения.

Применительно к телевидению понятие «формат» изначально затрагивало только технические параметры: хронометраж передачи, способ передачи сигнала (HDTV, DVB-T, HD DVD), но постепенно формат обретает и качественные характеристики. Сейчас это слово часто используют применительно к конкретной телевизионной программе, впрочем, словосочетание «формат телеканала» употребляется не реже, хотя и не имеет до сих пор четкого определения.

Что касается причин популярности данного понятия, многие практики СМИ считают, что появление формата обусловлено требованиями современного медиарынка, формат – продукт новых реалий. В условиях потокового телевидения легче и выгоднее работать по определенному шаблону. Однако, с другой стороны, несмотря на стандартизированность и нивелирование индивидуальных черт, внутри формата идет постоянный творческий поиск: он, в отличие от жанра, не может долгое время находиться в статичном состоянии.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выработать четкую дефиницию категории «формат телеканала», соответствующую современному состоянию медиасферы; выявить, какие характеристики определяют формат телеканала, чтобы и практики, и теоретики медиа могли говорить на одном языке, вкладывая в понятие «формат телеканала» одно и то же значение.

Кроме того, понимание механизмов функционирования форматного телевидения позволяет осуществлять эффективное управление каналом, выстраивать конкурентоспособные стратегии, что особенно важно в связи с увеличением количества нишевых каналов на медиарынке и с планируемым переходом от аналогового к цифровому телевидению. Конкуренция на телевизионном рынке растет, в том числе, из-за нарастающей конкуренции со стороны новых медиа. Поэтому умение просчитать потребителя, продать идею – один из ключевых навыков современного телевизионного профессионала6. Понимание природы форматного телевидения позволяет выстраивать эффективную работу не только на уровне менеджмента, но и на уровне людей, непосредственно участвующих в подготовке контента к эфиру (журналистов, операторов, режиссеров и т. д.). Очень важно, чтобы сотрудники изначально приняли заданный формат, хорошо поняли его особенности и важнейшие характеристики, и тогда они уже по наитию будут мыслить «форматно». Впрочем, безусловно, важно оставить им и пространство для творческих идей, ведь, как мы уже отмечали, формат – понятие динамичное, если действовать только в рамках шаблона, никакого развития происходить не будет. Сейчас же форматное самоопределение телеканалов находится в хаотичном состоянии: зачастую каналы или не дают определение своему формату, или дают, но недостаточно емкое, ограничиваясь общими характеристиками.

Добавим, что ясность относительно собственного формата важна и с юридической точки зрения. В международной судебной практике зафиксированы случаи, когда форматы явно заимствовали (если не сказать воровали), но автор не мог получить никакой компенсации как раз из-за нечеткого определения собственного формата.

Объектом данного исследования выступают российские телеканалы.

Предметом исследования – форматы российских телеканалов.

Цель данной работы – построить типологию форматов российских телеканалов.

В соответствии с целью формулируем основные задачи исследования:

  1. Проследить историю происхождения понятия «формат».
  2. Определить тенденции употребления понятия «формат».
  3. Изучить опыт форматирования на примере радиостанций.
  4. Рассмотреть понятие «формат телепрограммы».
  5. Определить основные свойства и характеристики формата телеканала, сформулировать дефиницию понятия.
  6. Выявить основные существующие на современном российском телевидении типы форматов каналов.
  7. Выявить тенденции и перспективы развития форматов телеканалов.

В качестве теоретических методов исследования в данной работе мы будем использовать анализ научной литературы, этимологический анализ, историко-генетический анализ, метод типологизации, сравнительный анализ. В качестве методов эмпирических – экспертный опрос (в ходе исследования планируется опросить минимум семь экспертов), анализ сеток вещания сорока четырех российских телеканалов.

Теоретико-методологической базой исследования стали теория типологизации (Г. Беккер7, М. Вебер8, Г. Г Татарова9 и др.), теория жанров СМИ (Р. А. Борецкий10, С. Н. Ильченко11, А. Г. Качкаева12, Г. В. Кузнецов13,

Г. В. Лазутина14, Г. Я. Солганик15, А. А. Тертычный16 и др.); теория телевизионной журналистики (А. Моран, Дж. Мэльбон17, Г. В. Кузнецов18,

В. С. Саппак19 и др.); теория радиожурналистики (А. Альбарран20, В. В. Смирнов21, В. А. Сухарева22, А. А. Шерель23).

Эмпирической базой исследования являются сетки вещания сорока четырех российских телеканалов (в период с 19 по 25 марта 2013 года), телевизионные программы российских телеканалов, базы данных TNS, результаты экспертных опросов.

Гипотеза исследования: в настоящее время на российском телевидении наблюдается тенденция к «форматному дроблению», понимаемому как появление внутри уже существующих форматов телеканалов более узких, дробных категорий, именуемых «подформаты».

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в науке до сих пор не выработано точного, единого определения категории «формат телеканала».

  1. В данной работе мы впервые подробно рассмотрим и проанализируем понятие «формат телеканала».
  2. Также в рамках исследования мы впервые проведем экспертный опрос практиков и теоретиков телевидения, посвященный категории «формат телеканала».
  3. Кроме того, планируется сформулировать дефиницию понятия «формат телеканала», определить его основные свойства и характеристики, построить типологию форматов российских телеканалов.

Практическая значимость исследования.

В условиях усиливающейся специализации телевизионного вещания, в преддверии перехода к цифровому телевидению для эффективного управления телевизионным процессом особенно важно понимать, что формирует лицо канала, как найти свой «формат», как определить свое место в эфирном пространстве. Чтобы предотвратить утечку зрителей, необходимо понимать, как в условиях заявленного формата оставаться конкурентоспособным. Ведь когда несколько телеканалов имеют сходный формат, аудитория «кочует» с одного канала на другой.

Более того, «кочевать» могут не только зрители, но и рекламодатели. Сейчас реклама на нишевом телевидении растет опережающими по сравнению с крупными вещателями темпами24. По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, в 2012 году прирост рекламы на эфирном телевидении составил всего 9 процентов, в то время как на кабельно-спутниковом эта цифра равна 27 процентам25. Аналитики объясняют: аудитория фрагментируется, каналы уже не могут предложить «что-нибудь для каждого», специализированные каналы постепенно набирают в доле, и рекламные бюджеты уходят именно туда. Как считает один из самых успешных медиаменеджеров России, основатель Рен ТВ и совладелец журнала «The New Times» Дмитрий Лесневский, «не надо гнаться за универсальностью, лучше рассчитывать на узкую аудиторию — но рассчитывать точно»26.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава посвящена категории «формат» в медиаиндустрии. В ней мы обратимся к проблеме определения «формата», рассмотрим историю происхождения данного понятия, его многозначность и тенденции употребления, проанализируем соотношение понятий «формат» и «жанр». Здесь же планируется изучить опыт радиовещания в сфере определения формата радиостанций и определить, что такое формат телепрограммы. Вторая глава посвящена категории «формат телеканала». В ней мы планируем дать определение данному понятию, сформулировать основные свойства и характеристики формата телеканала. Также планируется изучить типологизацию как метод научного познания; проанализировать сетки вещания российских телеканалов; определить основные свойства и характеристики форматов российских телеканалов; выявить основные типы форматов российских телеканалов; рассмотреть тенденции и перспективы развития форматов каналов на российском телевидении.

 

Глава 1. Категория «формат» в медиаиндустрии:

к проблеме определения понятия

 

1.1. История происхождения  понятия «формат»

Согласно историко-этимологическому словарю слово «формат» (от лат. formo – придаю форму) появилось в русском языке в XVIII веке и изначально использовалось в типографском деле в значении «размер печатного издания, размер листа»27. В Оксфордском этимологическом словаре мы находим схожее значение: «общепринятая, установленная структура книги, характеризующаяся, прежде всего, размером печатного листа»28.

Исследователи медиа Альберт Моран и Джастин Мэльбон считают, что появление формата неразрывно связано со становлением системы механической репродукции печатных изданий. В книге «Понимание глобальных телеформатов» («Understanding the global TV formats»)29 они пишут о том, что самый ранний пример успешного использования и адаптации формата – это Библия. Именно она стала первой печатной книгой в Европе, правда, изначально издавали ее только на латыни – языке, читать на котором мог ограниченный круг людей. Чтобы поднять продажи, издателям пришлось перевести Библию на национальные, понятные широким слоям населения языки. Результат этой адаптации не заставил долго ждать: продажи резко поползли вверх.

В полиграфии под форматом30 подразумевают величину, характеризующую длину полной строки и высоту полосы набора; размер тетради, листа, карточки и т. п. Всем хорошо известно разделение печатной продукции по формату: форматы А2, А3, А4 и т. д. Эти форматы соответствуют международной системе стандартов ISO 216. В России широкое распространение они получили в связи с начавшимся массовым использованием импортной полиграфической техники. В стандарте ISO отношение длины листа к ширине во всех форматах равняется отношению квадратного корня из двух к единице (1,4142:1), то есть ширина и длина страницы относятся друг к другу так же, как сторона и диагональ квадрата. Помимо широко распространенных форматов А существуют форматы серии B, которые используются там, где неприменима серия А. Также есть серия C, которая чаще всего используется при обозначении форматов конвертов31.

В случае с печатной продукцией мы можем говорить о формате как о термине, отражающем не просто внешние признаки, а определенные стандарты полиграфической промышленности.

В начале 1950-х слово «формат» начинают использовать применительно к радиостанциям32. Если до этого программы делались в основном по принципу «что-нибудь для каждого», то теперь с усилением конкуренции и с появлением новых музыкальных стилей начинается рост специализации станций. Вначале форматом называли набор музыкальных направлений, звучащих в эфире, но постепенно содержание понятия меняется. С 1970-х оно стало означать принципы программирования всей радиостанции. Сейчас существует более ста разновидностей формата, подробнее об основных мы поговорим в разделе «Типология форматов радиостанций: мировой опыт».

Информация о работе Типология форматов российских телеканалов